27 Июля 2024 Суббота

Фармаоцевтика
Александр Братерский Фарминдустрия
15 октября 2013, 13:24
4643

Основы китайского фармпрома помог заложить СССР, но об этом в Поднебесной предпочитают не вспоминать

Взаимоотношения Советского Союза со своим восточным соседом за послевоенную эпоху прошли несколько стадий: от глубочайшей дружбы и взаимопомощи через непримиримую вражду и даже военные столкновения к нынешним настороженно-прагматическим. Однако вклад СССР в становление китайской фармпромышленности сомнений не вызывает, некоторые из созданных тогда предприятий работают до сих пор.

Коммунистическая партия Китая (КПК) во главе с Мао Цзэдуном пришла к власти после ожесточенной гражданской войны. Советское руководство к этому моменту уже несколько лет всячески поддерживало идеологически близкую КПК, поэтому не удивительно, что Советский Союз стал первой в мире страной, признавшей Китайскую Народную Республику на следующий день после ее учреждения – 1 октября 1949 года.

На тот момент в стране уже была создана силой частной инициативы довольно разветвленная сеть небольших фармацевтических предприятий и аптек. Они специализировались как на лицензионных препаратах, так и на продукции традиционной китайской медицины. Интересна история китайского фармацевта Чжоу Шило, который в 1926 году создал в Шанхае компанию Minsheng Pharmaceutical Plant. За образец он взял японские предприятия и вложил в бизнес все свои сбережения – эквивалент $6 тысяч. Образование, связи и предпринимательская смекалка позволили ему превратить небольшое предприятие в крупное производство. Накануне захвата власти коммунистами его друзья советовали ему перебраться на Тайвань, однако Чжоу решил остаться. Этим он заслужил доверие новых властей, которые расценили его поступок как акт патриотизма и дали значительные налоговые преференции. Впрочем, впоследствии его фабрика все равно была национализирована.

Кроме использования собственных талантов, «китайские товарищи» активно прибегали к помощи СССР, который сыграл весомую роль в проведении индустриализации Китая. По примеру советской компартии, КПК стала принимать пятилетние планы развития страны, первая пятилетка была объявлена в 1953–1957 годах. За это время при участии Советского Союза было заложено 156 различных производственных объектов, которые стали основой китайской промышленности.

Одним из таких объектов стала North China Pharmaceutical Factory, в составе которой было пять предприятий, среди которых фабрика по производству антибиотиков в городе Чэнду, провинции Сычуань, с проектной мощностью 187 тысяч миллиардов ME пенициллина в год. В городе Тайюань, провинции Шанси, при техническом содействии СССР была построена фабрика по производству сульфаниламидных препаратов. Еще один завод антибиотиков был построен СССР в Шицзячжуане. Несколько китайских специалистов, в том числе будущего главу китайского Минздрава Цянь Синьчжуана послали учиться в Первый медицинский институт им. И.М. Сеченова в Москве.

Строительство заводов, в техническом оснащении которых участвовали не только советские инженеры, но и специалисты из ГДР, началось в 1953 году, однако достраивали китайцы производство самостоятельно. После смерти Сталина глава СССР Никита Хрущёв начал дистанцироваться от одиозного маоистского режима. В КНР тоже не одобряли решения XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, и считали, что СССР отошел от истинных коммунистических идеалов, встал на путь ревизионизма и соглашательства с Западом.

В результате серии конфликтов в 1960 году из Китая были отозваны все советские специалисты, в том числе те, кто налаживал работу на китайских фармацевтических предприятиях. В марте 1969 года конфликт держав достиг пика, вылившись в вооруженные столкновения на острове Даманском, в результате которых погибло 58 советских пограничников и, по разным оценкам, от 500 до 3 тысяч китайских военнослужащих. После охлаждения отношений c Советским Союзом Китай начал выстраивать связи со странами Азии и Африки, где китайские медики получали опыт в борьбе с болезнями. Руководство КПК особенно беспокоил тот факт, что на Тайване с помощью США в 60-е годы активно развивалась собственная фармпромышленность, где крупное производство открылось в 1964 году. Однако в 1972 году, после исторического визита президента США Ричарда Никсона в Китай, началось американо-китайское сближение, которое помогло КНР получить доступ к американским кредитам и технологиям.

Китайцы, отрезанные от возможности сотрудничества с СССР, до конца не порвали отношений с советским лагерем, приобретая лекарства и фармацевтическое оборудование в Болгарии и ГДР. Искали связи с непокорной СССР Румынией. Делегации китайских фармацевтов были частыми гостями в Лондоне и, общаясь через переводчика, дотошно интересовались возможностями приобретения оборудования для производства фармпрепаратов.

После приобретения западных линий для производства антибиотиков в начале 1983 года китайская компания Ningxia Pharmaceutical Factory смогла стать крупнейшей по производству тетрациклина в стране. Поездки за границу, приобретения, а иногда и банальная кража технологий постепенно приносили свои плоды – заделы, созданные при участии СССР, не разбазаривались, а приумножались, что отметили посетившие Китай эксперты. «Китай эффективен в производстве антибиотиков, которыми он не только лечит от опасных инфекционных заболеваний собственных граждан, но так же активно экспортирует их во множество азиатских и латиноамериканских стран», – писали авторы Джозеф Квин и Джон Фогарти в книге «Китайская медицина. Какой мы ее увидели», опубликованной в 1974 году.

Китай активно использовал фармацевтические исследования для решения насущных задач, таких как, например, борьба с курильщиками опиума. Если во времена Мао с ними не церемонились, то в 1984 году начали лечить с помощью deoxidized ephedrine. Китайская пресса сообщала, что благодаря препарату, разработанному китайскими фармацевтами, 527 из 620 курильщиков опиума избавились от дурной привычки. Впрочем, позднее оказалось, что этот препарат и сам является сильным наркотиком.

Производство препаратов традиционной восточной медицины стало сильной стороной Китая. В стране было создано несколько предприятий, основной специализацией которых было производство лекарств нетрадиционной медицины, например, фабрика Fuzhou Herbal Medicine Factory, производившая лекарства, которые активно поставлялись на экспорт.

Созданию новых фармпроизводств способствовала плановая мобилизационная экономика. В 1978 году распоряжением Министерства химпромышленности, Минздрава и департамента логистики народно-освободительной армии Китая началось создание предприятия по производству артемизинина – народного средства для борьбы с малярией. Место для строительства завода было выбрано в провинции Сычуань, в районах произрастания полыни однолетней (Artemisia annua), которая, собственно, являлась сырьем для производства препарата. Фармацевтическое предприятие Wuling Shan было построено совместно с японской фармацевтической фирмой Kunming Pharmaceutical Factory. Продукция предприятия активно поставлялась в ряд африканских стран, страдавших от малярии.

В начале 1990 года китайские фармацевты начали искать новые рынки для своего антималярийного лекарства на основе полыни однолетней. Несколько китайских министерств и ведомств, а также две китайские фармацевтические фабрики Kunming Pharmaceutical Corporation и Xinchang Pharmaceutical Factory вступили в переговоры с компанией Ciba-Geigy (сейчас международная компания Novartis). Спустя 15 лет переговоров противомалярийное лекарство китайского производства Coartem было лицензировано в 70 странах мира, став первым китайским препаратом, который начал производить Novartis.

Политику открытости Китая, которую начал проводить в середине 80-х годов новый лидер страны Дэн Сяопин, символизировали многочисленные торговые журналы на английском языке, распространяемые по всему миру. В них иностранным инвесторам предлагались различные формы сотрудничества, в том числе создание совместных предприятий. Государство активно участвовало в создании условий для развития современной фармацевтики. В 1986 году правительством была одобрена госпрограмма по развитию науки, в том числе биотехнологии и генной инженерии. Это принесло свои плоды – в 1988 году китайская печать отрапортовала, что North China Pharmaceutical Factory совместно с Шанхайским исследовательским институтом фармацевтики Китайской академии наук смогли вырастить бактерии для производства нового вида пенициллина.

Западные компании стремились в Китай, чтобы создавать совместные производства с китайскими фармацевтическими предприятиями, которые имели право вести самостоятельную коммерческую политику, хотя и находились в собственности государства. Благодаря реформам, которые проводил Дэн Сяопин, в Китае в середине 80-х годов было создано около 2 тысяч совместных предприятий, из них 20 – с участием ведущих мировых фармацевтических компаний. В 1991 году японская компания Nichimen Corp и North China Pharmaceuticals Corp создали совместное предприятие по производству антибиотиков, японская сторона вложила в производство более $20 млн, что стало одним из крупнейших инвестиционных проектов того времени. В конце 1999 года Китай выпускал около 1400 видов фармацевтических субстанций, львиную долю которых составляли антибиотики, витамины и противовоспалительные препараты.

Созданная с помощью советских специалистов китайская North China Pharmaceutical Factory благополучно пережила переход на коммерческие рельсы – теперь она называется North China Pharmaceutical Group Corporation (NCPC) и котируется на бирже. NCPC по-прежнему принадлежит государству и является одной из ведущих фармкомпаний Китая с оборотом выше $3 млрд в год. Однако о роли СССР в ее создании на сайте компании не упоминается. 

история, китай

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении