Одно из самых жутких и потому ярких воспоминаний детства – как меня возили в районную поликлинику подмосковного города Хотьково лечить разболевшийся зуб. Полагаю, ровесники (кому за 40) прекрасно меня поймут. ≪Сделать зубы≫ без боли – да это же мечта, фантастика!
Неудивительно, что со временем стоматология успешно перешла на коммерческие рельсы, далеко опередив другие отрасли здравоохранения.
Проведенный в 2010 году порталом SuperJob социологический опрос показал, что 41% россиян уверены – медуслуги должны быть полностью бесплатными. Еще 51% респондентов были согласны оплачивать их лишь частично, и только 3% поддержали идею полностью платного здравоохранения.
Хуже того, по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2012 году, введения платной медицины боятся 30% соотечественников, это страшит чуть меньше, чем рост цен (40%) и сильнее, чем проблема массовой безработицы (28%). На этом фоне идею, что ≪за зубы≫ надо платить наличными, пациенты восприняли поразительно легко.
Если вы прочтете статью ≪Впереди пародонта≫ на стр. 18, то поймете, что рынок стоматологических услуг коммерциализирован уже на 84% – граждане платят стоматологам из своего кармана 260 млрд рублей, а государство финансирует стоматологические процедуры только на 50 млрд рублей.
И что же? Пришли вместе с коммерциализацией в стоматологию настоящая конкуренция, инвестиции, узнаваемые бренды, передовые технологии, крупные компании, качественный менеджмент? В общем, все то, что принято ассоциировать с понятием ≪частная медицина≫ в противовес социальной, бесплатной медицине. Исследование VM показывает: увы, нет. Рынок до сих пор находится в зачаточном состоянии.
Причем коммерциализация стоматологии началась не вчера – первые частные клиники появились свыше 20 лет назад, в начале 90-х, но процесс консолидации отрасли не только не завершился, а, кажется, еще даже не начался.
Проблемой системного привлечения частных инвестиций в медицину Минздрав озаботился только в этом году. Опираясь на опыт стоматологической отрасли, можно сделать вывод, как скоро эти усилия могут принести хоть какие-то ощутимые плоды.
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА