27 Июля 2024 Суббота

Гигиеной огненной
Василий Когаловский Мединдустрия
18 декабря 2015, 12:14
2987

Как земский санитарный врач мечтал поставить здравоохранение России с головы на ноги

Реформировать медицинское дело в России, выстроив систему здравоохранения снизу, от провинциального врача, а не сверху, от министра, – такой задачей задался в 1917 году врач гигиенист Захарий Григорьевич Френкель. Его замысел рухнул вместе с Временным правительством. Большую часть жизни доктор Френкель потратил на то, чтобы убедить власть смотреть на здоровье нации и конкретных людей с профилактических позиций. То есть 100 лет назад радел ровно о том, чем озабочены сегодняшние распорядители бюджетов и организаторы здравоохранения.

Френкель прожил 100 лет, почти поровну разде­ленных революцией. Он был выходцем из ма­ленького украинского городка, поступившим в университет и, казалось, выбившимся в люди. Но практическая врачебная деятельность и политические убеждения заставляли его обращать внимание на то, как живет сельская и городская беднота.

После университета Френкель приехал слу­жить санитарным врачом в Новоладожский уезд Петербургской губернии, как раз в разгар эпидемии оспы, случившейся в промежутке между волнами холеры. От прививок местные жители-старообрядцы отказывались наотрез. Френкель убеждал их, вступая чуть ли не в тео­логические дискуссии, – и переспорил, в отли­чие от своего предшественника, который сдался и оставил пост.

«Мне кажется, что успехи мои в осуществлении широкого оспопрививания среди старообряд­ческого населения приладожских поселков достигались не только тем, что я с увлечением, не утомляясь повторениями и внося много драматизма, рассказывал историю эпидемий натуральной оспы, но всегда непосредственно переживал горе и болезни других людей как свои собственные, – писал впоследствии Френкель. – Выезжая на места, непосредственно знакомясь с положением населения, его нуждами в элементарном санитарном и культурном обслу­живании, я выработал в себе привычку: всякие цифры о числе заболевших воспринимать в их конкретном содержании, видеть за ними всю убогую обстановку в избах, всю неизбывную ну­жду в семьях, где происходили десятки и сотни заболеваний».

Доктор Френкель изучал, как организованы быт жителей и городское хозяйство, и повсю­ду обнаруживал грязь, нечистоты, крайнюю скученность, которые неизбежно влекли за со­бой болезни. Писал доклады в адрес уездной власти с предложениями об открытии лечебниц с операционными, родильными и инфекцион­ными отделениями на каждом врачебном участ­ке: их не существовало, больные при эпидемиях оставались дома или, в лучшем случае, попадали в заразное отделение уездной больницы. А врачи выезжали по вызовам разве что на фельдшер­ские пункты. Ограниченное в средствах уездное земство не откликнулось.

Проверен мздой

Молодой гигиенист главным итогом своей двухлетней службы в Новой Ладоге считал налаживание работы земского врачебно-са­нитарного совета. Настойчивость Френкеля заставила уездную управу принять его нова­цию, превратив совет из редко созываемого совещания в рабочий орган местной власти. «В какой-то степени это была зародышевая форма тех санитарно-эпидемических советов, за организацию и правильную постановку деятельности которых при санэпидстанциях приходится теперь, спустя 70 лет, вести на­стойчивую борьбу», – писал Френкель в своих воспоминаниях уже в 60-е годы.

Следующим эпизодом в биографии врача ста­ла работа в южных окрестностях Санкт-Пе­тербурга, в то время промышленных, небла­гоустроенных и лишенных единой системы управления. Сеть медицинских участков, подчиненных земскому самоуправлению, росла, но там остро не хватало больниц для хирургической и акушерской помощи. На от­дельных участках не было простого медицин­ского оборудования, лишенные перспективы врачи в столичных окрестностях не задержи­вались. Френкель пошел апробированным путем: создавал при уездной управе врачеб­ные советы и, опираясь на них, добивался открытия небольших, но хоть как-то осна­щенных больниц.

В круг обязанностей санитарного врача входило и многое другое – изучение проек­тов строительства, открытия и расширения предприятий, контроль над уже действую­щими объектами. Как-то один из местных заводчиков, вынужденный демонстрировать, как теперь сказали бы, «социальную ответственность бизнеса», решил построить дома для рабочих. А чтобы проект жилого кварта­ла, размеченного в целях экономии на месте свалки, завизировал санитарный врач, попы­тался дать Френкелю взятку. Доктор не только отказался от мзды, но и добился для взятко­дателя в суде трехлетнего заключения (потом, впрочем, замененного штрафом).

Гигиенист вел эпидемическую статистику, учет госпитализаций, сам ходил по квартирам и делал прививки. Пассионарий Френкель настолько не вписывался в петербуржскую чиновничью среду (да еще допускал, критикуя суть происходящего, смелые политические обобщения), что начальство просто выслало его из столицы в Новгород.

Но и там «неблагонадежных» не привеча­ли. Благо Френкель был заметной фигурой во врачебном и научном сообществе, в том числе зарубежном, чтобы просто сгинуть в провинции. Реформаторский пыл и знания об организации здравоохранения потребова­лись в Вологодской губернии, где власти вдруг решили навести у себя медицинский порядок. На должность заведующего санитарным отде­лом губернского земства Френкеля рекомен­довали сразу два коллеги из разных городов.

Вологодское кружево

Новатору впервые открылся широкий гу­бернский простор. Состояние медицинских дел в Вологде действительно удручало. Даже губер­натор, инициировавший создание санитарного бюро, признавал: «Обратили на себя внимание, с одной стороны, чрезмерная трата медикамен­тов, особенно в участках и амбулаториях, заве­дуемых фельдшерами, а с другой – сравнительно слабая постановка дела санитарного. Исключи­тельно лечебное направление земской медицины при отсутствии мер предупредительных, расход в громадных количествах мазей против кожных болезней при отсутствии бань, расход дорогого хинина при наличности малярийных источ­ников среди населенных мест и т. п. не умень­шают и не уменьшат процента заболеваемости и смертности населения». Посему глава губер­нии наказывал изыскать способы «снабжения населенных мест чистою водой, устройства об­разцовых в гигиеническом отношении дешевых жилищ, устранения загрязнения почвы, осуше­ния местностей, устройства или заблаговремен­ного отвода достаточного числа помещений для изоляции заразных больных».

Достаточно здравомыслящее вологодское на­чальство осознало, что никакая земская управа не в состоянии контролировать, правильно ли медики назначают лекарства, не чрезмерен ли расход медицинских средств и не слишком ли он мал для изменений к лучшему. Для того нужен профессиональный орган. Прибыв на место, Френкель сразу предложил объединить меди­цинское дело «не путем распоряжений, а об­служиванием со стороны губернского земства общих запросов уездных земско-медицинских организаций, помощью отстающим уездам и временной помощью в борьбе с эпидемиями, когда сил местной участковой сети оказывается недостаточно». И встретил одобрение. Ему уда­лось выстроить доверительные отношения как с губернской властью, так и с уездными земски­ми врачами.

Разбросанность вологодских селений выну­ждала создавать местную медицинскую сеть, которая включала бы кроме уездных врачеб­ных участков с больницами еще и межуездные, получающие образцовое оснащение, а также отдельные психиатрические учреждения. Френ­кель подробно разработал новую систему и уже в начале XX века был, судя по всему, одним из проводников той самой структурной концеп­ции, которую примеряют на страну сегодняш­ние Минздрав с ФФОМСом.

Несмотря на то что земство к тому времени действовало уже около 50 лет, его управлен­ческая конструкция оставалась простейшей. Местному самоуправлению катастрофически не хватало средств, увеличивать налоги своей волей земства могли не более чем на 3% в год, и потому разрывались между открытием школ, обновлением разбитых дорог и строительством хоть каких-нибудь фельдшерских пунктов. И если в 1916 году в Англии, Франции и других странах Западной Европы один врач приходился на 1 400–2 500 жителей, то в России толь­ко на 5 450. Около половины земских врачей работали в губернских центрах, и там положение оказывалось относительно благополучным, но глубинка была совершенно оголена, часть ме­дицинских вакансий хронически не закрыва­лась. Врачей приходилось удерживать с помо­щью доплат за работу в отдаленных местностях и совмещение должностей, кое-где земство оплачивало врачам квартиры, давало пособия на детей и на проезд по служебной надобности. Только эти, так знакомые и нынешним му­ниципальным властям, соцпакеты способны были удержать врачей в провинции. Еще хуже обстояли на местах дела с фельдшерами – самым многочисленным классом медицинских работников. Они становились первыми жерт­вами эпидемий и, как это теперь называется, профессионального выгорания – спивались, стрелялись, топились, травились.

Полный земец

Дело Френкеля в Вологде продолжили его пре­емники, сам же новатор менее чем через два года был приглашен на аналогичную должность в Кострому. Новатор применил здесь уже апро­бированную тактику и быстро добился резуль­тата: губернская управа утвердила его предло­жения о создании санитарного совета и созыве губернского съезда врачей. Убежденный деятель низового самоуправления – то, что звалось тогда словом «земец», – Френкель к тому времени политически «поправел» и отказался от ради­кализма в пользу того движения, из которого вскоре выросла партия кадетов. Его интересова­ли масштабные преобразования без революций и конструирование работающего социального механизма, который помог бы и медицине.

Новый костромской санитарный врач в докладах земскому собранию высказывался за серьезную подготовку к ожидавшейся эпидемии холеры. «Я считал основной задачей переход от времен­ных, экстренных мер к созданию постоянной врачебно-санитарной организации, опираю­щейся на развитую сеть врачебных участков с надлежаще оборудованными больницами, от­делениями для заразных больных, способствую­щей самодеятельности населения в проведении оздоровительных мер», – описывал актуальные цели Захарий Френкель. В результате костром­ское земское собрание увеличило численность уездных санитарных врачей, стала налаживать­ся работа губернского и уездных санитарных советов. С 1903 года советы при уездных управах стали консультативными органами по врачебно­му делу.

Система понемногу складывалась, для взаимо­действия с врачами Френкель выезжал на ме­ста, попутно обнаруживая, как его коллеги за неимением на участках больниц открывают операционные в арендованных избах и тратят на это свое жалованье. При новой организа­ции дела расширили свое влияние уездные попечительства, деньги от которых перепадали и медицине. Летом 1905 года Френкелю удалось развернуть на волжских пристанях волонтер­скую сеть лечебно-продовольственных пунктов в местах скопления рабочих – там были заняты студенты-медики последних курсов.

Эти пункты каждые сутки принимали по тыся­че и более рабочих, обследовали их, выявляли больных, оказывали помощь. В революционном 1905-м не обошлось без политики и агитации, нагрянувшая «по сигналу» полиция учинила обыски и арестовала всех заведующих волонтер­скими пунктами. Но на их место прибыли новые добровольцы.

Одним словом, завершить начинание Френкелю не удалось и в Костроме: «неблагонадежному» реформатору власти предложили немедленно покинуть город. Правда, к тому времени став­ший популярным врач побывал в депутатах Государственной думы недолговечного I созыва.

Относительная устойчивость в жизни Френ­келя появилась только в 1909 году, когда, возвратившись в Петербург, он стал публи­цистом, сотрудником журналов «Земское дело» и «Городское дело». Кроме того, каждые два ме­сяца он выпускал подробные обзоры деятель­ности учреждений и совещаний Санкт-Пе­тербургской городской санитарной комиссии с развернутой статистикой. Затем его исследования, вызвавшие широкий общественный резонанс, стали публиковаться еженедельно. Френкель и его растущая аудитория искренне считали, что подобные отчеты рано или поздно приведут «от бюрократически-чиновничьего от­ношения к санитарному надзору – к обществен­ному санитарному строительству». Идея вовсе не казалась единомышленникам Френкеля утопической, они призывали к публичной поле­мике, в том числе с правительством Столыпина, которое во время очередной вспышки холеры пыталось насаждать «оздоровление Петербурга» принудительным порядком, тогда как издатели санитарных бюллетеней выступали за создание медицинской сети, с помощью которой про­фессионалы справились бы с эпидемией сами. Наконец, Френкель стал редактором журнала «Земское дело», на страницах которого проводил идеи реорганизации местной власти.

Казалось, Февральская революция измени­ла все. В середине марта 1917 года Временное правительство предложило Френкелю стать помощником правительственного комиссара в Управлении верховного начальника санитар­ной и эвакуационной части. Знакомство с этим ведомством изумило врача до крайности: «На­ряду с Институтом экспериментальной медици­ны в нем числились торфяные разработки или завод для изготовления клюквенного экстракта, заводы в Темрюке, крупные санитарно-эвакуационные госпитали и эвакопункты, а также всякого рода учреждения для сверхвнезапного и сверхтайного контроля. Были даже специаль­ные осведомительно-разведывательные органи­зации во Франции и еще в некоторых странах, совершенно независимые от Министерства иностранных дел или военного ведомства. Все эти чины, все эти учреждения и предприятия содержались по сметам и бюджету управления начальника врачебной и санитарной части». Проведя ревизию, Френкель принялся дей­ствовать: прикомандированные к санитарному ведомству генералы были немедленно отправле­ны на фронт, дюжину автомобилей управления отдали госпиталям. С учреждениями и заводами пришлось разбираться особо, чтобы не ликви­дировать сгоряча лишнего. Требование средств на военно-медицинские учреждения отныне рассматривала финансовая комиссия: прежние запросы, как показала ревизия, составлялись с избытком.

Но главным проектом для Френкеля и его кол­лег стало формирование системы управления медицинской отраслью в масштабах страны. Временное правительство высказывалось за учреждение Министерства народного здра­воохранения. Френкель полагал, что для дела достаточно будет врачебно-санитарного совета, избираемого из представителей общественных врачебно-санитарных организаций.

Ему удалось доказать оппонирующим его концепции чиновникам, что «реальные жизнен­ные интересы населения, ограждение страны от эпидемий и обеспечение медицинской помо­щи в конкретных условиях при неустойчивости самого Временного правительства требуют возложения всего здравоохранительного дела на избранный Центральный врачебно-санитар­ный совет, опирающийся на местные такие же советы и организации». Такие коллегиальные органы уже действовали во многих земствах. Они напоминали саморегулируемые органи­зации врачей, но сформированные по тер­риториальному признаку и не разделенные по специальностям.

Идея строительства здравоохранения снизу вверх возобладала. Но осенью 1917-го власть снова сменилась, большевики от кадетских пла­нов всеобщего медицинского самоуправления предпочли отмахнуться.

Здесь будет город-смрад

Багаж Захария Френкеля пополнило очередное крушение надежд: каждая новая власть не по­зволяла ему довести реформаторские замыслы до безусловно полезной реализации. Советская власть исключением, увы, не стала.

Все 20-е годы Френкель служил в Ленин­градском музее истории и руководил отделом социальной и коммунальной гигиены, совмещая эту работу с заведованием профильной кафе­дрой Санитарно-гигиенического института и Ленинградского института усовершенство­вания врачей. На рубеже 30-х годов музей был реорганизован, а отдел закрыт. Начались гоне­ния на краеведов, интересующихся не новым бытом, а стариной, заодно в опалу попали ги­гиенисты. Они слишком прямо говорили о том, что улицы и после революции надо мести, что больничные палаты от смены формации в од­ночасье сами не расширились и все эти пробле­мы по-прежнему требуют квалифицированных решений.

Тем не менее бывшего земского врача вновь призвали в строй – создавать сектор гигие­ны, профилактической медицины и здраво­охранения в Институте экспериментальной медицины.

Чем это закончится, мог не понимать только такой идеалист, как Френкель. Заместителей ему подобрали «сверху». Спустя несколько лет руководство учреждения переехало в Москву, профиль института изменился, а Захарий Григорьевич перешел в Ленинградский инсти­тут коммунального хозяйства. Впрочем, круг проблем, которыми он занимался, оставался все тем же.

Одной из исследовательских работ, кото­рые Френкель и его коллеги выполняли на договорной основе, стало изучение про­цессов самоочищения воды в Неве: требо­валось определить безопасное место сброса канализационных вод. Разработчики наста­ивали на прокладке коллекторов по Выборг­ской стороне. Возражая им, санитарный врач, понимающий законы экономики лучше, чем социалистические проектировщики, оказался в одиночестве. Он доказывал, что затраты на этот район окажутся неподъемными и вложен­ные средства будут просто «зарыты в землю». Так оно и вышло: до этих коллекторов руки у города дошли лишь спустя много десятиле­тий, а первые были проложены именно там, где предлагал Захарий Френкель.

Очень много сил потратил он и на экспертизу проектировочных фантазий советских градо­строителей. Френкеля крайне удивляло, как акцентированно социалистическое плановое хозяйство умудряется забыть об элементарных нормах и удобствах.

В середине 30-х он обследовал состояние боль­ниц и обнаружил «совершенно нетерпимую картину кричащего разрыва между общепри­знанными требованиями больничной гигиены и благоустройства и фактическим положением дела». На каждую койку приходилась вдвое меньшая площадь, чем требовалось по нормам, вентиляции не было даже в клиниках медицин­ских вузов. Публицистические выступления Френкеля на эту тему если и доходили до печати, то в жестко цензурированном виде: решать заста­релые проблемы новая власть не намеревалась или не умела. Как, впрочем, и прежняя.

Непримиримость Френкеля в отстаивании своей позиции, попытки заставить советских чинов­ников работать вполне закономерно привели его к аресту по доносу. Только чудо в виде неожидан­ной смены руководства НКВД позволило ему по­сле нескольких месяцев тюремного заключения оказаться на свободе и вернуться к работе.

В 1945 году Френкель был избран в состав созданной годом ранее Академии медицин­ских наук. И теперь он посылал ежегодные отчеты в Москву, рассчитывая, что его доводы и научные выкладки будут замечены. Порой надежды ученого оправдывались, но все более неповоротливая и громоздкая государственная машина не поддавалась воздействию акаде­мических аргументов, а возраст и болезни уже не позволяли ученому быть таким настойчи­вым, как прежде.

К тому же в 1953 году Френкель был отстранен от преподавания – по вузам прошла директи­ва избавиться от всех сотрудников еврейского происхождения. В последние годы жизни на его долю оставалась чистая наука, архивы и мемуары, да и те не предназначались для советской печати.

Санитарно-гигиеническая революция не уда­лась. Но и эволюционным путем врач, практик, ученый добился немалого – в профессиональ­ной среде и сегодня придерживаются тех прин­ципов, которые почти век назад сформулировал земский доктор Захарий Френкель.

«Практический гигиенист далек от научного знания»

Биограф доктора Френкеля – о современном звучании проблем, с которыми ученый и практик бился век назад

Текст: Василий Когаловский

Член-корреспондент РАН Александр Щербо, автор подробного исследования о жизни и деятельности Захария Френкеля, считает, что земский врач сделал для реорганизации санитарно-гигиенической службы России чрезвычайно много, но обстоятельства оказались сильнее его подвижничества.

– Вы считаете, что Френкель, посвятив­ший себя идее местного самоуправления и орга­низации достойной жизни людей, проиграл бюро­кратии все свои битвы?

– Нет, конечно. В 1913 году его большая статья о зем­стве была опубликована в британской The Times. Публикация российского доктора в таком издании, в том числе на русском языке, говорит о многом. Френкель с большой гордо­стью писал о достигнутом.

Он все время был обреме­нен заботой о санитарном состоянии городов, о здо­ровье людей. В 1922 году он опубликовал большую статью, посвященную ос­новам социальной гигие­ны, которая стала базисом для последующих учебных программ по этой дисци­плине.

– Почему его отноше­ния с властью, как бы та ни называлась, чаще были противоборством, чем сотрудничеством?

– И в те времена, и в ны­нешней ситуации гигие­нисты и санитарные врачи в силу своих обязанностей вступали в конфронтацию с властями, поскольку речь шла о социальных вопро­сах. Начальство хотело видеть социалистический фасад Ленинграда, а Френ­кель занимался прозаиче­скими вопросами удаления отходов, водоснабжения, канализации, состояния здоровья работающего населения. Он постоянно испытывал притеснения. Так было и в Институте экспериментальной меди­цины.

– Нашел ли ученый и практик Френкель методы воздействия на людей, принимающих административные реше­ния?

– Он очень скупо говорит об этом в своих воспомина­ниях, но и ему приходилось мимикрировать. Можно представить себе, насколь­ко трудно было человеку с его взглядами пережить 1917 год. Но его продук­тивность с точки зрения формирования социаль­но-гигиенических пред­ставлений беспрецедентна. Он 27 лет, в 30–50-х годах, руководил Гигиеническим обществом в Ленинграде. Я тоже в свое время был занят такой работой и знаю, что власть всегда слабо прислушивалась к реко­мендациям специалистов. Всегда существовал разрыв между наукой и практикой.

Френкель, например, ставил острые вопросы водоснабжения города. Единственный источник питьевого водоснаб­жения, река Нева, был тогда в не очень хорошем санитарном состоянии. Но теперь о тревожном положении никто даже не говорит, хотя специали­сты, начиная с Френкеля, доказывали, что един­ственный способ по-насто­ящему обезопасить здоро­вье горожан – построить водопровод с Ладоги. Альтернатив нет.

После 1917 года соци­альной гигиены как науки в стране не было. Как только эти вопросы начинали исследоваться непредвзято, возникали барьеры. Какая может быть социальная гигиена, если социалистическое го­сударство только и знает, что печется о социальном комфорте своих граждан? Общество гигиенистов не было влиятельной силой, партия «зеленых» в СССР была невозможна. Сколько могли, гигиенисты влияли на состояние са­нитарной службы. Но это – государственный институт, он воспринимал какие-то идеи, но продвигать их уда­валось далеко не всегда.

– Но ведь Френкель пре­подавал и, наверное, мог транслировать свои идеи будущим и действующим коллегам?

– Едва ли на его кафедре, с мизерным штатом, Френ­келю удалось бы заметно продвинуть свои концепту­альные разработки. Если ему что-то и удавалось, то это была работа над повышением квалифика­ции практических врачей. Я занимался этим много лет, в том числе в качестве проректора, и знаю, на­сколько это непростая работа. Для серьезной переподготовки, а не только за удостоверением, врачи идут на фундаментальные кафедры. Действовать при­ходится в условиях конку­ренции, иногда нездоровой, создавая ситуацию, когда люди поедут к тебе, будут воспринимать твои идеи. Клиницисты могут хотя бы идти в ногу с практическим здравоохранением. У гиги­ениста на кафедре прак­тически никогда не было той клиники, которая есть у терапевта или хирур­га. Могла быть неплохая исследовательская лабо­ратория, но она форми­ровала научное знание, а практический гигиенист от научного знания далек. И эта интеграция – главная задача, которую приходи­лось решать Френкелю



Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении