В 2015 году панамериканское подразделение ВОЗ намерено подвести итоги своего глобального проекта по борьбе с врожденным сифилисом в Западном полушарии. 20 лет назад организация запустила программу, подразумевающую сведение к минимуму случаев вертикальной – от матери к ребенку – передачи заболевания. Целевых показателей удалось достигнуть на трети территорий региона. Но Бразилия в их число не вошла: усилия венерологов сводят на нет дефицит антибиотиков и удивительное нежелание населения предохраняться.
С тематикой сифилиса у беременных и младенцев Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ) начала работать в 1995 году. Достигнув к «нулевым» приемлемых результатов в США и Канаде, в 2010 году организация сосредоточила свое внимание на эпидемической обстановке в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где в этот период ежегодно рождалось больше 165 тысяч младенцев с сифилисом.
Проблема врожденного сифилиса в большинстве латиноамериканских стран усугублялась использованием низкоэффективных диагностических методов, бесполезных для раннего выявления сифилиса у будущих матерей. Чтобы прийти к плановым показателям ПАОЗ, медицинским властям предлагалось обеспечить серологическую диагностику сифилиса всем женщинам в период дородового наблюдения и ведения родов и активно пропагандировать срочное лечение для инфицированных беременных. Под влиянием ПАОЗ латиноамериканские страны начали включать тематические процедуры в программы перинатальной помощи и планирования семьи.
Однако реализация профильной стратегии ПАОЗ забуксовала. Единственной страной, выгодно отличившейся по всем целевым параметрам панамериканского проекта, оказалась Куба: в июне 2015 года Остров свободы получил официальное признание ВОЗ как территория, полностью свободная от вертикально передаваемых сифилиса и ВИЧ. Всего же 15 странам обеих Америк удалось снизить заболеваемость врожденным сифилисом до 50 случаев на 100 тысяч новорожденных. Именно к такой цифре стремилась ПАОЗ.
Тем не менее в ряде стран полушария путь к соблюдению нормативов ПАОЗ далеко не пройден. В частности, панамериканский проект провалился в Бразилии.
Накануне старта программы в 2009 году Бразилия возглавляла ТОП5 антирейтинга с самыми высокими показателями заболеваемости врожденным сифилисом. В Канаде на 100 тысяч младенцев было выявлено два случая врожденного сифилиса, в США – 10, в Бразилии – 198.
Проблема вертикальной передачи сифилиса была признана здесь эпидемически значимой еще в 1986 году, когда операторам родовспоможения вменили в обязанность регулярно отчитываться по этому типу заболевания перед национальным правительством. Уже в 1992 году здесь было зафиксировано 133 450 случаев врожденного сифилиса – примерно у 3% от 4,38 млн рожденных за год детей. Для сравнения, годом ранее в США зарегистрировали лишь 4 398 вертикальных передач. Приблизиться к североамериканским показателям Бразилии удалось только в 2005 году, но за последующие восемь лет число новорожденных с сифилисом выросло на 135%.
Справедливости ради стоит заметить, что бразильцы сразу после старта в стране программы ПАОЗ стали действовать в строгом соответствии с ее инструкциями. Одним из основных способов противодействия передачи сифилиса от матери к ребенку медицинские власти избрали распространение экспресс-тестов. В стране используют два вида подобных маркеров – от американской компании Alere и отечественный, разработанный государственным институтом иммунобиологии Bio-Manguinhos по соглашению с американской же Chembio Diagnostics. С 2011 по 2014 год число распространяемых экспресс-тестов на сифилис увеличилось с 31,5 тысячи до более чем 3,1 млн в год.
Свой вклад в организацию системы быстрого тестирования внесла государственная программа Rede Cegonha, сфокусированная на оказании медпомощи беременным женщинам и детям до двух лет. Правительство, запустившее эту программу в 2011 году, обещало в течение трех лет потратить на ее реализацию больше $2,6 млрд. К Rede Cegonha присоединились 98,5% муниципалитетов страны, больше тысячи медиков прошли подготовку по забору анализов на сифилис в поликлиниках. В конце 2014 года бразильский Минздрав через собственную видеошколу лабораторной диагностики Telelab наладил дистанционное обучение быстрому тестированию. Эта виртуальная школа за 20 лет практики провела через телеаудитории 31 тысячу медработников.
Предприняв, казалось бы, все необходимые усилия для оперативного и масштабного скрининга, бразильский Минздрав вряд ли рассчитывал на ухудшение статистики. Но после эпидемически успешного 2005 года уровень заболеваемости сифилисом беременных бразильянок только рос: к 2013 году показатель увеличился на 1 150% – с 1 863 до 21 382 случаев. Единственное логичное объяснение, которое нашел национальный Минздрав, – взрывной рост выявляемости сифилиса у женщин и детей, попавших в поле зрения ПАОЗ.
Существует мнение, что эпидемические показатели заметно не меняются к лучшему еще и потому, что в амбулаториях и клиниках не хватает антибиотиков для лечения сифилиса. Дефицит лекарств, говорят посвященные, наблюдается с 2012 года. Наиболее востребованными антисифилитическими средствами в Бразилии считаются препараты на основе бензатин бензилпенициллина, действительная лицензия на их производство есть у трех частных фармкомпаний – Eurofarma, Laboratório Teuto Brasileiro, Novafarma Indústria Farmacêutica, а также у государственной FURP. Все они частично зависят от импортных субстанций, и с уходом с локального рынка мировых поставщиков бензатин бензилпенициллина бразильские производители снизили обороты. Минздрав подтверждает дефицит антибиотиков, но обещает, что поставки придут в норму уже к концу этого лета.
И все же официальная версия властей по поводу безуспешности борьбы с сифилисом звучит иначе: чиновники возлагают ответственность за свой программный провал на непредохраняющихся граждан. С этой проблемой власти тоже борются, как умеют, – на последнем традиционном карнавале, например, было роздано 70 млн презервативов.
Правда, профилактические меры тоже пока не дали масштабного эффекта. В штате Сан-Паулу число пациентов с сифилисом увеличивается быстрее, чем где-либо в стране, – за последние семь лет показатель заболеваемости взлетел почти на 700%. Инфекционист Артур Тимерман из больницы Edmundo Vasconcelos в Сан-Паулу честно назвал происходящее эпидемией и сообщил изданию Folha de S.Paulo, что только в его кабинет ежемесячно приходят не менее 10 новых пациентов, и чаще всего это молодые люди, отказавшиеся от презервативов. Месяц назад глава секретариата здравоохранения штата Дэвид Уип выступил с умиротворяющим заявлением: ежедневно сифилис выявляется всего у семи жителей Сан-Паулу, и регион с таким показателем вполне вписывается в мировую тенденцию роста заболеваемости.
По неофициальным данным, в Бразилии за год – с 2013-го по 2014-й – носителей инфекции стало примерно на 40% больше. Но это далеко не полная картина: условно корректные обновленные данные есть только у половины штатов страны.
Яснее бразильский Минздрав представляет себе проблему врожденного сифилиса, так как собирает отчеты об инфицированных младенцах почти 30 лет. Маловероятно, что это поможет бразильцам выполнить установки ПАОЗ до 2016-го. За последнюю пятилетку уровень заболеваемости врожденным сифилисом в Бразилии вырос с 1,98 до 4,7 на тысячу появившихся на свет, и страна выбилась в лидеры ТОП5 с наихудшими в обеих Америках эпидемическими показателями.