27 Июля 2024 Суббота

Эпиляционная инстанция
Марина Кругликова Косметология Мединдустрия
15 декабря 2014, 18:16
9964

Как лазерный луч вытолкнул косметологическую клинику на сетевую орбиту, а ее владельца – в отраслевые лоббисты

Президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» Сергей Мисюлин искрен­не верит в консолидацию. Его первым – не ситуативным, а спланированным – бизнес‑проектом стало строи­тельство в Москве сети клиник лазерной эпиляции. Провалы похожих стартапов и общая неразбериха на кос­метологическом рынке не отпугнули, а только раззадорили его. Восемь центров принадлежащей Мисюлину и его партнерам сети «Реднор» сейчас занимают около 40% рынка лазерной эпиляции столицы. Самого же бизнесмена тяга к масштабным задачам сделала лоббистом – теперь он борется с административными барье­рами и коррупцией в медбизнесе.

СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР

Начинал Мисюлин с «медицинского туризма» – в начале 90-х врач зарабатывал тем, что возил в Москву пациентов из северных территорий страны. «Это были жители нефтеносных районов, денег у людей было много, но инфраструктура, в том числе медицинская, отставала от московской, – вспоминает Мисюлин. – А крупные го­сударственные больницы испытывали трудности с финансированием и были заинтересованы в па­циентах, которые могли платить за медуслуги».

Когда в середине 90-х его незатейливый медтуризм потерял популярность, Мисюлин решил открыть собственный медицинский центр. На первых порах его клиника «Ред­нор» специализировалась на склеротерапии. «Именно благодаря этой методике мы тогда подумали переключиться на косметологию. Склеротерапия была в то время очень попу­лярна как метод избавления от сосудистых «звездочек» и варикозных вен, а это было очень близко к эстетике», – рассказывает партнер Мисюлина, генеральный директор компании «Реднор» Дмитрий Борисов.

Для реализации эстетической затеи Мисюлин принялся закупать новинки косметологи­ческого оборудования, сначала лазер CO2, который позволял бескровно удалять ново­образования и не оставлял на обработанном участке ни впадин, ни рубцов, потом – ла­зер для эпиляции. Начал присматриваться к инъекционным препаратам и медизделиям. Основной поток пациентов «Реднору» обе­спечивала эпиляция – уже в первые годы работы клиники на эту процедуру приходили по 10 клиентов в день. Мисюлин поставил на лазерную методику и уже не изменял ей. Даже когда в начале «нулевых» на россий­ском рынке появилось свежее техническое предложение – аппараты для фотоэпиля­ции, в «Редноре» решили от него отказать­ся. «Фотоэпиляторы предлагают по впол­не доступной цене множество китайских компаний, но они нередко проигрывают израильским и американским аппаратам по качеству, – рассказывает Дмитрий Бори­сов. – А лазер могли себе позволить только очень дорогие салоны. Мы понимали, что «фото» будет у всех, и решили остаться в сво­ем сегменте лазерной эпиляции, сделав ее нашим уникальным предложением».

Ставка на лазерную эпиляцию и премиаль­ную аудиторию пациентов, что называется, сыграла. Скоро аудитория «Реднора» так разрослась, что у клиники перестало хватать мощностей на обслуживание пациентов, и Мисюлин с партнерами начали строить сеть. «За несколько лет мы открыли 11 косметоло­гических центров, – гордится Дмитрий Бори­сов. – Каждый новый центр быстро выходил на окупаемость и приносил прибыль». С сете­вым форматом лазерной эпиляции Мисюлин угадал дважды – косметология испытывала бум, к которому «Реднор», как оказалось, под­готовился заранее.

ПУСТЫЕ ЗАТЕИ

Чем примечателен был пик роста косметоло­гической отрасли в самой середине «тучных» 2000-х? В сегменте действовало несколько сотен предприятий, рентабельность бизнеса зашкаливала, достигая в некоторых случаях 60–70%. Многие игроки эстетического рынка задумались о создании сетей. Правда, боль­шинство решившихся начать сетевое строи­тельство успехов не добились.

За примерами далеко ходить не придется. Попытку создания сети косметологических салонов предпринимала нынешний продю­сер Димы Билана, менеджер и жена Евгения Плющенко, а по первой профессии космето­лог Яна Рудковская. Бизнес-леди выкупила эксклюзивное право на создание и развитие в России клиник французской косметоло­гической сети Franck Provost. Она широкообъявила о своем проекте, открыла три салона в Сочи и Москве, однако дальше дело не по­шло. ООО «Франк Прово» было исключено регистрирующими органами из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. По словам участников косметологического рынка, Руд­ковская тихо «свернула» бизнес. Сейчас салон Franck Provost развивается в Калининграде, однако принадлежит уже другим людям. Рудковская и представители Franck Provost отказались комментировать свои нынешние взаимоотношения и трансформацию проекта.

Масштабировать косметологию пытались и сетевые салоны красоты, однако и эти по­пытки, по сути, провалились. «Проект созда­ния сети косметологических центров разви­вала, например, сеть Persona Lab, но дальше идеи и экспериментов в отдельных салонах дело не пошло», – свидетельствует один из участников рынка.

В результате на российском рынке едва ли набе­рется десяток косметологических сетей, состоя­щих более чем из пяти клиник. «Причина неудач была в том, что сетевой формат сложнее контролировать, и качество услуг в нем снижается. Пациенты часто жаловались на низкий уровень сервиса в сетях и стремились найти моноклини­ки. У нас, например, две клиники под единым брендом и концепцией, и этого достаточно для успешной экспансии на рынке», – объясняет главный врач института косметологии и пласти­ческой хирургии Real Clinic Светлана Тагаева.

Самыми живучими сетевиками оказались операторы одной-единственной ниши – ла­зерной эпиляции. И тех всего три – сеть «Линлайн» с более чем 30 клиниками в России и точками во Франции, Испании и на Украи­не, питерская сеть «Лазерный доктор» и про­ект Мисюлина «Реднор». «Работа с лазерами сопровождается стандартными технологиями, которые легче масштабировать, чем, например, инъекционные методики», – поясняет лазер­ный феномен руководитель одной из москов­ских косметологических клиник.

ГЛУБЖЕ ЭПИЛЯЦИИ

Но условные (достоверных аналитических данных о ситуации в сегменте нет) лидеры ниши все чаще сталкиваются с конкурентами. «В какой-то момент салоны красоты и клини­ки, которые до этого никогда не работали с «ла­зером», стали закупать такое оборудование», – отмечает Спартак Каюмов из консалтингового бюро «Сергеев, Каюмов и партнеры».

Дыхание в затылок почувствовал и «Реднор». «Скорость выхода центра на самоокупаемость снизилась, на это требовалось уже год-два времени. По нашим оценкам, каждый год в Москве появлялось на 30–40% больше салонов и косметологических центров, так как это было в том числе вложением денег для неспециалистов. Сначала мы собирались открыть еще девять центров, но в результате отказались от этих планов и не только не от­крыли новые клиники, но и закрыли три дей­ствующие», – рассказывает Дмитрий Борисов.

Но дело не только в конкуренции, гово­рит Сергей Мисюлин: «В стране появился Росздравнадзор, который первым делом, в ноябре-декабре 2004 года, проверил около 40 организаций, занимающихся косметологи­ей и пластической хирургией, и практически у всех, кроме «Реднора» и еще нескольких клиник, приостановил лицензии». Мисю­лину не хотелось рисковать выстроенным бизнесом, и он предложил своим коллегам встретиться и обсудить возможности консо­лидации. В 2005 году предприниматель и ряд его коллег зарегистрировали НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник». Вскоре аналогичные ассоциации стали возникать в регионах, и четыре года назад лоббисты зарегистрировали НП «Наци­ональный союз региональных объединений частной системы здравоохранения», куда сейчас входят 26 территориальных организа­ций. Возглавляемые Мисюлиным структуры обмениваются информацией о проявле­ниях чиновничьего волюнтаризма, о фактах превышения полномочий, коррупционных проявлениях. И вырабатывают стратегию раз­вития и саморегулирования. Общественная деятельность больше не позволяет Мисюлину уделять достаточное внимание бизнесу: «Че­тыре года назад я уступил место гендиректора своему коллеге Дмитрию Борисову, поскольку сам переключился на вопросы, принципиаль­ные для системы частного здравоохранения в России».

Пока партнер увлекается лоббизмом, Дмитрий Борисов ищет новые идеи для развития компа­нии: «Сейчас экспансия неактуальна, и мы ду­маем, как расти «вглубь». Например, помимо эпиляции, мы предложили в одном из центров процедуру омолаживания с использованием дорогостоящей аппаратуры, которая в некото­рых случаях представляет собой альтернативу пластическим операциям».

врачебная косметология, косметология, косметологический бизнес

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении