27 Июля 2024 Суббота

«Если бы мы привлекали больше заемных средств, то развивались бы даже быстрее»
Дарья Шубина, Михаил Мыльников Мединдустрия
13 декабря 2017, 9:42
Фото: из личного архива Михаила Винокурова
2411

Как и на чем медицинские предприниматели зарабатывают в столице алмазной республики

Якутская ГК Victory Clinic, занявшая с выручкой 261 млн рублей в нашем рейтинге 87‑ю позицию, год назад отважилась открыть круглосуточный стационар. Первый и пока единственный в регионе частный госпиталь загружен на 70–80%, но учредители планируют расширение – за счет высокотехнологичных услуг. Совладелец Victory Clinic Михаил Винокуров рассказал Vademecum, как его бизнес растет на обособленном, но конкурентном локальном рынке.

– До Victory Clinic вы практиковали как микрохирург, а это редкий и востребованный профиль. Почему решили заняться бизнесом?

– Основная причина – нехватка денег. Я занимался экстренной микрохирургией, в основном различными травмами мягких тканей конечностей. Несмотря на высокую категорию сложности, эти вмешательства очень скудно оплачивались, во всяком случае тогда, в начале 2000-х годов. Все тогда выживали, как могли, я, например, после московской аспирантуры работал сразу и в детской, и во взрослой больнице, в Центре экстренной медпомощи и на двух кафедрах, но все равно денег не хватало. Еще во время учебы в Москве впервые узнал про частные клиники – несколько моих коллег подрабатывали в медцентре «Здоровое поколение», если не ошибаюсь. Многопрофильных клиник в стране было очень мало. И при отсутствии интернета мое представление о частном секторе в медицине ограничивалось знанием о работе центров восточной медицины – массажи, мануальная терапия. Но все это было не то. Однако я знал, что зарабатывать на медуслугах можно. В то время в Якутске проходили различные международные конференции, на одной из них мне удалось познакомиться с коллегами из Японии. Они пригласили меня на такой же форум к себе, и там я наконец своими глазами увидел и университетскую клинику, и частные медцентры. Уровень качества и организации всех процессов меня крайне впечатлил и утвердил в мысли: пора открывать собственную клинику. Очень скоро эта идея была реализована.

– В Якутии в то время был хоть один частный медцентр?

– Никого, кроме частнопрактикующих стоматологов, не было. Пришлось двигаться вслепую. Зато у меня сразу появились единомышленники – профессор Виктор Игнатьев и успешный предприниматель, наш инвестор Виктория Федорова. Мы составили некий бизнес-план, нашли подходящие площади и начали работать. На оборудование мы тогда потратили, наверное, около 2 млн рублей и на ремонт помещений – в районе 1,6 млн рублей. Очень беспокоились, что не хватит средств, поэтому в первое время привязывали размер ФОТ к выручке – оклады сотрудников были минимальные, а остальное покрывали сдельно-премиальной частью. Поначалу привлекали врачей-совместителей, но быстро ушли от этой модели. В первой клинике площадью около 200 кв. м был занят стандартный для того времени набор специалистов – дерматологи, урологи, гинекологи, остеопат и врач ультразвуковой диагностики.

– Как скоро удалось загрузить эти мощности?

– Практически сразу. У нас не было времени и денег на простой, поэтому мы сразу сделали презентацию, пригласили журналистов, объявили об открытии первого в Якутии частного многопрофильного медцентра. Новость мгновенно разлетелась, и народ пошел. Так что в маркетинг мы не вкладывались, единственное, что придумали – предложили несколько эксклюзивных услуг. Тогда в стране был косметологический бум, поэтому мы организовали и стали продвигать фотоэпиляцию, фотоомоложение и другие эстетические методики. Пользовались популярностью услуги уролога – до нас на весь город был один частный кабинет. Пригласили мануального терапевта-остеопата, который до этого вел частную практику и был   очень востребован. Как только мы расплатились по первичным долгам, стали реинвестировать, расширяться – арендовали дополнительные площади, открыли амбулаторную хирургию, потом начали делать пластические операции. Вообще, мне кажется, если бы мы привлекали больше заемных, кредитных средств, а не использовали схему реинвестирования, то развивались бы даже быстрее. Во всяком случае, все условия для этого были.

– Почему вы до сих пор так и не вышли за пределы Якутска? С кем вы конкурируете на других  территориях республики?

– Такие мысли периодически появляются, мы иногда проводим выездные осмотры населения, но, как показывает практика, в крупных районах есть медпункты промышленных предприятий вроде «Якутскугля», «Газпрома» или «Алросы». Работа у них построена неплохо и охватывает почти все платежеспособное население этих территорий – трудно представить, что мы сможем переманить в нашу клинику корпоративных пациентов. Стационарный и амбулаторно-поликлинический  сегменты занимают местные ЦРБ. Единственный вариант развития для нас – открывать центры КТ/МРТ в районах республики, диагностическая помощь у нас пока в дефиците. На Якутск с населением 400 тысяч человек приходится шесть МРТ-аппаратов, в том числе один на 3 тесла, а в некоторых 80–100-тысячных городах нет ни одного. По другим направлениям конкурировать сложно – везде есть маленькие узкоспециализированные клиники, и далеко не все работают «в белую». Я не буду называть цифры, но разница выходит приличная: как конкурировать с учреждением, которое априори платит на 10–20% больше врачам, просто за счет налоговой  «оптимизации»?

– А сколько в среднем зарабатывают врачи в вашей компании?

– Около 100 тысяч рублей – это достойная зарплата для нашего региона. Конечно, все зависит от специализации, многие зарабатывают значительно больше. Хороших специалистов найти тяжело, к ним и запись плотная, и «сарафанное радио» на них работает – да так, что некоторые не могут спокойно в отпуск уйти. Но все равно рынок крайне конкурентный, за каждого врача мы боремся, а разница в 10–20%, пусть даже «в конверте», считается существенной. Есть и другая управленческая проблема – работающему населению в Якутии полагаются дополнительные отпускные дни. Если в других регионах сотрудники отдыхают по 28 дней, то у нас это 58, а у льготных категорий – все 60. Плюс работодатель должен оплачивать сотруднику и членам его семьи авиаперелеты и поездки «на материк» – в Центральную Россию – раз в два года. Это значительные расходы, сократить которые мы никак не можем, поэтому на ФОТ со всеми сопутствующими налогами порой уходит до 70% нашего оборота по некоторым направлениям. Все это отражается на маржинальности бизнеса – у нас этот показатель на уровне 10–15%.

– То есть возможностей управлять расходами по этой ключевой статье нет?

– Почему же? Я уверен, что есть, но ее пока не реализовали. Это концепция с условным названием «лицензированный доктор». Некоторое время назад я работал при Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга и пытался продвинуть эту идею там. Потом продвигал здесь, в Якутии. Схема следующая: медицинский центр – это площадка, лицензированная и оборудованная недвижимость, врачи же работают не по трудовым договорам, а как индивидуальные предприниматели с собственной лицензией. Они берут у клиники в аренду помещения и действуют под единым брендом. В этом случае, конечно, штат бухгалтеров немножко увеличивается, но ненамного, зато экономия на налогах очень существенная. ИП в среднем платит 6% от оборота, никаких социальных и пенсионных выплат, кроме разового ежегодного взноса, страховка от временной нетрудоспособности недорогая, так же как и страхование профессиональной ответственности. Формат этот я подглядел в Японии, там частнопрактикующие специалисты приходят в  коммерческие клиники как врачи с лицензией, и все только выигрывают от этого. По нашим расчетам, первоначальные инвестиции в подобный проект в России невелики – около 5 млн  рублей на пилот. Зато вознаграждение медиков серьезно вырастет – в среднем на 30%. Выросло бы и качество медпомощи – когда ответственность лежит на враче, он гораздо лучше работает.

– Почему же такая привлекательная модель не получила развития?

– Никто из регуляторов в ней не заинтересован, а для реализации нужны правки в некоторые законодательные и подзаконные акты. Любой врач в любом учреждении, даже государственном, даже работая по ОМС, может просто за счет налогов заметно больше зарабатывать. Но когда на  этот вопрос смотрит государство, то логика работает противоположная: станет меньше налоговых поступлений.

– В прошлом году вы открыли стационар. Как вы его загружаете?

– На 70–80% – за счет конвертации пациентов поликлиники. Стационар послеоперационный и сейчас ориентирован в первую очередь на пластические и затем на урологические, гинекологические и лор-вмешательства. Так что мы уже успели вернуть вложенные в него средства.

– Не возникал соблазн добавить в ассортимент микрохирургические операции?

– В перспективе, наверное, это было бы интересно, но с точки зрения не экстренной, а плановой помощи. Например, реконструктивные операции. Есть идеи по развитию реабилитации и других стационарзависимых направлений, выхода в сегмент сердечно-сосудистой хирургии.

– Насколько эти виды услуг будут востребованы в вашем регионе?

– Конечно, это дорогостоящий вид помощи, но, тем не менее, в России существуют частные  учреждения, которые прекрасно себя чувствуют в этих сферах – работают в системе ОМС или получают квоты на ВМП. Система в этом смысле простая – хотя бы одну квоту получить, а дальше наращивать оборот и выставлять счета за все случаи лечения.

– А сейчас вы в ОМС работаете?

– Нет, мы пока бережем наших основных – коммерческих – пациентов, не хотим, чтобы потоки пересекались, скапливались очереди и так далее. Кроме того, мы часто слышим жалобы от тех, кто уже зашел в ОМС, – на задержки платежей, их нерегулярность, низкие тарифы, множество проверок. Пока складывается впечатление, что деньги заложены не в оказание услуг, а в  продуцирование бумажек.

– Какие медицинские направления сейчас пользуются в вашем регионе устойчиво высоким коммерческим спросом?

– Все услуги стационара, лаборатории, функциональная и лучевая диагностика. Востребованы и  годовые абонементные программы обслуживания, чекапы. И все это – с поправкой на местные особенности: город такой маленький, что население вообще и наши клиенты в частности для коммуникаций используют исключительно городской интернет-хостинг, форумы, на федеральные ресурсы у нас не часто заходят. В таких условиях рисковать репутацией очень опасно – например, использовать маркетинговые уловки или еще какие-нибудь инструменты для «раскручивания» пациентов совершенно невозможно.

– К слову, об интернете. Насколько для вас актуальны медицинские IT-решения?

– Пока не очень понятно, как это можно монетизировать. В 2007 году у меня был телемедицинский проект – компания «Мобильный доктор», в которую удалось привлечь сначала «ангельские» инвестиции, а затем – от венчурного фонда «Альянс-Росно». Мы создали социальную сеть врачей и пациентов, но каналом общения стал не интернет – его тогда и не было почти, а мобильная связь. Участники сообщества могли созваниваться и даже консультироваться через сайт, если была такая возможность. К этой сети мы подключили 6 тысяч врачей из разных регионов страны и предложили пользователям два типа «дозвона». Первый – за деньги, через   платный номер, когда минута стоила около 25–30 рублей, через колл-центр, который размещался в Саранске. Врач получал 20% от стоимости звонка. Второй – рекламный, когда пациент мог дозвониться бесплатно, но при этом обе стороны должны были прослушать промо-сообщение фармкомпании. Мы рассчитывали на то, что работа медпредставителей будет жестко ограничена законом, даже пытались лоббировать соответствующие поправки, но это случилось слишком поздно. А мы даже с учетом скидок тратили по 1,5–2 млн рублей в месяц на оплату сотовой связи, а на рекламе собирали 400–500 тысяч. Так что проект пришлось свернуть. Тем не менее я верю в перспективы телемедицины. Следующим летом мы планируем открыть онлайн-консультации у нас на сайте, хотим, чтобы врачи были доступны круглосуточно, могли принимать фото- и видеоматериалы и консультировать пациентов – для начала бесплатно, исключительно для привлечения пациентов и поддержания имиджа. Но в регионах, подобных нашему, есть технические проблемы. Когда мы думали о консультациях по Skype, мы поняли, что в Якутии слишком нестабильная интернет-связь, видеозвонки работают плохо, максимум – прием аудиозвонков, так что в любом случае получается такая «полутелемедицина».

михаил винокуров, victory clinic, интервью, частные клиники, частная медицина, телемедицина, якутия, саха, якутск, лицензированный доктор
Источник: Vademecum, №21

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении