07 Октября 2024 Понедельник

«Это про то, как обеспечить максимальные объемы товара на полках». Особенности маркировки БАДов
София Прохорчук Мединдустрия Фарминдустрия
16 сентября 2022, 16:48
Фото: личный архив Антона Харитонова
5654

Исполнительный директор Antares Vision Group в России Антон Харитонов – об особенностях маркировки БАДов

Минпромторг РФ 16 сентября провел на площадке компании «Эвалар» в Алтайском крае выездное совещание, посвященное маркировке БАДов. Представители компании поделились своим опытом участия в стартовавшем весной 2021 года эксперименте по добровольной маркировке этой категории продуктов. Замглавы Минпромторга Василий Шпак заявил о намерении регулятора предоставлять производителям БАДов льготные займы до 50 млн рублей из средств ФРП на закупку маркировочного оборудования. О нюансах маркировки БАДов в интервью Vademecum рассказал Антон Харитонов, исполнительный директор российского офиса Antares Vision Group, предоставляющей комплексные решения в области прослеживаемости и учета товаров, в том числе фармпродукции.

– На российском рынке присутствует огромное количество различных БАДов. В чем заключается сложность их маркировки? Есть ли принципиальные отличия от маркировки лекарств?

БАДов в России не так много, как лекарств. Рынок последних в натуральном выражении оценивался аналитиками в 2021 году примерно в 5,6 млрд упаковок, тогда как БАДов – всего около 340 млн упаковок. При этом сфера считается сложной для внедрения маркировки, но дело не в объемах продукции, а в том, что производство БАДов не структурировано. Главный нюанс тут – форм-фактор, проще говоря, упаковка. Если лекарства чаще всего фасуются в индивидуальные картонные коробки, на которые наносится DataMatrix-код, то добавки далеко не всегда так упакованы. Например, знакомая нам с детства аскорбинка завернута в скрутку. Как ее маркировать, эту конфетку? Нужно искать индивидуальное решение. Похожая ситуация была с лекарствами: стоял вопрос, как маркировать баночки с йодом или зелёнкой. В результате решение нашлось достаточно простое: их тоже поместили в коробочки. Но если в фарме таких позиций относительно немного, то в БАДах – подавляющее большинство. Кроме того, основным объектом маркировки в лекарствах была вторичная упаковка (первичная – как исключение), в БАДах же это далеко не всегда так. И это серьезно влияет на технологический процесс маркировки. Второй нюанс заключается в том, что на рынке много небольших игроков, которые занимаются только выпуском добавок, причем в совершенно разных технологических условиях. Им вводить маркировку будет сложнее в силу отсутствия опыта.

– Что делать с таким разнообразием форм-факторов – тоже начать фасовку в коробочки?

– Для фармацевтических компаний, которые производят БАДы, это может стать одним из решений. Им так привычнее. Второй вариант – и для них, и для тех, кто столкнется с маркировкой впервые – позаимствовать технологии в других отраслях. Например, пластиковые банки с витаминами аналогичны бутылкам воды: здесь можно использовать наклейку или прямое нанесение кода на пластиковую крышку, что надежнее. Мы в России уже имеем существенный опыт маркировки лекарств, воды и других товаров, предлагается опираться на него.

– Как будет устроен процесс маркировки БАДов, ввозимых в Россию?

– Предполагается, что маркировка импортных биодобавок будет производиться дистрибьюторами на таможенных складах или в специальных распределительных центрах. Это новая для фармацевтической отрасли история, отличная от маркировки на производстве. Сейчас мы с фармдистрибьюторами находимся в процессе эксперимента и тестируем модель, при которой на склад приезжает грузовик с витаминами, товар разгружается, маркируется, загружается обратно и отправляется проходить таможню. Подобный опыт уже есть в таких отраслях, как легкая промышленность, производство обуви, выпуск минеральной воды. Но для фармацевтики он в новинку.

То есть на таможне должна стоять маркировочная линия? А как быть, если БАДы прибыли в упаковках разного формата? Как тогда будет решаться вопрос с их маркировкой?

– Да, на таможне предполагается установить оборудование, которое можно будет за 15 минут перенастроить под коробку, банку или любой другой формат упаковки.

– Установка оборудования способна значительно ускорить процесс маркировки?

– Не совсем так. Скорее облегчит работу людям, но осуществлять маркировочный процесс без использования ручного труда в любом случае не получится. Скорость процесса ограничивается не возможностями маркировочного станка, а скоростью людей, разгружающих грузовик. Средний темп маркировочного станка с учетом ручной подачи, исходя из опыта маркировки алкоголя, варьируется от 25 до 50 банок в минуту. Если в грузовике лежит 50 тысяч банок, то на его маркировку уйдет 1 тысяча минут, или 16,6 часов. Если нужна большая скорость, придется выделять больше грузчиков, а если и этого не хватит – увеличивать количество станков.

В случае реализации БАДов через маркетплейсы кто будет отвечать за их маркировку?

– Ответственность за маркировку БАДов лежит на производителях или импортерах. Вопрос маркетплейсов другой – как они будут отдавать продукт покупателю по чеку. Например, они могут снабдить каждого курьера каким-то мобильным устройством, которое будет позволять считывать маркировку, или же найдут другое решение. Время покажет.

– Как изменится жизнь производителей БАДов после окончания эксперимента, когда маркировка биодобавок станет обязательной?

– Проведение эксперимента дает время производителям подготовиться и настроить процесс. Внедрение маркировки – это комплексный проект, от качества исполнения которого зависят ключевые показатели эффективности, наличие или отсутствие простоев и брака. Это не просто про установку оборудования, а про то, как обеспечить максимальные объемы товара на полках магазинов и эффективность его реализации. Ведь компании, которые не смогут правильно внедрить у себя маркировку, потеряют долю рынка – покупатель просто выберет с полки другую баночку витаминов с похожим составом.

– Какие плюсы маркировки товаров для производителей можно выделить уже сейчас?

– Подразумевается, что производители и дистрибьюторы смогут использовать результат маркировки – глобальную прослеживаемость маркированных товаров – как маркетинговый инструмент. Приведу пример из жизни: один из топ-менеджеров крупной международной фармкомпании как-то рассказал мне, что затраты на продвижение составляют чуть ли не пятую часть цены одного из их инсулиновых препаратов. И если он точно будет знать своего потребителя, то сможет в разы снизить маркетинговую составляющую или вовсе ее убрать и всю жизнь поставлять потребителю этот препарат на дом со скидкой 20%.

– Добровольная маркировка БАДов должна была закончиться в августе 2022 года, а ее продлили до конца февраля 2023 года. Что, на ваш взгляд, повлияло на перенос, возникли какие-то сложности?

На мой взгляд, перенос сроков совершенно справедливо был связан с изменениями макроэкономической ситуации.

– Активную роль в формировании маркировочного процесса играет Минпромторг. Насколько мне известно, ведомство ведет диалог в том числе с производителями БАДов. Как эта коммуникация выстраивается?

– Сначала готовится и анонсируется свод правил – методических рекомендаций. Затем на площадке оператора маркировки – Центра развития перспективных технологий – собирается рабочая группа, обсуждает эти правила и меняет их по просьбе производителей, которые обкатывают рекомендации по маркировке в процессе экспериментов.

– Какие именно вопросы решает рабочая группа по маркировке при Минпромторге?

– Рабочие и проектно-экспертные группы напрямую участвуют в подготовке технических решений и обсуждении нормативных документов, касающихся маркировки БАДов. К примеру, сейчас в проекте постановления Правительства РФ есть два варианта длины кода для маркировки добавок: как в лекарствах – 44 символа в конце подписи – и тот код, который применяется в молочной промышленности, где в конце всего четыре символа. Какой из вариантов использовать – это один из вопросов, которые активно обсуждались в рабочих группах. В результате принято решение разрешить использование обоих форматов.

– Была ли необходима добровольная маркировка? Может, стоило сразу сделать ее обязательной?

Добровольная маркировка нужна. В процессе эксперимента компании обмениваются опытом между собой, а также делятся им с Минпромторгом. Ведомство прислушивается к производителям, вносит изменения в правила маркировочных процессов. Все это приводит к тому, что при переходе к обязательной маркировке производители чувствуют себя уверенно.

– После БАДов на очереди – антисептики. Их будет сложнее маркировать?

– Нет, не сложнее. Но в антисептиках фактор упаковки и формулировка требований к маркировке первичной или вторичной упаковки играет, возможно, даже большую роль, чем в БАДах. Например, взять антисептические салфетки. Каждая из них – в индивидуальной герметичной упаковке, а в магазине продается вторичная упаковка – 100 салфеток. От деталей формулировок нормативных актов будет зависеть техническое решение – наносить код на каждую салфетку или же на всю коробку из ста штук. Но я думаю, что маркировка антисептиков не будет очень сложной задачей, так как это небольшая товарная группа. Вот дальше – в среднесрочной перспективе – просматривается заход на маркировку лечебной косметики, и вот это уже будет большая товарная группа.

антон харитонов, antares vision group, бад, бады, минпромторг, маркировка
Источник: Vademecum №4, 2022

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Мединдустрия

Сегодня, 9:00

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare