27 Июля 2024 Суббота

«Если вы внедряете то, что вчера было фундаментальной наукой, то у вас высокие риски и большие расходы»
Михаил Мыльников Мединдустрия Офтальмология
18 февраля 2020, 9:28
Фото: zeiss-solutions.ru
5257

Какими видит глобальный и российский рынки оптики немецкая ZEISS Group

В декабре 2019 года один из мировых лидеров по производству офтальмологического и исследовательского медоборудования ZEISS Group завершила реинтеграцию своего официального дистрибьютора на российском рынке – ООО «Оптэк» – в структуру группы. Представительство, вернувшее себе имя «материнской» корпорации, будет отвечать за продвижение и продажи ее продуктов в России и странах СНГ. Vademecum узнал у директора компании «Карл Цейсс» Дмитрия Сенина, чем был мотивирован маневр и как «воссоединение семьи» отразится на политике немецкой корпорации на российском рынке.

– Сейчас, когда реинтеграция «Оптэк» в ZEISS Group состоялась, хочется поинтересоваться: в чем был смысл разделения, произошедшего десять лет назад?

– В 2000 году, когда «Оптэк» еще не существовал, в Россию пришел, точнее вернулся, «Карл Цейсс». Это было стратегическим решением в постперестроечное время – организовать здесь представительство и, позднее, коммерческую компанию. Но спустя некоторое время компания ZEISS решила, что ее российский бизнес сможет действовать гибче, быстрее развиваться, если получит больше автономности. И в 2008 году ZEISS продала свое российское подразделение региональным менеджерам, организовавшим в Германии дистрибьютора Optec.

В 2017 году штаб-квартирой было принято новое решение о том, что в изменившихся условиях российское подразделение и наши подразделения в странах СНГ должны реинтегрироваться, опять стать частью ZEISS. Это полное объединение с точки зрения коммуникации и стандартных операционных процедур. Если вы интегрированы, то у вас лучше внутренние коммуникации, лучшие финансовые условия, возможность быстрее реагировать на запросы клиента, более квалифицированно осуществлять сервис. У дистрибьютора всегда есть свои риски, зачастую у него меньше возможностей для финансирования сделок и инвестиций.

– Что сейчас представляет собой ZEISS на мировом рынке?

– ZEISS за последние десятилетия стала по-настоящему глобальным игроком, но штаб-квартира, как и раньше, базируется в Германии. Там работают 13 тысяч сотрудников из 31 тысячи и сосредоточены основные R&D-центры и производство. По объему продаж Европа занимает лидирующую позицию, дальше идут США, ну а Россия уверенно входит в ТОП10.

Компания находится в хорошей финансовой форме и старается активно инвестировать за счет собственных средств. При этом, в отличие от многих публичных компаний, ZEISS принадлежит фонду Carl ZEISS Foundation, что позволяет нам концентрироваться на долгосрочной стратегии, конечно, не забывая о краткосрочных финансовых результатах.

– Как выглядит деятельность ZEISS на российском рынке?

– Исторически российский рынок всегда был важен для ZEISS, достаточно заметить, что третье по счету – после Парижа и Лондона – представительство компании за пределами Германии в далеком 1903 году было открыто в Санкт-Петербурге.

Сейчас у нас есть три бизнес-подразделения в России, находящихся в управлении ООО «Карл Цейсс». Это медицинский сегмент – речь идет об офтальмологии, стоматологии, микрохирургии, а также исследовательское и лабораторное оборудование, включая клиническую патологию, продукция для промышленной метрологии на высокотехнологичных производствах.

– В каком состоянии сейчас медицинский бизнес ZEISS в России?

– Медицинский сегмент в России дает более трети от общей выручки – порядка 2 млрд рублей. Он хорошо развивается, динамика обусловлена сочетанием сразу нескольких факторов. С одной стороны, это участие компании в крупных инфраструктурных начинаниях с государственным финансированием, с другой – ZEISS откликается на развитие частного сектора офтальмологического рынка. Конкуренция, конечно, усиливается, однако у ZEISS тут довольно сильные позиции, обусловленные важным фактором: мы предлагаем и оборудование класса «премиум», и бренд, который известен не только врачам, но и пациентам.

Среди наших партнеров, например, МНТК микрохирургии глаза им. С.Н. Федорова, который занимает около четверти всего российского офтальмологического рынка. Кроме того, мы сотрудничаем с премиальными частными клиниками.

– Каково соотношение частных и государственных заказчиков и какую долю на рынке вы сейчас занимаете?

– Это зависит от продуктового сегмента. В среднем где-то 50/50, в случае офтальмологии больше половины наших контрагентов – частники, в случае стоматологии – около 90%. Доля на рынке тоже зависит от профиля – у нас сильная позиция в операционных, офтальмологических микроскопах, в исследовательском оборудовании.

– ZEISS в последние годы диверсифицирует портфель, добавляя в него не только решения для лабораторных исследований или офтальмологии, но и, например, систему лучевой терапии. Чем обусловлена такая стратегия?

– ZEISS отличается глубоко эшелонированной разработкой продуктов. Обычно компании работают над новым поколением продукта и держат в голове следующее. Мы часто инвестируем в технологии, которые станут коммерческим продуктом через 10–15 лет. Стратегия компании – быть на переднем крае технологии – довольно непроста в реализации: если вы внедряете что-то, что вчера было фундаментальной наукой, и вы первая компания, которая разрабатывает и выводит на рынок новую технологию, то у вас высокие риски и большие расходы. Нужно иметь в портфолио много идей, и не каждая из них выстрелит.

– Сколько ZEISS инвестирует в новые разработки?

– В 2019 году ZEISS вложила в разработки новых продуктов 705 млн евро, увеличив инвестиции на 10%, против 642 млн евро в 2018 году. При объеме выручки 5,4 млрд евро в 2018-м и 6,4 млрд евро в 2019-м – это внушительная цифра, порядка 11%. Кроме того, большие вложения осуществляются в поддержание производства на передовом уровне и цифровизацию всей компании.

– Планируете ли вы в 2020 году выводить новинки на российский рынок?

– Мы ведем в России несколько десятков проектов, часть продуктов – это новые решения, другая часть – это технологическое обновление уже существующих. Рассчитываем, что часть из них появится на рынке уже в этом году. У нас есть локальные разработки, например, мы адаптируем для России медицинские IT-решения.

На рынок приходит новое поколение оборудования, в частности 3D-технологии для визуализации в микрохирургии, роботизированные оптические системы, снижающие риск хирурга при проведении операций. Вы оперируете, при этом смотрите на большой экран прямо перед собой и видите высококачественное увеличенное трехмерное изображение операционного поля. Это другая технология, она в чем-то даже меняет хирургическую технику – это шаг в будущее.

Помимо офтальмологических систем и операционных микроскопов, у нас есть что предложить онкологическим центрам – например, новое поколение системы для интраоперационной лучевой терапии ZEISS Intrabeam. Мы создали специальную инфраструктуру в России для калибровки источников излучения.

– Какое время занимает процедура регистрации новых изделий в России? С каким временным лагом продукты появляются у нас после выхода в Европе или США?

– Мы, как правило, сначала делаем регистрацию в Европе – это помогает нам зарегистрировать продукт в России, потому что дает разнообразную информацию для технического файла. Если мы говорим о самой процедуре в России, теоретически это девять месяцев, но на практике – год и более.

Не думаю, что регистрация у нас идет существенно дольше, чем у остальных. В Китае среднее время регистрации сейчас около двух лет. Мы, конечно, поддержали бы тренд на смягчение условий регистрации в России для продуктов, уже вышедших на рынок за рубежом и должным образом там зарегистрированных.

– Будете ли вы выходить на регистрацию по ЕАЭС?

– Будем. Пока мы регистрируем продукты в России, а для СНГ делаем это отдельно. Возможно, это неоптимально. Но пока нет наработанной практики и понимания, с какими трудностями мы столкнемся при регистрации по новым правилам. Неясно, как будут приниматься эти сертификаты на практике: возникнут ли к ним вопросы при поставке, не будут ли запрошены дополнительные документы и так далее.

– Какие каналы продаж вы планируете использовать после реинтеграции российского дистрибьютора в ZEISS Group?

– Мы используем комбинированную стратегию. Многие регионы предпочитают работать напрямую с производителями. Это запрос сегодняшнего дня, он связан как с желанием иметь более короткую цепочку, больше контроля за качеством и сервисом, так и со стремлением оптимизировать расходы на закупки. Есть сегменты, где почти все контрагенты представляют частный бизнес: в той же стоматологии инвестор, собственник предпочитает заключить прямой контракт, получить самую низкую возможную цену, а те дополнительные услуги, которые дают дистрибьюторы, ему не требуются.

Уникальность российского подразделения ZEISS в том, что мы предлагаем не только продукты производства ZEISS, но и полные комплексные решения ZEISS Connecting Solutions, включающие в себя комплиментарные продукты других производителей. В наших планах – продолжать поставлять проекты комплексного оснащения, закрывающие все задачи в одном решении.

– Офтальмологические системы и исследовательское оборудование для лабораторий включены в номенклатуру закупок по нацпроекту «Здравоохранение». Ждать ли вас на госзакупках в этом году?

– Конечно, участие в нацпроектах имеет для нас большое значение. Мы участвуем в различных частях программы, в том числе с оборудованием для клинической патологии и операционными микроскопами.

– В 2015 году Правительство РФ дало ряд преференций российским производителям. Когда в пресловутый перечень «Третий лишний» вошло офтальмологическое оборудование, структуры «Ростеха» и «Роснано» вплотную занялись его локализацией. Вы чувствуете давление на рынке госзаказа?

– Давление возрастает, по крайней мере в некоторых сегментах. Российские производители делают, например, диагностическое лазеры, щелевые лампы, другое оборудование. Где-то есть большая динамика – например, рабочее место офтальмолога – там мы видим, что идет сдвиг по закупкам.

Мы приветствуем выход продуктов от российских производителей, потому что конкуренция в целом позитивна для рынка. Конкуренция меняется и с ростом технологичности сегмента, на воплощение технологии в коммерческом продукте требуется время. Кроме того, если вы делаете что-то очень технологичное и дорогостоящее, как в разработке, так и в производстве, вам нужно продавать это в больших объемах, просто для того, чтобы покрыть вложения. Если российского рынка недостаточно, вам нужно найти способ выйти на международные рынки. Это непросто, и мы готовы здесь конкурировать. Мы, может быть, не лидеры по себестоимости продукта в связи с его сложностью и высокими стандартами контроля качества, но мы одни из лидеров по техническим возможностям.

– Но пока заказчиков не теряете?

Я бы не говорил о потерях, потому что ZEISS – это все-таки премиум-сегмент. Но если анализировать рынок, значительные изменения происходят в связи с локализацией и протекционистскими мерами в сфере интраокулярных линз, где мы присутствуем. За последнее время доля российских производителей увеличилась в два раза, примерно до четверти объема рынка в штуках, локализуются ключевые иностранные производители линз. В денежном выражении изменения не столь значительны, тем не менее это явные и показательные для рынка перемены.

zeiss group, оптика, офтальмология, линзы
Источник: Vademecum №1, 2020

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении