27 Июля 2024 Суббота

Горько!
Алексей Бершацкий Мединдустрия
11 июня 2013, 14:18
Фото: i1os.com
8135

Союз частного кардиоцентра и Нижегородского ТФОМС опирается на традицию «стерпится – слюбится»

В реестр ТФОМС Нижегородской области занесено 25 частных компаний. Опыт одной из них – Центра хирургии сердца «КорАлл» – пока лишь подтверждает всероссийскую тенденцию: частники, в большинстве своем, не видят в ОМС никакого профита, кроме политического. Да и тот пока весьма туманен.

«ФФОМС видит процедуры чересчур «стандартными». Как если бы ты сел в машину, проехал 30 километров, – и израсходовал стакан бензина. Но по дороге ты можешь попасть в пробку или, не дай бог, в аварию… А денег тебе дали только на стакан бензина», – рассуждает о величине тарифов ОМС заведующий рентгенохирургическим отделением Владислав Артемьев. Сравнений из мира автопрома не избежать – нижегородский Центр хирургии сердца «КорАлл» расположен на городской окраине, в непосредственной близости от Горьковского автозавода.
«КорАлл» (ОАО «Нижегородский кардиохирургический центр») с момента своего образования в 2002 году и довольно долгое время был одной из основных в регионе кардиохирургических клиник. Конкуренцию в сегменте ему могло составить лишь ГБУЗ «Специализированная кардиохирургическая клиническая больница». Стоимость коронарографии – «золотого стандарта» диагностики для пациентов с ишемической болезнью сердца – в «КорАлле» составляет 20 тысяч рублей. Эта сумма обеспечивает саму процедуру и один койко-день пребывания в стационаре. Операция же на сердце в среднем стоит около 250 тысяч рублей. «Конечно, для большинства кардиологических больных это были и есть неподъемные суммы. Поэтому они шли в государственные медицинские учреждения», – рассказывает Артемьев, добавляя, что в некоммерческом секторе пациентов ожидали длинные очереди.
С проблемой оттока пациентов «КорАллу» пришлось по-настоящему столкнуться около трех лет назад. В рамках нацпроекта «Здоровье» и программы модернизации отрасли стали строиться и открываться крупные федеральные центры, в том числе – кардиохирургические. Например, центры сердечно-сосудистой хирургии в Пензе, Астрахани, Челябинске, где людей стали принимать по датируемым из бюджета квотам. К тому же и на базе Нижегородской ГКБ №13, на площадях которой базируется сам «КорАлл», открылся собственный нейрососудистый центр экстренной кардиохирургии. «Выходом из положения нам представилась возможность работать в ОМС», – объясняет Артемьев.
Так, с 1 января 2013 года «КорАлл» в рамках ОМС оказывает три вида помощи: амбулаторную по кардиологии, стационарную и диагностическую (выполнение селективной коронарографии).
За I квартал 2013 г. по полису ОМС в «КорАлле» обследовались около 200 пациентов – в большинстве случаев (157 человек) прошли процедуру коронарографии. «Коммерческих» же клиентов за это время было 130 человек. Причем число пациентов, оплативших услугу из собственного кармана, вопреки опасениям менеджмента клиники, не уменьшилось, а осталось примерно на прежнем уровне.
Но перспективы «хождения в ОМС» не прояснились. Судить о том, как повлияет интеграция на финансовые показатели клиники, в «КорАлле» не спешат. Однако многие недостатки этого взаимодействия владельцам и менеджерам компании уже видны. «В системе ОМС все строго, как в армии, – меняет систему образов Владислав Артемьев. – Во-первых, статьи финансирования. Основные из них – это расходные материалы, хозяйственный и мягкий инвентарь, зарплата. Если у нас в порядке весь хозяйственный инвентарь, ремонтировать его или покупать новый не нужно, то почему бы не взять деньги из этой статьи и не перенаправить их на заработную плату. Согласно действующим тарифным правилам, мы это не можем сделать. Между тем, чтобы удержать врача у себя, нам нужно платить ему больше, чем предлагают государственные медучреждения. А в тарифах ОМС на заработную плату закладывается чуть больше тысячи рублей с одной коронарографии, а на прибыль, без которой коммерческие организации не могут развиваться, вообще средства не предусмотрены…»
Кроме того, сетует Артемьев, тарифы ОМС не только не способствуют получению прибыли, но и не предусматривают возможные издержки «на рисковые ситуации». За короткое время участия в страховых схемах «КорАлл» выявил еще одну трудно исправимую системную ошибку. Областной Минздрав направил клинике список пациентов, стоящих на учете в областном кардиоцентре. В ходе обзвона потенциальных клиентов выяснилось, что большинство из них готовы лечиться, однако сдать анализы платно (то есть быстро и в одном месте) многим не по карману. Значит, им приходится идти в поликлинику по месту жительства, а поскольку у всех анализов есть свои «сроки годности», то процесс их сбора часто затягивается. Причем по совершенно немыслимым поводам. «Некоторые пациенты, как правило, жители отдаленных районов области, получают от нас приглашение на обследование и приходят за направлением к участковому врачу. А тот и вовсе, оказывается, не в курсе, что свершилось такое чудо, и теперь по полису ОМС можно лечиться в частных клиниках. «Бабушка, в какой, простите, «КорАлл» вас могли пригласить? – говорит он. – Не выпишу я вам направление. Там смеяться надо мной будут, если вы туда с этим направлением приедете». В таком случае нам приходится связываться с руководством поликлиники и разъяснять ситуацию. Куда это годится?» – возмущается Артемьев.
Но и это не последнее, вызывающее недоумение, обстоятельство ГЧП через ОМС. Списки пациентов, направляемые из Минздрава, формируются по территориальному принципу, что тоже лишает «КорАлл» потенциальной клиентуры. «Иногда люди, которых нет в этом списке, приходят к нам с намерением получить лечение, но мы вынуждены им отказывать, они территориально закреплены за другой частной клиникой», – объясняет Артемьев.
Следующий сбой вызывает избыточность числа страховых компаний, работающих в ОМС. Предоплату за клиентов от каждой страховой компании «КорАлл» получает в начале месяца. «Закрывающий» платеж приходит в конце месяца, однако пациентов, застрахованных в одной компании, приходит больше, чем планировалось, а пациентов, обслуживаемых другим страховщиком, – меньше. «В итоге избыток мы не можем израсходовать, а средства, которых недостает, покрыть как-то должны», – разводят руками менеджеры клиники. Не обходится без путаницы и обмен документацией со страховыми компаниями. Во-первых, самой по себе отчетности стало больше. Во-вторых, передается она исключительно в закодированном электронном виде с помощью программ, у которых засекречено даже название. Новое ПО, которое, кстати, клиники, приобретают за свой счет, дает сбои, «снимающие» пациентов с оплаты. Только по итогам марта в «КорАлле» недополучили порядка 200 тысяч рублей: врачи заполнили всю необходимую документацию, бухгалтерия ее отправила, а медэксперты страховой компании получили бланки с пустыми полями из-за ошибки программы. Но даже эта сумятица пока не отвратила «КорАлл» от клиентов с полисами. Мотивы стойкости типичные: если в итоге все частные клиники обяжут работать по ОМС и одноканальному финансированию, рассуждает Артемьев, то для непривычных игроков рынка это будет ударом, а у «КорАлла» к тому времени накопится пусть и горький, но опыт.
тфомс нижегородской области, коралл, омс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении