27 Июля 2024 Суббота

«Это про то, как обеспечить максимальные объемы товара на полках». Особенности маркировки БАДов
София Прохорчук Мединдустрия Фарминдустрия
16 сентября 2022, 16:48
Фото: личный архив Антона Харитонова
5463

Исполнительный директор Antares Vision Group в России Антон Харитонов – об особенностях маркировки БАДов

Минпромторг РФ 16 сентября провел на площадке компании «Эвалар» в Алтайском крае выездное совещание, посвященное маркировке БАДов. Представители компании поделились своим опытом участия в стартовавшем весной 2021 года эксперименте по добровольной маркировке этой категории продуктов. Замглавы Минпромторга Василий Шпак заявил о намерении регулятора предоставлять производителям БАДов льготные займы до 50 млн рублей из средств ФРП на закупку маркировочного оборудования. О нюансах маркировки БАДов в интервью Vademecum рассказал Антон Харитонов, исполнительный директор российского офиса Antares Vision Group, предоставляющей комплексные решения в области прослеживаемости и учета товаров, в том числе фармпродукции.

– На российском рынке присутствует огромное количество различных БАДов. В чем заключается сложность их маркировки? Есть ли принципиальные отличия от маркировки лекарств?

БАДов в России не так много, как лекарств. Рынок последних в натуральном выражении оценивался аналитиками в 2021 году примерно в 5,6 млрд упаковок, тогда как БАДов – всего около 340 млн упаковок. При этом сфера считается сложной для внедрения маркировки, но дело не в объемах продукции, а в том, что производство БАДов не структурировано. Главный нюанс тут – форм-фактор, проще говоря, упаковка. Если лекарства чаще всего фасуются в индивидуальные картонные коробки, на которые наносится DataMatrix-код, то добавки далеко не всегда так упакованы. Например, знакомая нам с детства аскорбинка завернута в скрутку. Как ее маркировать, эту конфетку? Нужно искать индивидуальное решение. Похожая ситуация была с лекарствами: стоял вопрос, как маркировать баночки с йодом или зелёнкой. В результате решение нашлось достаточно простое: их тоже поместили в коробочки. Но если в фарме таких позиций относительно немного, то в БАДах – подавляющее большинство. Кроме того, основным объектом маркировки в лекарствах была вторичная упаковка (первичная – как исключение), в БАДах же это далеко не всегда так. И это серьезно влияет на технологический процесс маркировки. Второй нюанс заключается в том, что на рынке много небольших игроков, которые занимаются только выпуском добавок, причем в совершенно разных технологических условиях. Им вводить маркировку будет сложнее в силу отсутствия опыта.

– Что делать с таким разнообразием форм-факторов – тоже начать фасовку в коробочки?

– Для фармацевтических компаний, которые производят БАДы, это может стать одним из решений. Им так привычнее. Второй вариант – и для них, и для тех, кто столкнется с маркировкой впервые – позаимствовать технологии в других отраслях. Например, пластиковые банки с витаминами аналогичны бутылкам воды: здесь можно использовать наклейку или прямое нанесение кода на пластиковую крышку, что надежнее. Мы в России уже имеем существенный опыт маркировки лекарств, воды и других товаров, предлагается опираться на него.

– Как будет устроен процесс маркировки БАДов, ввозимых в Россию?

– Предполагается, что маркировка импортных биодобавок будет производиться дистрибьюторами на таможенных складах или в специальных распределительных центрах. Это новая для фармацевтической отрасли история, отличная от маркировки на производстве. Сейчас мы с фармдистрибьюторами находимся в процессе эксперимента и тестируем модель, при которой на склад приезжает грузовик с витаминами, товар разгружается, маркируется, загружается обратно и отправляется проходить таможню. Подобный опыт уже есть в таких отраслях, как легкая промышленность, производство обуви, выпуск минеральной воды. Но для фармацевтики он в новинку.

То есть на таможне должна стоять маркировочная линия? А как быть, если БАДы прибыли в упаковках разного формата? Как тогда будет решаться вопрос с их маркировкой?

– Да, на таможне предполагается установить оборудование, которое можно будет за 15 минут перенастроить под коробку, банку или любой другой формат упаковки.

– Установка оборудования способна значительно ускорить процесс маркировки?

– Не совсем так. Скорее облегчит работу людям, но осуществлять маркировочный процесс без использования ручного труда в любом случае не получится. Скорость процесса ограничивается не возможностями маркировочного станка, а скоростью людей, разгружающих грузовик. Средний темп маркировочного станка с учетом ручной подачи, исходя из опыта маркировки алкоголя, варьируется от 25 до 50 банок в минуту. Если в грузовике лежит 50 тысяч банок, то на его маркировку уйдет 1 тысяча минут, или 16,6 часов. Если нужна большая скорость, придется выделять больше грузчиков, а если и этого не хватит – увеличивать количество станков.

В случае реализации БАДов через маркетплейсы кто будет отвечать за их маркировку?

– Ответственность за маркировку БАДов лежит на производителях или импортерах. Вопрос маркетплейсов другой – как они будут отдавать продукт покупателю по чеку. Например, они могут снабдить каждого курьера каким-то мобильным устройством, которое будет позволять считывать маркировку, или же найдут другое решение. Время покажет.

– Как изменится жизнь производителей БАДов после окончания эксперимента, когда маркировка биодобавок станет обязательной?

– Проведение эксперимента дает время производителям подготовиться и настроить процесс. Внедрение маркировки – это комплексный проект, от качества исполнения которого зависят ключевые показатели эффективности, наличие или отсутствие простоев и брака. Это не просто про установку оборудования, а про то, как обеспечить максимальные объемы товара на полках магазинов и эффективность его реализации. Ведь компании, которые не смогут правильно внедрить у себя маркировку, потеряют долю рынка – покупатель просто выберет с полки другую баночку витаминов с похожим составом.

– Какие плюсы маркировки товаров для производителей можно выделить уже сейчас?

– Подразумевается, что производители и дистрибьюторы смогут использовать результат маркировки – глобальную прослеживаемость маркированных товаров – как маркетинговый инструмент. Приведу пример из жизни: один из топ-менеджеров крупной международной фармкомпании как-то рассказал мне, что затраты на продвижение составляют чуть ли не пятую часть цены одного из их инсулиновых препаратов. И если он точно будет знать своего потребителя, то сможет в разы снизить маркетинговую составляющую или вовсе ее убрать и всю жизнь поставлять потребителю этот препарат на дом со скидкой 20%.

– Добровольная маркировка БАДов должна была закончиться в августе 2022 года, а ее продлили до конца февраля 2023 года. Что, на ваш взгляд, повлияло на перенос, возникли какие-то сложности?

На мой взгляд, перенос сроков совершенно справедливо был связан с изменениями макроэкономической ситуации.

– Активную роль в формировании маркировочного процесса играет Минпромторг. Насколько мне известно, ведомство ведет диалог в том числе с производителями БАДов. Как эта коммуникация выстраивается?

– Сначала готовится и анонсируется свод правил – методических рекомендаций. Затем на площадке оператора маркировки – Центра развития перспективных технологий – собирается рабочая группа, обсуждает эти правила и меняет их по просьбе производителей, которые обкатывают рекомендации по маркировке в процессе экспериментов.

– Какие именно вопросы решает рабочая группа по маркировке при Минпромторге?

– Рабочие и проектно-экспертные группы напрямую участвуют в подготовке технических решений и обсуждении нормативных документов, касающихся маркировки БАДов. К примеру, сейчас в проекте постановления Правительства РФ есть два варианта длины кода для маркировки добавок: как в лекарствах – 44 символа в конце подписи – и тот код, который применяется в молочной промышленности, где в конце всего четыре символа. Какой из вариантов использовать – это один из вопросов, которые активно обсуждались в рабочих группах. В результате принято решение разрешить использование обоих форматов.

– Была ли необходима добровольная маркировка? Может, стоило сразу сделать ее обязательной?

Добровольная маркировка нужна. В процессе эксперимента компании обмениваются опытом между собой, а также делятся им с Минпромторгом. Ведомство прислушивается к производителям, вносит изменения в правила маркировочных процессов. Все это приводит к тому, что при переходе к обязательной маркировке производители чувствуют себя уверенно.

– После БАДов на очереди – антисептики. Их будет сложнее маркировать?

– Нет, не сложнее. Но в антисептиках фактор упаковки и формулировка требований к маркировке первичной или вторичной упаковки играет, возможно, даже большую роль, чем в БАДах. Например, взять антисептические салфетки. Каждая из них – в индивидуальной герметичной упаковке, а в магазине продается вторичная упаковка – 100 салфеток. От деталей формулировок нормативных актов будет зависеть техническое решение – наносить код на каждую салфетку или же на всю коробку из ста штук. Но я думаю, что маркировка антисептиков не будет очень сложной задачей, так как это небольшая товарная группа. Вот дальше – в среднесрочной перспективе – просматривается заход на маркировку лечебной косметики, и вот это уже будет большая товарная группа.

антон харитонов, antares vision group, бад, бады, минпромторг, маркировка
Источник: Vademecum №4, 2022

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении