27 Сентября 2023 Среда

Филлеры здесь, филлеры там
Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Дарья Ефимова Мединдустрия
30 сентября 2014, 15:45
13831

Как инъекции на основе гиалуроновой кислоты наполняют содержанием лица пациентов и счета операторов рынка

Большую долю рынка инъекционной косметологии «держат» продукты, изготовленные на основе гиалуроновой кислоты, коллагена, витаминов и других активных веществ: филлеры, биоревитализанты, биорепаранты и мезококтейли. Сегмент начал развиваться в России позднее, чем ниша ботулотоксинов, но уже перерос предшественников по объемам продаж, преодолев отметку в $100 млн. Примечательно, что именно в этом сегменте к многообразию зарубежных брендов добавлены весомые результаты импортозамещения – почти у каждого типа продуктов существует российский аналог.

По данным проведенного VM опроса дистрибьюторов, сейчас в России представлены около 100 изделий на основе гиалуроновой кислоты (филлеры и биоревитализанты), один филлер на основе коллагена, а также более 60 мезококтейлей и других продуктов для мезотерапии (см. таблицы ≪Против шерсти≫, ≪Контурные картриджи≫). Каждая из категорий имеет свои особенности, зависящие от географического происхождения продуктов. Например, в секторе изделий из гиалуроновой кислоты широко представлены бренды из Италии – они занимают около 23% от общего числа обнаруженных VM филлеров и биоревитализантов. На втором месте – Франция с долей 20%. Замыкает тройку продукция отечественных компаний, представленная на рынке 13 марками от компаний ≪НовоНексус≫, Martinex, NMTC International и KTGroup (более 13% предложений категории). Более того, единственный филлер на основе коллагенового волокна животного происхождения – Коллост, масштабно реализуемый на отечественном рынке, тоже производит российское предприятие ≪Биофармхолдинг≫.

В секторе продуктов для мезотерапии позиции отечественных производителей пока скромнее. Треть всех марок этой категории поставляются из Испании, почти 14% – из Германии. Широко представлены у нас также мезококтейли из Южной Кореи и Аргентины. Тем не менее отечественные бренды изделий на основе активных веществ развивают сразу три игрока – компании KTGroup, ≪НовоНексус≫ и Martinex.

Последние 15 лет российские производители на лету схватывали тренды стремительно растущего рынка косметологии и начинали выпускать более демократичные продукты почти одновременно с выходом на рынок западных брендов, а иногда и с опережением. Активистами импортозамещения выступали, как правило, дистрибьюторы зарубежных косметологических продуктов, осведомленные о свежих мировых веяниях.

БАРНЫЕ СТОИКИ

Второй продуктовой группой, вышедшей на рынок вслед за ботулотоксинами, стали мезококтейли – омолаживающие инъекции на основе витаминов или биологически активных добавок. Такие изделия начали появляться на российском рынке еще в конце 90-х годов, однако масштабно продукты начали ввозить только в начале 2000-х.

В числе пионеров направления была российская компания Martinex. ≪Основатели компании родом из Екатеринбурга, сначала они развивали на базе одной из местных клинических больниц кабинет, потом начали привозить в Россию клеточную космецевтику [кремы и маски для ухода за кожей лица. – VM] из Франции, постепенно расширяли портфель, выстраивали связи с другими зарубежными партнерами и, наконец, переехали в Москву≫, – рассказывает один из сотрудников Martinex.

Первыми мезококтейлями, которые компания привезла на российский рынок, были испанские продукты, реализуемые Martinex и сейчас (см. таблицу ≪Витаминный разряд≫). ≪Косметологи с удовольствием начали проводить омолаживающие процедуры, и то, что мы первыми привезли мезококтейли в Россию, значительно помогло нам закрепиться на этом рынке≫, – говорит собеседник VM.

Пример Martinex вдохновил других дистрибьюторов. На рынке вслед за коктейлями стали появляться биоревитализанты – продукты со схожими функциями, но произведенные на основе гиалуроновой кислоты. Косметологов сравнивали с барменами – они покупали не только готовые мезококтейли, но и их отдельные составляющие, которые затем сами смешивали, придумывая собственные методики омоложения. Новинками начали интересоваться как компании, уже работавшие с токсинами, – ≪Валлекс М≫ или ≪Здоровье семьи≫, так и новые игроки.

Продажей биоревитализантов и мезококтейлей, например, занялся Евгений Шеваловский, в прошлом чемпион мира в парном фигурном катании, он вывел на рынок испанские мезококтейли Q-Lab. ≪У компании, созданной в 1994 году, уже был опыт работы в индустрии красоты – например, импорт аппаратов для биоэпиляции Beauty Image, – рассказывает представитель ≪Мартинес Имидж≫. – В середине 2000-х сформировался большой спрос на мезококтейли и биоревитализанты. Эти продукты давали хороший результат, мы решили не отставать и тоже занялись этим направлением≫.

Владельцы компании Martinex в те же годы шагнули дальше – вместе с европейскими партнерами открыли в Черноголовке собственное производство. ≪Лаборатория Тоскани≫ начала выпускать мезококтейли Скинасил, а затем – линейки биоревитализантов и биорепарантов. Тогда же в России был налажен выпуск основного ингредиента биоревитализантов и филлеров – гиалуроновой кислоты. Лабораторию по ее производству в середине 2000-х открыл бывший офицер космических войск Михаил Хазов, уже имевший опыт в бьюти-индустрии – он выводил на рынок косметику ≪Чаровница≫. Позже Хазов в той же лаборатории начал производить мезококтейль Kosmoteros.

КИСЛОТНЫЕ ОБРАЗЫ

Бурный спрос на мезококтейли и биоревитализанты способствовал появлению на российском рынке филлеров – продуктов с принципиально новым предназначением: изменение контура лица и увеличение объемов отдельных его частей.

Первопроходцем тут оказалась компания ≪Валлекс М≫, которая привела в Россию шведский филлер Рестилайн. ≪Продукт очень быстро завоевал популярность и долю на рынке, – рассказывает топ-менеджер одного из крупных косметологических учреждений. – Успех дистрибьютора и бренда во многом предопределил правильный подбор команды – одна из руководителей компании Карина Карапетян была сильна в коммерции, а ее коллега, Екатерина Чайковская, очень грамотно доносила информацию о новом продукте до врачей. Они подготовили хорошую почву для выхода на рынок аналогичной продукции под другими брендами≫.

В 2006 году американская Allergan зарегистрировала в России собственный филлер Ювидерм, а дистрибьютор ≪Мезо-Эксперт≫ – Теосиаль швейцарской Teoxane Laboratories. ≪В тот момент Теосиаль уже был ведущим в мире филлером и на нашем рынке тоже достаточно быстро вошел в тройку лидеров≫, – рассказывает генеральный директор ≪Мезо-Эксперта≫ Ольга Кузнецова.

Эти три бренда потянули за собой другие – азиатские и европейские. Появление новых продуктов стимулировало формирование новой шеренги дистрибьюторов. Например, бывший сотрудник Allergan Кирилл Ястребчиков договорился с корейской компанией LG Life Science об эксклюзивной продаже в России филлера Ивор. ≪После Allergan я работал в еще одной отечественной компании, а потом решил развивать собственный бизнес, – говорит Ястребчиков. – Проанализировав рыночную ситуацию, начал переговоры с компаниями в Азии≫.

Несмотря на появление конкурентов, три филлера – Рестилайн, Ювидерм и Теосиаль – удерживали лидерство в своей узкой нише. По оценкам дистрибьютора одного из этих продуктов, совокупные продажи ≪большой тройки≫ превышают $50 млн, занимая более 70% сегмента. Оставшееся пространство делят между собой продукты европейских, американских, азиатских и российских производителей, получившие распространение за последние пять лет.

Местные игроки стараются идти в ногу с мировыми лидерами, а порой пытаются ускорить шаг. Пока в страну ввозились первые изделия на основе гиалуроновой кислоты, российская компания ≪Биофармхолдинг≫ начала производить собственный гель Коллост, а дистрибьютор ≪Ниармедик Плюс≫ – продавать его на российском рынке. Отличие изделия от соседей по нише, по словам продавцов продукта, состоит в том, что гель стимулирует выработку организмом собственного коллагена. ≪Гель с самого начала продавался в трех вариациях – для косметологии, стоматологии и общей хирургии. Но в итоге косметология заняла более 60% наших продаж≫, – добавляет собеседник VM в ≪Ниармедик Плюс≫.

Помимо коллагенового Коллоста, в 2007 году на рынок вышли еще два российских филлера на основе гиалуроновой кислоты – Repleri компании ≪НовоНексус≫ и Amaline российского холдинга NMTC International. По свидетельству представителей ≪НовоНексус≫, в то время в России продавалось не больше 10 марок препаратов для контурной пластики. При этом, например, ≪НовоНексус≫ выпускала изделие под своим брендом, а производство заказывала в Китае.

≪Изначально была идея создать отечественный препарат, полный цикл производства которого располагался бы в России. Но в тот момент ни у кого практически не было подходящего оборудования. Поэтому Repleri производится на предприятии в Китае≫, – поясняют представители ≪НовоНексус≫. Филлеры собственного производства уже несколько лет поставляют на рынок и вышеупомянутые российские компании Martinex, KTGroup.

Сейчас отечественные предприятия, работающие в сегменте инъекционной косметологии, предлагают полную линейку продуктов для омоложения и контурной пластики. Акцент, в соответствии с рыночным трендом, смещен в сторону продуктов на базе гиалуроновой кислоты – филлеров и биоревитализантов. ≪Врачи-дерматологи повысили профессионализм и не хотят тратить силы на мезотерапию, а уделяют больше внимания филлерам, ботулотоксинам и аппаратным методикам, – говорит представитель одного из западных мейджоров. – Мезотерапию практикует средней медперсонал, что не может, увы, не отражаться на качестве. Как результат – тенденция замещения мезотерапии биоревитализантами, у которых к тому же выше результативность и продолжительность действия≫.

косметология, эстетическая хирургия, гиалуроновая кислота

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Мединдустрия

Сегодня, 11:28

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»