27 Июля 2024 Суббота

Филлеры здесь, филлеры там
Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Дарья Ефимова Мединдустрия
30 сентября 2014, 15:45
14078

Как инъекции на основе гиалуроновой кислоты наполняют содержанием лица пациентов и счета операторов рынка

Большую долю рынка инъекционной косметологии «держат» продукты, изготовленные на основе гиалуроновой кислоты, коллагена, витаминов и других активных веществ: филлеры, биоревитализанты, биорепаранты и мезококтейли. Сегмент начал развиваться в России позднее, чем ниша ботулотоксинов, но уже перерос предшественников по объемам продаж, преодолев отметку в $100 млн. Примечательно, что именно в этом сегменте к многообразию зарубежных брендов добавлены весомые результаты импортозамещения – почти у каждого типа продуктов существует российский аналог.

По данным проведенного VM опроса дистрибьюторов, сейчас в России представлены около 100 изделий на основе гиалуроновой кислоты (филлеры и биоревитализанты), один филлер на основе коллагена, а также более 60 мезококтейлей и других продуктов для мезотерапии (см. таблицы ≪Против шерсти≫, ≪Контурные картриджи≫). Каждая из категорий имеет свои особенности, зависящие от географического происхождения продуктов. Например, в секторе изделий из гиалуроновой кислоты широко представлены бренды из Италии – они занимают около 23% от общего числа обнаруженных VM филлеров и биоревитализантов. На втором месте – Франция с долей 20%. Замыкает тройку продукция отечественных компаний, представленная на рынке 13 марками от компаний ≪НовоНексус≫, Martinex, NMTC International и KTGroup (более 13% предложений категории). Более того, единственный филлер на основе коллагенового волокна животного происхождения – Коллост, масштабно реализуемый на отечественном рынке, тоже производит российское предприятие ≪Биофармхолдинг≫.

В секторе продуктов для мезотерапии позиции отечественных производителей пока скромнее. Треть всех марок этой категории поставляются из Испании, почти 14% – из Германии. Широко представлены у нас также мезококтейли из Южной Кореи и Аргентины. Тем не менее отечественные бренды изделий на основе активных веществ развивают сразу три игрока – компании KTGroup, ≪НовоНексус≫ и Martinex.

Последние 15 лет российские производители на лету схватывали тренды стремительно растущего рынка косметологии и начинали выпускать более демократичные продукты почти одновременно с выходом на рынок западных брендов, а иногда и с опережением. Активистами импортозамещения выступали, как правило, дистрибьюторы зарубежных косметологических продуктов, осведомленные о свежих мировых веяниях.

БАРНЫЕ СТОИКИ

Второй продуктовой группой, вышедшей на рынок вслед за ботулотоксинами, стали мезококтейли – омолаживающие инъекции на основе витаминов или биологически активных добавок. Такие изделия начали появляться на российском рынке еще в конце 90-х годов, однако масштабно продукты начали ввозить только в начале 2000-х.

В числе пионеров направления была российская компания Martinex. ≪Основатели компании родом из Екатеринбурга, сначала они развивали на базе одной из местных клинических больниц кабинет, потом начали привозить в Россию клеточную космецевтику [кремы и маски для ухода за кожей лица. – VM] из Франции, постепенно расширяли портфель, выстраивали связи с другими зарубежными партнерами и, наконец, переехали в Москву≫, – рассказывает один из сотрудников Martinex.

Первыми мезококтейлями, которые компания привезла на российский рынок, были испанские продукты, реализуемые Martinex и сейчас (см. таблицу ≪Витаминный разряд≫). ≪Косметологи с удовольствием начали проводить омолаживающие процедуры, и то, что мы первыми привезли мезококтейли в Россию, значительно помогло нам закрепиться на этом рынке≫, – говорит собеседник VM.

Пример Martinex вдохновил других дистрибьюторов. На рынке вслед за коктейлями стали появляться биоревитализанты – продукты со схожими функциями, но произведенные на основе гиалуроновой кислоты. Косметологов сравнивали с барменами – они покупали не только готовые мезококтейли, но и их отдельные составляющие, которые затем сами смешивали, придумывая собственные методики омоложения. Новинками начали интересоваться как компании, уже работавшие с токсинами, – ≪Валлекс М≫ или ≪Здоровье семьи≫, так и новые игроки.

Продажей биоревитализантов и мезококтейлей, например, занялся Евгений Шеваловский, в прошлом чемпион мира в парном фигурном катании, он вывел на рынок испанские мезококтейли Q-Lab. ≪У компании, созданной в 1994 году, уже был опыт работы в индустрии красоты – например, импорт аппаратов для биоэпиляции Beauty Image, – рассказывает представитель ≪Мартинес Имидж≫. – В середине 2000-х сформировался большой спрос на мезококтейли и биоревитализанты. Эти продукты давали хороший результат, мы решили не отставать и тоже занялись этим направлением≫.

Владельцы компании Martinex в те же годы шагнули дальше – вместе с европейскими партнерами открыли в Черноголовке собственное производство. ≪Лаборатория Тоскани≫ начала выпускать мезококтейли Скинасил, а затем – линейки биоревитализантов и биорепарантов. Тогда же в России был налажен выпуск основного ингредиента биоревитализантов и филлеров – гиалуроновой кислоты. Лабораторию по ее производству в середине 2000-х открыл бывший офицер космических войск Михаил Хазов, уже имевший опыт в бьюти-индустрии – он выводил на рынок косметику ≪Чаровница≫. Позже Хазов в той же лаборатории начал производить мезококтейль Kosmoteros.

КИСЛОТНЫЕ ОБРАЗЫ

Бурный спрос на мезококтейли и биоревитализанты способствовал появлению на российском рынке филлеров – продуктов с принципиально новым предназначением: изменение контура лица и увеличение объемов отдельных его частей.

Первопроходцем тут оказалась компания ≪Валлекс М≫, которая привела в Россию шведский филлер Рестилайн. ≪Продукт очень быстро завоевал популярность и долю на рынке, – рассказывает топ-менеджер одного из крупных косметологических учреждений. – Успех дистрибьютора и бренда во многом предопределил правильный подбор команды – одна из руководителей компании Карина Карапетян была сильна в коммерции, а ее коллега, Екатерина Чайковская, очень грамотно доносила информацию о новом продукте до врачей. Они подготовили хорошую почву для выхода на рынок аналогичной продукции под другими брендами≫.

В 2006 году американская Allergan зарегистрировала в России собственный филлер Ювидерм, а дистрибьютор ≪Мезо-Эксперт≫ – Теосиаль швейцарской Teoxane Laboratories. ≪В тот момент Теосиаль уже был ведущим в мире филлером и на нашем рынке тоже достаточно быстро вошел в тройку лидеров≫, – рассказывает генеральный директор ≪Мезо-Эксперта≫ Ольга Кузнецова.

Эти три бренда потянули за собой другие – азиатские и европейские. Появление новых продуктов стимулировало формирование новой шеренги дистрибьюторов. Например, бывший сотрудник Allergan Кирилл Ястребчиков договорился с корейской компанией LG Life Science об эксклюзивной продаже в России филлера Ивор. ≪После Allergan я работал в еще одной отечественной компании, а потом решил развивать собственный бизнес, – говорит Ястребчиков. – Проанализировав рыночную ситуацию, начал переговоры с компаниями в Азии≫.

Несмотря на появление конкурентов, три филлера – Рестилайн, Ювидерм и Теосиаль – удерживали лидерство в своей узкой нише. По оценкам дистрибьютора одного из этих продуктов, совокупные продажи ≪большой тройки≫ превышают $50 млн, занимая более 70% сегмента. Оставшееся пространство делят между собой продукты европейских, американских, азиатских и российских производителей, получившие распространение за последние пять лет.

Местные игроки стараются идти в ногу с мировыми лидерами, а порой пытаются ускорить шаг. Пока в страну ввозились первые изделия на основе гиалуроновой кислоты, российская компания ≪Биофармхолдинг≫ начала производить собственный гель Коллост, а дистрибьютор ≪Ниармедик Плюс≫ – продавать его на российском рынке. Отличие изделия от соседей по нише, по словам продавцов продукта, состоит в том, что гель стимулирует выработку организмом собственного коллагена. ≪Гель с самого начала продавался в трех вариациях – для косметологии, стоматологии и общей хирургии. Но в итоге косметология заняла более 60% наших продаж≫, – добавляет собеседник VM в ≪Ниармедик Плюс≫.

Помимо коллагенового Коллоста, в 2007 году на рынок вышли еще два российских филлера на основе гиалуроновой кислоты – Repleri компании ≪НовоНексус≫ и Amaline российского холдинга NMTC International. По свидетельству представителей ≪НовоНексус≫, в то время в России продавалось не больше 10 марок препаратов для контурной пластики. При этом, например, ≪НовоНексус≫ выпускала изделие под своим брендом, а производство заказывала в Китае.

≪Изначально была идея создать отечественный препарат, полный цикл производства которого располагался бы в России. Но в тот момент ни у кого практически не было подходящего оборудования. Поэтому Repleri производится на предприятии в Китае≫, – поясняют представители ≪НовоНексус≫. Филлеры собственного производства уже несколько лет поставляют на рынок и вышеупомянутые российские компании Martinex, KTGroup.

Сейчас отечественные предприятия, работающие в сегменте инъекционной косметологии, предлагают полную линейку продуктов для омоложения и контурной пластики. Акцент, в соответствии с рыночным трендом, смещен в сторону продуктов на базе гиалуроновой кислоты – филлеров и биоревитализантов. ≪Врачи-дерматологи повысили профессионализм и не хотят тратить силы на мезотерапию, а уделяют больше внимания филлерам, ботулотоксинам и аппаратным методикам, – говорит представитель одного из западных мейджоров. – Мезотерапию практикует средней медперсонал, что не может, увы, не отражаться на качестве. Как результат – тенденция замещения мезотерапии биоревитализантами, у которых к тому же выше результативность и продолжительность действия≫.

косметология, эстетическая хирургия, гиалуроновая кислота

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении