Казанский врач Виктор Одинцов, вдохновленный первым в России опытом проведения эндохирургических операций, в 90‑е запустил производство инструментов и сложного оборудования для малоинвазивных вмешательств. Основанная им компания "Эндомедиум" довольно быстро вывела на отечественный рынок продукцию, способную конкурировать с импортной, и даже в какой‑то момент сумела отобрать у мировых мейджоров лидерство в поставках тематической медтехники. Впрочем, гегемония отечественных производителей, объединившихся усилиями Одинцова в корпорацию "Эндохирургическое оборудование", длилась недолго: в конце "нулевых" иностранцы вновь вернули себе доминирующую долю в сегменте. Одинцов решил сменить сферу деятельности – оставил бизнес, увлекшись авторской песней и восстановительными дыхательными практиками. Тем не менее бывший предприниматель интереса к индустрии не утратил и потому охотно рассказал Vademecum, каким образом можно и нужно проводить импортозамещение эндохирургических медизделий.
–В 90-е вы были молодым врачом, начинающим хирургом. Что вас заставило превратиться в промышленника и коммерсанта?
– Мне посчастливилось стоять у истоков развития эндохирургии в нашей стране: в 91-м году я прошел курс повышения квалификации под руководством профессора Юрия Галлингера – хирурга, который первым в России выполнил эндоскопическое удаление желчного пузыря. Тема меня чрезвычайно увлекла, и тогда вместе неров и медиков мы решили организовать разработку и производство эндохирургического оборудования, которое в то время выпускалось только в Германии и Японии и было у нас очень дорогим. Через пару лет созданная нами в Казани компания «Эндомедиум» запустила серийное производство, а потом стала в России лидером поставок профильных медизделий.
Уже в 1993 году мы через открытые коммерческие продажи поста- вили в медучреждения примерно 30–40 комплексов и стали выполнять первые заказы по госпрограмме в Татарстане. Я сам писал программу развития эндохирургии в регионе, и нас поддержал республиканский Минздрав. В 94-м у нас уже был заказ Минздрава России. Семь лет, вплоть до 2000-х, «Эндомедиум» была первой компанией в России и СНГ, которая выпускала полный комплекс оборудования для малоинвазивных операций. По объемам поставок мы опередили всех, включая немецкую компанию Karl Storz и японскую Olympus: оснастили более 2,5 тысячи клиник, на нашем оборудовании было прооперировано 5 млн человек. Кроме того, мы создали центр подготовки эндохирургов в Казани, где прошли обучение более 6,5 тысячи специалистов. За все это в 2004 году мы получили Государственную премию.
– Вы были в России первыми или единственными?
– Было несколько российских компаний, которые так же, как и мы, занимались разработками с нуля. Потом начались крупные программы модернизации, в которых активно участвовали иностранцы – те же Karl Storz и Olympus, и доля российских производителей резко снизилась: если в 2000 году она достигала 50%, то к началу 2014-го упала до 15%. И дело здесь не в качестве оборудования, как кто-то может предположить. По некоторым позициям, например, по уровню оптики и ряда приборов, отечественные производители в последнее время сильно поднялись. У наших инструментов иногда может страдать эргономика, но не функционал. На то, чтобы удержаться на рынке, не хватило условий: не только финансовой поддержки государства, но и в чем-то личного опыта, образования. Просто мы оказались не готовы, не хватало грамотных людей в сфере управления
– Так вы решили оставить бизнес из-за падения доли «Эндомедиума»?
– Было много факторов. В конце 90-х в стране случился дефолт, а у меня он произошел внутри: душевная тяжесть переполняла особенно, был утрачен смысл существования. Еще занимаясь эндохирургией, я смог почувствовать, что мне не хватает антистрессовой подготовки. Впервые столкнулся с сильным стрессом, когда после операции погиб мой пациент. От сильнейшего расстройства я тогда сам слег в больницу и не знал, как привести психику в состояние равновесия. В пору кризиса мне часто попадалась литература о самомотивации, и тогда я всерьез занялся психологией. Спустя некоторое время в моем сознании произошел переворот, и я с головой окунулся в творчество и изучение методик избавления от стресса. Я стал меньше заниматься бизнесом и вышел из компании «Эндомедиум», но помогаю им и другим компаниям.
– Создание профильной корпорации – ваша идея?
– Да, я хотел собрать российских производителей для объединения усилий и решения общих вопросов. И в начале 1998 года была создана Российская корпорация производителей эндохирургического оборудования, в состав которой вошли «Эндомедиум», «Азимут», «Аксиома», «Крыло», «ППП», «Электрон», «ЭлеПС» и другие предприятия Петербурга, Воронежа и Казани. Главной целью создания нашего сообщества была и остается поддержка и развитие отечественного производства высококачественного эндохирургического оборудования. Нашей команде, которая в течение 16 лет собиралась и решала стратегические вопросы, удалось совместно выполнить несколько федеральных заказов.
– А сейчас, когда вы ушли из отрасли, ваше партнерство действует?
– Сейчас мы встречаемся, если есть какая-то важная тема. В 2000-е на рынке появилось сразу несколько предприятий, которые ходят на тендеры, порой даже не имея собственного производства. Ситуация стала такой, что ведущим производителям, например, «Аксиоме» или «Эндо- медиуму», пришлось конкурировать с мелкими коммерческими фирмами, несущими в принципе меньше расходов и не несущими никакой ответственности. Вот такая демократия и либерализм в каком-то смысле ослабили лидеров.
– В прошлом году на очередном съезде Общества эндоскопических хирургов России вы говорили, что доля профильного оборудования отечественного производства может за год вырасти до 70%. Сбылся ваш прогноз или пожелание?
– Импортозамещение за последний год, конечно, активизировалось. На фоне экономического кризиса и девальвации рубля больницы стали отдавать предпочтение российскому оборудованию, в результате объем его поставок увеличился примерно до 30–40% всех закупок.
– А что, помимо внешних факторов, способно повлиять на расстановку сил на профильном рынке? Вы, участники корпорации, предпринимали какие-то меры по оживлению отечественного производства?
– В марте прошлого года мы от лица корпорации написали письмо Владимиру Путину, в котором выразили мнение, что для развития отечественных производителей сегодня будет целесообразным сделать госпроект. Если мы говорим об импортозамещении, то здесь нужно дать крупный заказ двум-трем основным предприятиям, и тогда в рамках этого заказа можно было бы выручить деньги, которые пошли бы на модернизацию этих производств. Но поддерживать в первую очередь нужно лидеров, потому что только сильнейшие могут пойти дальше и подтянуть всех остальных.
– То есть беззастенчивый протекционизм и монополия отечественного медпрома?
– Это не монополия, а логичный и стратегически правильный вариант развития событий. Только при таких условиях российские компании смогут выйти на новый уровень, и у них появится возможность развиваться, в том числе выходить на внешний рынок.
– Вы очень горячо говорите об индустрии. Не жалеете, что оставили бизнес, вернуться не собираетесь?
– Нет. Последние 15 лет я занимаюсь искусством, вопросами самореализации, провожу антистрессовые курсы, обучаю программам, которые помогают человеку быть счастливым. Эндохирургия навсегда останется моей большой любовью, и она на самом деле не так далека от моих новых увлечений – здесь везде чистая новация. Когда мы задумались о производстве эндоскопического оборудования, ничего подобного в стране не было. В этом смысле мои лекции и семинары, включающие оздоровительное дыхание и рационализацию интуиции, тоже чистый лист: это новый уровень развития знаний человека о себе.