27 Июля 2024 Суббота

Гам по сестрам
Анна Родионова, Вера Разборова
16 сентября 2013, 17:14
9917

В 2013–2014 учебном году Минобрнауки для обучения сестринскому делу в высшей школе выделило 31 бюджетное место

Вузы Минздрава начали готовить бакалавров сестринского дела еще год назад. Однако сфера деятельности среднего медперсонала с высшим образованием до сих пор никак нормативно не очерчена – Минздрав не разработал соответствующую номенклатуру должностей. Беспомощность и бездействие регулятора в решении этой коллизии чреваты как минимум невостребованностью будущих бакалавров сестринского дела – в штате медучреждений пока не находится позиций, адекватных квалификации медсестры с высшим образованием. Эксперты полагают, что в Минздраве пока не решили, нужны ли модернизированному здравоохранению управленцы среднего звена. Что и подтверждается скудостью бюджетного финансирования программы высшего сестринского образования.

Первый факультет высшего сестринского образования (ВСО) был открыт в 1991 году в МГМУ им. И.М. Сеченова. Здесь начали готовить студентов по программам специалитета и присваивать им по окончании обучения квалификацию «менеджер», что позволяло выпускникам программы ВСО претендовать на руководящие должности в медицинских учреждениях. Согласно ныне действующему приказу Минздравсоцразвития от 7 июля 2009 года №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», обладатели дипломов о ВСО, пройдя после выпуска интернатуру или ординатуру по специальности «Управление сестринской деятельностью», могут получить должность заместителя главного врача, директора или заведующего медицинской организации, главной медсестры, главной акушерки, главного фельдшера, директора хосписа, директора дома сестринского ухода, руководителя структурного подразделения, врача-статистика и врача-методиста. Кроме того, диплом менеджера с ВСО позволяет продолжить обучение в магистратуре, проводить научные исследования, работать над кандидатскими и докторскими диссертациями.

Вслед за пилотной программой МГМУ отделения ВСО были открыты более чем в 40 медицинских вузах страны. Но четыре года назад прием на них был прекращен в связи с присоединением России к Болонской декларации о транснациональных образовательных стандартах. Студенты, уже набранные по программам ВСО, сейчас заканчивают обучение. Тем временем в январе 2011 года Минобрнауки издало адаптированный к болонским реалиям приказ – о подготовке по направлению «Сестринское дело» уже не специалистов-менеджеров, а бакалавров.

В том же 2011 году первых бакалавров сестринского дела начал готовить РУДН. Вузы, подведомственные Минздраву, включились в обновленную программу в 2012–2013 учебном году. Сейчас, по данным VM, на получение степени бакалавра с ВСО могут претендовать выпускники общеобразовательных школ, медучилищ и колледжей, а также уже работающие фельдшеры, медсестры и акушерки в 19 профильных вузах, к числу которых после прохождения лицензирования присоединятся Тверская и Ивановская медакадемии. В большинстве этих вузов ВСО получают на вечернем или заочном отделении (при наличии профильного среднего специального образования). Годовая стоимость обучения варьируется в зависимости от региона от 26 до 73 тысяч рублей.

В ряде профильных учебных заведений – например, в Казанском медуниверситете и Нижегородской медакадемии – на очные отделения бакалавриата по направлению «Сестринское дело» набирают абитуриентов из вчерашних школьников. Кстати, именно КазГМУ в нынешнем году получил 18 из 31 учебного места, обеспеченного бюджетным финансированием. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Сестринское дело» студентов готовят к «лечебно-диагностической, реабилитационной, медико-профилактической, организационно-управленческой и исследовательской деятельности».

Однако на каких именно позициях в отрасли будущие бакалавры смогут применить полученные знания, пока непонятно: нормативных документов, где перечислены должности, которые смогут занимать обладатели новой квалификации, все еще не изданы. И такая история с ВСО случается уже второй раз. Первые обладатели ВСО с квалификацией «менеджер» были выпущены в 1995 году, но соответствующий приказ Минздравсоцразвития о номенклатуре должностей для них появился только в 2002 году и в 2009-м был переиздан.

Начиная с 2011 года, то есть с того момента, как в образовательном стандарте ВСО появилось слово «бакалавр», представители высшей школы и медсообщества начали обращаться в Минздрав с запросами о гармонизации действующей нормативной базы. Заявителям удалось встретиться с заместителем директора Департамента медицинского образования и кадровой политики ведомства Ириной Купеевой и даже предложить к рассмотрению и утверждению разработанный ими список штатных позиций для выпускников программы ВСО. Но приказа, отражающего обновленный образовательный стандарт, не появилось даже в проекте.

«Те специалисты, по которым есть приказ Минздравсоцразвития №415н, приходят на работу, а отделы кадров не знают, что с ними делать, – рассказал VM на условиях анонимности преподаватель факультета ВСО одного из медицинских вузов. – Что касается бакалавров, Минздрав говорит, что вообще пока не понимает, зачем они нужны и зачем на это тратить государственные деньги».

Между тем эксперты на этот вопрос давно ответили: система ВСО и передача части управленческих и организационных функций медсестрам – наработанная мировая практика. «Мы выходим на западный вариант подготовки специалистов, когда медсестра – грамотный сотрудник, принимающий решения, – объясняет главный внештатный специалист Минздрава по управлению сестринской деятельностью, директор Института сестринского образования СамГМУ Сергей Двойников. – Она становится не просто помощником врача (он сказал, она сделала – это технический уровень, с которым справится сестра, закончившая колледж), а компетентным сотрудником, который самостоятельно принимает решения по планированию предоперационной подготовки, послеоперационного ухода за больным в хирургии, например, планирование программы реабилитации перенесших инфаркт миокарда или инсульт. Профилактическими школами и школами здоровья должны руководить эти сестры-бакалавры».

Подготовка профессионалов в области управления лечебным учреждением – основная идея организации ВСО, утверждают эксперты. «Система должна быть настроена на выпуск специалистов, которые могли бы выполнять административные обязанности директора клиники, как это сделано в США, – приводит пример руководитель отдела инновационной образовательной деятельности Санкт-Петербургского медико-технического колледжа ФМБА Валерий Самойленко, один из выпускников первой группы ВСО, набранной в Санкт-Петербурге в 1992 году. – Этот специалист может и должен курировать все связанные с жизнедеятельностью медучреждения процессы: от строительства до снабжения туалетной бумагой. А главврач, свободный от этих административно-хозяйственных обязанностей, должен заниматься только медициной. Эта блестящая и простая идея не нашла своего развития и, вероятно, умрет в ближайшее время, поскольку за 22 года органы управления здравоохранением так и не дали ответа, какой менеджер им нужен, кого они готовят и зачем эти специалисты нужны в системе здравоохранения».

Заведующая кафедрой отраслевого менеджмента и организации здравоохранения РосНОУ Мария Жукова согласна с коллегой в том, что современным медучреждениям без четко структурированной системы менеджмента не обойтись. «Сложная структура управления предусматривает наличие высшего образования сотрудников, – рассуждает Жукова. – Они должны быть компетентны в организации качественного сервиса, оказании пациентам полноценных медицинских и сопутствующих услуг. В медучреждениях назрела проблема нехватки управленцев. Но регуляторы отрасли этого, видимо, еще не осознали – количество бюджетных мест связано с запросом на этих специалистов со стороны Минздрава».

Впрочем, на этот счет есть и более оптимистичные оценки. «Введение бюджетных мест я расцениваю как большой шаг в понимании нужности бакалавров сестринского дела для здравоохранения нашей страны, – говорит доцент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Ирина Островская и тут же добавляет, – в тех же Штатах первые программы подготовки стартовали в начале XX века, а мы «проснулись» только в 1991 году, и это проблема».

К другим сложностям эксперты относят безынициативность самих представителей профессии или неготовность врачей передать часть своих функций среднему медперсоналу. «Самим медицинским сестрам нужно быть активнее и ответственннее, – полагает Ирина Островская. – Ведь в стране уже более 20 тысяч специалистов с высшим сестринским образованием. Ассоциация специалистов с ВСО делает определенные шаги по решению проблем сестринского персонала. Но организация, к сожалению, пока очень малочисленна».

Некоторые эксперты говорят о том, что медсестра с высшим образованием легко могла бы выполнять и функции руководителя отделения, поскольку врач, замещающий эту должность, скорее всего, заканчивал лечебный факультет, а специализацию по организации здравоохранения мог получить, а мог обойтись и без менеджерской подготовки. Тогда как выпускники программы ВСО должны наверняка обладать управленческими компетенциями.

На практике официальное делегирование сестринскому персоналу управленческих полномочий – скорее исключение, чем правило. Но все же успешный опыт есть. «В Сарове в клинической больнице №50 медсестры обеспечивают функционирование в 10 отделениях, отвечая за все – от графика операций до закупки аппаратуры, – приводит примеры Валерий Самойленко. – В Петербурге в 122-й клинической больнице существует отделение, в котором нет врачей в штате. Фельдшеры и медсестры сами принимают пациентов и в случае необходимости приглашают врачей в качестве консультантов».

Эксперты настаивают: работающая система «выше квалификация – больше возможностей» смогла бы сохранить отрасли часть покидающих ее сегодня специалистов. «Управлять в нашей системе никого никогда не учили, – говорит президент Российской ассоциации медицинских сестер Валентина Саркисова. – Продолжение обучения откроет медсестрам возможность карьерного роста – не менее перспективную, чем у врачей. А это значит, что в здравоохранении останется на порядок больше медсестер».

По данным Росстата за I квартал 2013 года, средняя заработная плата среднего медицинского персонала по РФ составляет 20 300 рублей и колеблется от 10 700 рублей в Кабардино-Балкарии до 41 700 рублей в Москве. По данным портала Superjob, медсестры с дипломом специалиста, занимая должность главной медсестры, могут (в зависимости от региона) претендовать на зарплату в размере 22–50 тысяч рублей, а исполняя обязанности замглавврача – на 35–80 тысяч рублей.

Но удержание кадров в отрасли – все же не основная, а производная от другой проблемы – катастрофической нехватки среднего медперсонала: дефицит кадров в этом штатном сегменте составляет в российском здравоохранении 270 тысяч человек. По данным Минздрава, на 1 января 2013 года в госмедучреждениях работали 1,3 млн специалистов со средним медицинским образованием, а на каждую медсестру в среднем приходилось 20-25 пациентов. Организация ВСО на должном уровне, полагают эксперты, способна разрешить и эту проблему – достаточно оптимизировать занятость и функционал медсестер. «Две трети среднего медперсонала работают в стационарах на должностях процедурных, перевязочных, палатных медсестер. Мы хотим эти должности объединить: одна медсестра делает перевязки, уколы, раздает лекарства, беседует с больным и его родственниками, – поясняет Сергей Двойников. – Тогда на одну медсестру будет приходиться от пяти до восьми больных. Мы сокращаем кадровый дефицит и одновременно улучшаем качество ухода за пациентом».

«Для того чтобы ситуация изменилась, нужно решение на уровне страны, – уверен Валерий Самойленко. – Решение, которое определило бы национальную модель и роль сестринского дела в системе реформируемого здравоохранения. Документ должен определить цель и методы сестринской помощи, границы компетенции и полномочий медицинских сестер с разным уровнем образования, включая высшее. Есть надежда, что часть ответов мы получим при утверждении профессиональных стандартов».

В 2009 году профильная комиссия экспертного совета по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития, Совет директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования и Российская ассоциация медицинских сестер по заказу профильного ведомства разработали «Программу развития сестринского дела в РФ на 2010–2020 годы». Однако этот документ так и не был принят. Тем не менее отраслевое сообщество не оставляет попыток продвижения современной системы управления ЛПУ. По словам Сергея Двойникова, специалисты разрабатывают новую номенклатуру должностей для бакалавров сестринского дела. «Раньше об этих должностях у нас в стране не слышали, но они существуют в Европе и Северной Америке: это медсестра-координатор, медсестра-менеджер и многофункциональная сестра – у нас для нее еще нет названия, за рубежом такая должность называется «клиническая медсестра», – поясняет Двойников. И надеется, что многие наработки в этой сфере экспертам удастся еще раз обсудить и формализовать в ближайшее время – 26-27 сентября в Волгограде пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии в деятельности специалистов со средним медицинским образованием».

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Степени родства

Как система сестринского образования устроена в США

Текст: Ольга Каныгина

Дефицит сестринского персонала – одна из системных проблем американского здравоохранения. Признавая это, иммиграционные власти страны выделяют ежегодную квоту на получение грин-карт иностранным медсестрам и даже членам их семей. О статусе профессии говорит и многоуровневая система подготовки среднего медперсонала.

Степень бакалавра (Bachelor’s of Science Degree in Nursing – BSN) медсестры могут получить в университете. Во время обучения, длящегося, как правило, четыре года, студенты получают навыки управления персоналом и общения с людьми. Только имея степень бакалавра, можно претендовать на руководящую должность, продолжать образование, заниматься научной деятельностью, преподавать или консультировать.

Степень специалиста (Associate Degree in Nursing – ADN) приобретается в колледже. Учеба длится два-три года. Упор делается больше на практические навыки и умения, чем на теорию. С такой квалификацией выпускники могут стать дипломированными сестрами быстрее, чем бакалавры. Однако им сложнее, чем бакалаврам, занять руководящие должности. Тем не менее существуют программы, позволяющие повысить уровень подготовки и получить степень бакалавра.

Диплом (Diploma Programs) можно получить, обучаясь в течение двух-трех лет при больнице. Это самый быстрый способ стать медсестрой и начать зарабатывать. Однако без получения степени специалиста или бакалавра карьерный рост невозможен.

Получив степень или диплом, медсестра может продолжить свое образование, то есть пройти курс специализации: например, для медсестер-анестезиологов, медсестер-акушерок, младших медсестер или частнопрактикующих медсестер. Дипломированные медсестры могут получить степень магистра или докторскую степень.

Для получения степени магистра необходимо иметь опыт работы по специализации, например, медсестрой-анестезиологом (не менее двух лет). Обучение длится два года. Получить докторскую степень может медсестра, имеющая должность руководителя, занимающаяся научной деятельностью и, естественно, обладающая степенью бакалавра или специалиста. Как правило, на получение докторской степени требуется от четырех до шести лет.

Стоимость получения сестринского образования складывается из нескольких параметров. К непосредственной цене обучения, которая колеблется от $800 до $30 тысяч за семестр в зависимости от учебного заведения, нужно прибавить стоимость учебных материалов ($200–1000 в семестр) и прочие расходы (плата за жилье, медицинская страховка и др.) в размере $2500–10 000. Таким образом, средняя цена за семестр составляет $5 –40 тысяч. Однако здесь существуют специальные программы по финансовой поддержке студентов, по которым можно получить гранты и стипендии на оплату обучения.

Не стоит забывать и о том, что зарплата среднего медперсонала выше средней по экономике: по данным PayScale, медсестра в США получает от $41676 до $80630 в год. 

минобрнауки, медсестры, сестринское дело

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении