27 Июля 2024 Суббота

Формула 1+1
Ирина Мамиконян Фарминдустрия
21 июля 2013, 22:54
5897

Зачем владелец «Фармстандарта» разделяет компанию

Крупнейший российский производитель лекарств «Фармстандарт» объявил о намерении разделить бизнес и приобрести малоизвестную сингапурскую компанию. Последовавшие затем объяснения менеджмента были столь неуклюжими, что инвесторы испугались, и капитализация компании рухнула практически вдвое. Однако ряд обстоятельств наводят аналитиков на мысль, что все это не случайность, а тщательно спланированная акция. Основатель «Фармстандарта» Виктор Харитонин – опытный биржевой игрок и любитель шахмат, он ничего не делает, не просчитав последствий.

Как сообщила 8 июля 2013 года пресс-служба «Фармстандарта», руководство компании планирует учредить отдельную фирму, в которую будут переданы 27 безрецептурных брендов, в том числе такие популярные препараты, как Арбидол, Афобазол, Коделак, Некст и Компливит. Если внеочередное собрание акционеров 27 сентября 2013 года одобрит этот план, акции новой компании будут пропорционально распределены между нынешними акционерами «Фармстандарта». Новая компания должна будет стать публичной, у несогласных с реструктуризацией «Фармстандарт» готов выкупить акции по 2180 рублей за штуку. Практически одновременно было объявлено, что в скором времени планируется приобретение за $630 млн никому не известной на рынке сингапурской фирмы Bever Pharmaceuticals. Эта сделка с заинтересованностью должна быть одобрена акционерами на общем собрании 17 августа 2013 года.

Акции «Фармстандарта» начали падать, и 10 июля 2013 года был проведен conference-call между менеджментом компании и биржевыми аналитиками. Как сообщил гендиректор «Фармстандарта» Игорь Крылов, владельцем Bever является компания, аффилированная с одним из членов совета директоров «Фармстандарта». Высокую цену приобретаемой компании менеджмент «Фармстандарта» объяснил тем, что Bever принадлежат эксклюзивные права на покупку сырья для производства лидеров продаж «Фармстандарта» – Арбидола и Афобазола. Собственного производства у сингапурской компании нет. После получения разрешения акционеров Bever будет куплена «Фармстандартом» и войдет в состав отделяемого бизнеса брендированных безрецептурных лекарств.

По сообщению Bloomberg, бенефициаром Bever является Андрей Осипов, бывший сотрудник Millhouse Capital (компании Романа Абрамовича, при участии которой создавался «Фармстандарт»), а ныне – независимый директор ООО КБ «Аресбанк», одним из основных акционеров которого является Виктор Харитонин. Conference-call не успокоил инвесторов, скорее, наоборот: на следующий день, 11 июля, цена GDR на Лондонской бирже упала до рекордно низкого уровня $11,15 (по цене закрытия). С 12 июля бумаги начали постепенно расти, однако чисто символически: 18 июля они поднялись до отметки в $12,27. На Московской бирже падение акций было скромнее: с 8 по 11 июля стоимость снизилась на 35% и достигла своего минимума в 1472 рубля. По состоянию на 18 июля одна акция стоила 1672 рубля. Но еще 11 июля ИК «Уралсиб Кэпитал» понизила прогнозную стоимость GDR «Фармстандарта» с $24 до $9 за штуку. Кроме того, для этих бумаг была понижена рекомендация с «держать» до «продавать». Bank of America Merrill Lynch Global Research также понизил прогнозную стоимость GDR с $26 до $12,5 за штуку и рекомендовал бумаги продавать.

«Цели и возможный профит готовящихся изменений для миноритарных акционеров не очевидны», – говорит аналитики УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, двусмысленность ситуации придает и фигурирующая в СМИ информация об аффилированности Bever с бенефициарами «Фармстандарта» и, судя по всему, завышенная оценка ее рыночной стоимости. Многие аналитики оценили такое поведение «Фармстандарта» как «плохое корпоративное управление». «Репутация – это тоже очень важный нематериальный актив. Те компании, которые ведут неадекватную политику по отношению к миноритариям, как правило, оцениваются рынком плохо», – подытожил Клягин.

Однако все может оказаться не так просто. «Фармстандарт» еще в феврале 2013 года объявил о запуске программы по обратному выкупу с биржи (buyback) своих акций и GDR. Акции материнской компании выкупает «Фармстандарт-Лексредства», на это было зарезервировано 8 млрд рублей. И чем ниже падали котировки «Фармстандарта», тем активнее «Лексредства» вели выкуп. «Они просто пытаются задешево избавиться от ненужных акционеров», – заявил 9 июля в интервью Bloomberg аналитик «ВТБ Капитал» Иван Кущ.

Слова оказались пророческими: только за 11 июля, когда наблюдалось наибольшее падение цены GDR, «Фармстандарт» за счет «Лексредств» выкупил с рынка 3 млн расписок за 0,8 млрд рублей. Покупки продолжились вплоть до 16 июля, а на следующий день «Фармстандарт» объявил, что программа buyback завершена.

В итоге с февраля по июль «Фармстандарт» потратил на выкуп своих акций примерно 3,6 млрд рублей, а за восемь дней в июле – свыше 4,4 млрд рублей. Всего было приобретено 15,1 млн GDR и 140 тысяч обыкновенных акций на общую сумму 8,018 млрд рублей. «Негативную реакцию рынка и последующее падение стоимости ценных бумаг было бы странно не предполагать», – говорит собеседник VM, знакомый с ситуацией. Он считает, что компания могла специально держать инвесторов в неведении, провоцируя падение котировок, для того чтобы с максимальной выгодой провести выкуп.

Для одобрения реорганизации требуется поддержка 75% акционеров, поэтому скупка акций и снижение free float выглядит как вполне логичный ход. Основные частные владельцы «Фармстандарта» Виктор Харитонин и Егор Кульков уже практически обеспечили себе победу, сконцентрировав в своих руках 73% акций компании (через принадлежащий им офшор Augment Investments и «Лексредства»). Потратив свыше 8 млрд рублей на обратный выкуп уже проданных акций, Харитонин и Кульков, видимо, рассчитывают в результате реорганизации заработать гораздо больше.

Собеседник VM, знакомый с ситуацией в компании, поясняет, что институциональный бизнес (рецептурные лекарства и товары сторонних производителей) дает большую выручку, но имеет по сравнению с брендированными ОТС-препаратами низкую маржу и зависит от многих факторов, на которые компания влиять не может, в частности, от госзакупок. Эти дополнительные риски снижают стоимость компании, поэтому имеет смысл выделить более маржинальный бизнес и вывести его на биржу отдельно. В итоге его капитализация может оказаться гораздо больше, чем у объединенной компании.

Другой вариант – продажа такого бизнеса профильному инвестору. ОТС-бизнес не зависит от государства и может быть интересным многим иностранным игрокам. «Для них это будет быстрая покупка рыночной доли, и тут не так уж важно, сколько она стоит», – говорит собеседник VM. Недавние расчеты аналитиков J.P. Morgan подтверждают вышеизложенную теорию. Эксперты оценили будущую компанию «Фармстандарта» почти в 3,5 раза дороже ($1,5-2 млрд), чем оставшуюся часть компании ($580 млн). «Отдельные активы компании теоретически могут стоить дороже, чем весь работающий бизнес, – соглашается Клягин. – Но при том условии, если компании удастся доказать целесообразность подобной реструктуризации и добиться позитивных финансовых и операционных результатов в рамках новой структуры».

Примером успешной реструктуризации бизнеса служит недавнее разделение фармгиганта Abbott. 2 января 2013 года был завершен процесс выделения из Abbott инновационного подразделения в независимую биофармацевтическую компанию AbbVie. В тот же день ее акции начали независимо торговаться на NYSE. На каждую обыкновенную акцию Abbott ее акционеры получили одну обыкновенную акцию AbbVie. На сегодняшний день капитализация двух компаний более чем в два раза превышает капитализацию Abbott перед разделением. В конце 2012 года рыночная стоимость Abbot составляла около $49 млрд. По итогам первой половины июля 2013 года Abbot стоит $55 млрд, а AbbVie оценивают уже дороже материнской компании – в $69 млрд.

Кроме того, как ранее сообщал VM, Виктор Харитонин, возможно, станет акционером аптечных сетей «А5» и «36,6», что позволит ему создать крупнейшего в стране фармритейлера – идеальный канал сбыта брендированных безрецептурных препаратов (обе сети уже сейчас совокупно продают продукцию «Фармстандарта» на 1 млрд рублей в год). Плюс разделение бизнеса, плюс покупка Bever – и новая компания станет полноценным вертикально-интегрированным оператором безрецептурных ЛС. У него будет компания с эксклюзивными правами на бренды, сырье для Арбидола и Афобазола, производственные площадки, а также стабильный рынок сбыта.

За такую компанию при желании Виктор Харитонин сможет запросить у Big Pharma немалую цену. 

фармстандарт, харитонин

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении