18 Сентября 2024 Среда

Гордиевы вувузелы
Максим Сильва-Вега
16 июня 2014, 19:54
3944

Бразильцы считают, что вместо стадионов надо было строить больницы

В минувший четверг в городе Сан‑Паулу стартовал 20‑й чемпионат мира по футболу. Несмотря на общеизвестную любовь бразильцев к этому виду спорта, выросшая за время подготовки в два раза – до $11 млрд – сумма расходов на проведение мундиаля‑2014 вызвала в стране многомиллионные акции протеста. Согласно соцопросам, около половины граждан Бразилии уверены, что эти средства следовало потратить на развитие здравоохранения. С окончанием чемпионата повод для возмущения не исчезнет – в 2016 году Бразилия принимает летнюю Олимпиаду.

МУНДИАЛЬНЫЙ ЗВОН

Наиболее динамично развивающиеся страны мира используют крупные международные соревнования и форумы как рекламные мероприятия, символизирующие прорыв государств-организаторов в мировой экономике. Так было с Олимпийскими играми в Сеуле, Пекине и Сочи. Подтверждает тенденцию и Бразилия, ставшая за последние 10 лет седьмой экономикой мира (в 2012 году ВВП страны достиг отметки в $2,2 трлн) и вполне способная, по мнению национального правительства, достойно провести Чемпионата мира по футболу.

Беззаветная любовь бразильцев к лучшей на свете игре с мячом и предвкушение домашнего мундиаля омрачились осознанием итоговой цены праздника. Когда выяснилось, что казне на организацию главного турнира ФИФА придется потратить вдвое больше запланированного, народ возмутился и повалил на митинги против бездарного расходования бюджетных средств. Начиная с прошлого лета акции протеста проходили регулярно, в демонстрациях недовольства приняли участие более миллиона человек. По результатам опроса, проведенного в Бразилии в июне 2013 года, 48% населения считали, что слабое развитие системы здравоохранения является самой главной проблемой в стране. Опрос, состоявшийся уже в нынешнем году, зафиксировал: 61% респондентов убеждены, что проведение ЧМ отбирает деньги у здравоохранения, образования, социальных программ. Критики власти даже подсчитали, что вместо стадионов можно было построить 1,2 тысячи новых больниц. Лишь 34% опрошенных поддержали тезис о том, что ЧМ принесет пользу, так как будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию экономики. Эта часть бразильцев верит расчетам своего правительства, заявившего, что приезд на ЧМ 600 тысяч зарубежных туристов приведет к увеличению ВВП страны на 0,5%.

Впрочем, скептиков, обнаруживающих помимо негативных социально-экономических последствий недочеты в готовности Бразилии к мундиалю-2014, заметно больше. ≪Мне стыдно, что мы создаем такой образ в мире≫, – признался СМИ знаменитый бразильский футболист, член оргкомитета ЧМ Роналдо.

≪Остается надеяться только на чудо≫, – заявил в интервью газете O’Globo президент Федерации врачей Бразилии Жеральдо Ферейра, комментируя готовность к чемпионату медицинских служб страны. По официальным прогнозам, во время матчей в окрестностях каждого из стадионов будут собираться по 100 тысяч болельщиков. ≪Если предположить, что, как это обычно бывает, около 2% от этого числа людей будут нуждаться в медицинской помощи, то нам действительно остается уповать лишь на Бога≫, – волнуется Ферейра, имея в виду ситуацию в бразильских клиниках, которые и в штатном режиме вынуждены преодолевать дефицит коечного фонда и размещать пациентов в коридорах, а порой и на полу.

20 ЛЕТ В ОФСАЙДЕ

Бразилия в последние пару десятилетий демонстрирует бурный экономический рост. За эти годы в стране с населением 196 млн человек число представителей среднего класса выросло на 40 млн человек. Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 69,66 года в 1998 году до 74,6 года в 2012-м (в 1940 году этот показатель составлял 45,5 года). По данным PriceWaterhouseCoopers за 2012 год, потребление товаров и услуг приносило 61% ВВП страны. Благоприятный инвестиционный климат, созданный регуляторами, ежегодно привлекал из-за рубежа до $65 млрд. Последовательный рост платежеспособности населения вызвал повышение спроса на качественные медицинские и фармацевтические услуги. В то же время самые широкие слои населения стали активнее напоминать власти о закрепленном конституцией 1988 года праве на универсальное здравоохранение.

Несмотря на экономические прорывы, Бразилия по-прежнему представляет собой государство, где социальное расслоение и дисбаланс развития территорий особенно болезненно проявляются именно в здравоохранении. В северных, труднодоступных регионах страны регистрируется около трети всех случаев заражения малярией в Латинской Америке. На высоком уровне держатся показатели детской смертности: по данным Всемирного банка, в Бразилии фиксируется 14 летальных исходов на 1 тысячу населения, в то время как в России – 10, а в Испании – 5 случаев. Доступность и качество медуслуг крайне низки в отдаленных районах и в фавелах – бедных кварталах крупных городов. По данным ВОЗ, на 10 тысяч населения в Бразилии приходится 23 больничные койки, в то время как в соседней Аргентине этот показатель вдвое выше – 47 коек (в России – 97).

Индустрия здравоохранения развивается сегментарно, во многом благодаря частному сектору, опирающемуся на платежеспособный спрос. В стране выросло число компаний, включающих в соцпакеты для персонала медицинскую страховку. Уже к 2009 году объем рынка частных медуслуг составлял $45 млрд, в то время как бюджет государственной системы здравоохранения едва дотягивал до $40 млрд. С 2009-го по 2012 год число бразильцев, пользующихся полисами ДМС, увеличилось на 17%. И сегодня около четверти граждан Бразилии предпочитают лечиться у частников за счет страхового покрытия стоимости медуслуг. По данным на 2012 год, частный сектор располагает 70% совокупного коечного фонда бразильских клиник.

Одновременно растет число бразильцев, не удовлетворенных качеством и доступностью медпомощи: ежегодно в суды поступает до 10 тысяч пациентских исков. В 70% случаев тяжбы решаются в пользу истцов – только в 2012 году правительство потратило на удовлетворение медицинских претензий граждан более $150 млн.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ КОМАНДЫ

Нельзя сказать, что власти не предпринимают попыток придать системе здравоохранения осмысленный инвестиционный и модернизационный импульс. Уже более 10 лет в стране осуществляется государственная программа Bolsa Familia, охватывающая самые бедные слои населения (согласно официальной статистике, доходы 26% бразильцев не превышают $56 в месяц) и предусматривающая выделение на каждого ребенка из малообеспеченной семьи около $15–20 в месяц – на вакцинацию от вирусных заболеваний и получение начального образования.

При поддержке государственного Банка развития Бразилии осуществляется программа Profarma, призванная по понятной нам схеме увеличить качество и долю продуктов отечественного фармпрома, наладить выпуск недорогих дженериков. До целевых показателей Profarma бразильцы, может быть, пока и не добрались, но на пути лекарственного импортозамещения продвинулись. Бразилия уже стала первым по величине – около $26 млрд – фармацевтическим рынком Южной Америки, на ее долю приходится около 40% всего производства лекарств в регионе. По данным агентства MсCann Health, национальный фармрынок в 2012 году прибавил 16%, а его розничный сегмент – более 20%.

Особые усилия правительства направлены на преодоление острейшего дефицита медицинских специалистов разного профиля и квалификации. В Бразилии большинство врачей работают в крупных городах и преимущественно в частном секторе. Катастрофически не хватает отрасли младшего и среднего медперсонала – если в странах с развитой системой здравоохранения на одного врача приходятся в среднем три медсестры, то в Бразилии этот коэффициент составляет 1 к 0,5. Год назад президент Бразилии Дилма Руссефф объявила о запуске госпрограммы ≪Больше врачей≫, нацеленной на покрытие дефицита медперсонала в провинциальных лечебных учреждениях. Каждому квалифицированному специалисту была предложена зарплата в $4 250 в месяц, но этот оффер не вызвал энтузиазма в бразильском врачебном сообществе: из 15 460 вакансий на первом этапе реализации программы удалось закрыть лишь 938 позиций. Следующим шагом правительства стал призыв в Бразилию специалистов из-за рубежа, с экспатами вышло удачнее – за год в страну приехали почти 15 тысяч врачей из Аргентины, Кубы, Португалии, Испании и других стран. Помимо этого, Дилма Руссефф запустила госпроекты по модернизации программ медобразования и созданию дополнительных мест в медицинских учебных заведениях. По планам правительства, к 2021 году эти проекты должны дать системе здравоохранения 36 тысяч новых специалистов.

БОЛЕЗНЫЕ И БОЛЕЛЬЩИКИ

Понятно, что далеко не все граждане страны готовы проявить понимание и терпеливо ждать обещанных правительством социальных благ. Недовольство, подогреваемое известиями о миллиардных затратах на проведение ЧМ на фоне общего торможения экономического роста (в I квартале 2014 года ВВП вырос лишь на 0,2% вместо запланированных 0,4%), выплескивается демонстрациями на улицы 12 принимающих мундиаль-2014 бразильских городов. У каждого протестующего своя причина для возмущения – кто-то не может получить дорогостоящий препарат для лечения редкого заболевания, кто-то несколько месяцев ждет очереди на обследование или операцию.

≪Болезнь бразильской системы здравоохранения заключается не столько в нехватке врачей, сколько в неразвитой инфраструктуре и системе обеспечения услугами и технологиями, – говорит в интервью The New York Times бразильский хирург Хозе Луис Леао. Он работает в государственной клинике в городе Озаску, где проживает около 700 тысяч, в основном небогатых, человек. По словам врача, за последние несколько лет условия работы немного улучшились, но все равно по-прежнему не хватает оборудования и расходных материалов, а квалифицированные медики недовольны заработком $25 в час. Для того чтобы пройти диагностику, пациентам приходится отправляться в другие города. Впрочем, по его словам, даже в Сан-Паулу ожидание приема специалиста может длиться несколько месяцев.

Казалось бы, при неразвитой инфраструктуре и огромном спросе на медуслуги рынок здравоохранения Бразилии давно должен был стать привлекательной сферой для инвестиций. Рассуждая таким образом, правительство активизировало эксперименты по развитию ГЧП: власти запускают программы кредитования частных компаний для закупки оборудования, получая взамен услуги в тех сферах, где государственной медицине явно не хватает ресурсов. Однако, похоже, этих усилий недостаточно.

Главным препятствием для притока капитала, полагают местные эксперты, остаются законодательные ограничения, которые существуют в стране в отношении зарубежных инвестиций в сектор медуслуг. Бразильские клиники, остро ощущающие эти противоречия, начали лоббистскую кампанию по изменению нормативной базы в этой области, но пока особо не преуспели. Политическая элита опасается выпустить из рук инструменты контроля над отраслью и по-прежнему полагается на проведение массированных бюджетных вливаний – о том, что из-за бюрократии и коррупции эффективность этих трат сомнительна, чиновники предпочитают не задумываться.

Дилма Руссефф признает масштаб предстоящей работы по превращению деклараций в реальность. Отвечая на критику по поводу удвоения расходов на ЧМ, она заявила, что согласна со многими претензиями, в том числе с теми, что граждане страны предъявляют государственной системе здравоохранения. Кроме того, вполне логично, что растущий средний класс имеет больше желаний и требований. ≪Эти стремления, – примирительно философствует госпожа президент, – являются естественной частью природы человека, живущего в современном обществе. Когда человек что-то получает, он хочет большего, и это в целом очень хорошее стремление≫. Однако Дилма Руссефф в корне не согласна с теми, кто считает, что мундиаль вредит Бразилии и бразильцам, напротив, по ее мнению, спортивный праздник лишь укрепит позиции страны на мировой арене.

Понятно, что после такого заявления акции протеста только усилились. Как несомненно и то, что нынешняя волна социального возмущения явно не последняя. Бразилия выиграла право на проведение летней Олимпиады-2016, государственные инвестиции в этот проект запланированы на уровне ≪магической≫ отметки в $11 млрд. Опираясь на опыт ЧМ, можно предположить, что эта сумма существенно вырастет, а вслед за ней – и народное недовольство дорогостоящим спортивным праздником.

бразилия

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»