На 30 ноября намечена вторая массовая акция врачей против реформы столичного здравоохранения, которую обещали поддержать коллеги по всей стране. Основные фигуранты скандала, то есть руководители московской мэрии, Минздрава и лидеры митингующих медиков, наконец-то встретились лично, чтобы решить, что делать дальше. Решить оказалось непросто, поскольку проблемы у каждой из сторон были свои. Профсоюзные лидеры говорили о нарушении трудовых прав и системных сбоях в здравоохранении, глава Минздрава утверждала, что все дело в отсутствии у министерства ≪вертикали управления≫. И лишь вице-мэр Москвы по социальным вопросам был спокоен.
≪Да я вообще всегда спокоен, Миш≫, – густой и громкий голос Леонида Печатникова разнесся по Мраморному залу администрации президента, где собирались участники заседания президентского Совета по правам человека (СПЧ). Слова, кажется, услышали едва ли не все присутствующие, но на самом деле они были обращены к председателю совета Михаилу Федотову, спешившему поприветствовать вице-мэра.
Тема специального заседания 20 ноября была сформулирована максимально обтекаемо – ≪Право граждан на охрану здоровья: проблемы и перспективы≫, и сама по себе поводом для беспокойства Леонида Печатникова служить, видимо, не могла. Впрочем, всем было очевидно, что главным предметом обсуждения станет московская реформа здравоохранения.
Митинг под лозунгом ≪Остановить развал медицины в Москве!≫ собрал 2 ноября более 6 тысяч участников. Под ≪развалом≫ собравшиеся на площади медики и сочувствующие подразумевали увольнение 30% врачей и медперсонала, а также закрытие 28 медучреждений. Протестная акция получила широкий резонанс и изначально подразумевала продолжение – уже во всероссийском масштабе. Сиквел мероприятия – назначенное на 30 ноября шествие ≪За доступную медицину!≫ – московские власти согласовали за несколько часов до заседания. В общем, повод для внеочередной дискуссии совета был предельно ясен. Мероприятие, которое организовал СПЧ, стало первой очной встречей главных действующих лиц московского медицинского скандала – мэрии, Минздрава, участников протестного движения, врачей и сочувствующих. В роли сочувствующих выступали члены СПЧ – им так положено по статусу.
К началу мероприятия постоянная комиссия СПЧ по трудовым правам и социальному партнерству совместно с профсоюзом медработников ≪Действие≫ подготовила девятистраничную информационную справку, суммировавшую актуальные проблемы здравоохранения – дефицит кадров, низкие зарплаты, низкий уровень удовлетворенности населения качеством медпомощи. В качестве рекомендаций комиссия предложила практически то же, что требовали московские митингующие, – ввести мораторий на сокращение больниц и увольнения, остановить передачу медицинских объектов в пользование частным компаниям и организовать широкое обсуждение реформы. Но были и новинки. Смысловым центром документа стала мысль о необходимости перехода на бюджетную или хотя бы смешанную бюджетно-страховую модель здравоохранения.
Прочитав эту информсправку и пообещав быть спокойным, Леонид Печатников говорил около полутора часов. С погружением в ОМС ведомственной и федеральной систем здравоохранения денег стало не хватать, что и привело к решению об оптимизации и сокращении неэффективных расходов, сказал вице-мэр. ≪Альтернативы сокращению коек и переходу большей части помощи на амбулаторный этап в нынешней модели не существует, – отрезал он. – Иначе не из чего будет повышать тарифы, а значит, не только не из чего повышать зарплату, но и не на что оказывать медицинскую помощь≫.
≪Если вы рекомендуете возврат на бюджетное финансирование, его одобрит Госдума и подпишет президент, тогда наша сегодняшняя дискуссия и все, что происходит вокруг, станут абсолютно беспредметны≫, – сказал Печатников, обращаясь к авторам рекомендаций – оргсекретарю профсоюза медработников ≪Действие≫ Андрею Коновалу и президенту Конфедерации труда России Борису Кравченко. На самом деле вице-мэр намекал, что без одобрения президента беспредметны как раз эти рекомендации. Подразумевалось, что сам-то он одобрение президента уже получил.
Отметим, что накануне заседания деятельность московских властей в сфере здравоохранения была пусть мягко, но раскритикована Владимиром Путиным. Реприманд президента сводился к тому, что в вопросе реорганизации здравоохранения московские власти ≪действительно не все продумали и не все доработали≫, но руководствовались в целом правильными соображениями и благими намерениями. В Совете по правам человека Леонид Печатников воспользовался своим правом выбирать. И выбрал вторую часть высказывания президента. ≪Было сказано, что тренд реформы правильный, но, может быть, поспешный и непродуманный, – напомнил Печатников. – Я это слышал и это принимаю на личный счет – я считаю, что несу за это личную персональную ответственность. Но для меня еще более важным оказалось утверждение президента о том, что стационар не может превращаться в скопище коек, где люди лежат неделями и выходят оттуда недолеченными≫.
Утверждения Бориса Кравченко, выступавшего следом, для Леонида Печатникова оказались, видимо, не столь важными, как президентские – вице-мэр покинул зал заседаний, несмотря на просьбу Михаила Федотова остаться еще хотя бы ненадолго.
Кравченко, как и положено профсоюзному лидеру, говорил о том, что Москва нарушила обязательства перед бюджетными работниками, сокращая врачей и не соблюдая социальные гарантии. ≪Если вы, московское правительство и министерство, выходите из режима социального диалога, вы нам так и скажите, – говорил Кравченко, в отсутствие Печатникова обращаясь к Веронике Скворцовой. – Если идет односторонний пересмотр взятых на себя обязательств, так и скажите – мы будем это все учитывать… Мы будем делать выводы, мобилизационные возможности, и настроения работников нам известны≫.
Вероника Скворцова успокивала профсоюзного лидера и его коллег: ≪На самом деле федеральное ведомство с вами согласно, и вообще, вся его работа строится на социальном партнерстве≫. Никакой централизованной оптимизации в стране не проводится, говорила министр, в стране определены критерии эффективности региональных систем здравоохранения, а средства достижения нужных показателей выбирают сами регионы. И в результате, по словам министра, ≪самостийности и искажений очень много на местах≫.
≪Перекосы в каждом регионе свои. Чего никогда нельзя делать – закрывать маломощные организации в сельской местности и удаленных районах, закрывать детские, скоропомощные койки и койки родовспоможения. И второе требование – любые действия должны сопровождаться серьезной разъяснительной работой≫. В Москве, по мнению Скворцовой, был нарушен только второй пункт. ≪Можно любое хорошее дело испоганить, в том случае если не будет нормального контакта с вот этой фактически ≪гвардией≫ – людьми, которые работают в системе – и с населением. По всей видимости, такой диалог не был организован≫, – как-то с трудом признавала Вероника Скворцова.
Помочь министру организовать контакт с ≪гвардией≫ решил Андрей Коновал, гражданский активист и куратор резонансных забастовок медиков Уфы и Ижевска. Отметим, что Михаил Федотов не хотел давать ему слова, ссылаясь на регламент, но опытный забастовщик взял слово сам. Завязавшийся диалог министра и профсоюзного активиста был посвящен вечным темам. Скворцова во всем винила перекосы на местах, а Коновал говорил о принципиальных сбоях в системе финансирования здравоохранения.
≪Скандальная ситуация 2013 года в ижевской поликлинике, где главный врач давала установку врачам искусственно ограничивать количество принимаемых детей, это же не просто проявление какого-то человеческого недомыслия. Это результат выстроенной системы, когда определенный объем помощи заложен в финансирование, а если идет превышение объема, средства уже не поступают≫, – говорил оргсекретарь ≪Действия≫.
Министр в ответ начала приводить примеры вопиющей децентрализации и ≪самостийности≫: ≪У нас в регионах есть главврачи, которые выписывают себе 2 млн 600 тысяч в месяц, понимаете!? Это преступление! Почему я, например, ходила и говорила: ≪Верните нам вертикаль управления≫? А потому что, как я пойду в Уфу и скажу сделать, как надо?! Нет у нас таких полномочий≫. На этих словах кто-то в зале не выдержал: ≪Надо поддержать министра по поводу вертикали, это очень важно!≫
Так дискуссия о праве граждан на охрану здоровья ушла в сторону защиты прав конкретного гражданина РФ и усиления полномочий возглавляемого гражданином ведомства.