27 Июля 2024 Суббота

«Эндохирургия навсегда останется моей большой любовью»
Екатерина Макарова Импортозамещение Фарминдустрия Мединдустрия
8 июня 2016, 13:10
Фото: Из личного архива Виктора Одинцова
9085

Основатель компании «Эндомедиум» – о разочарованиях и чаяниях производителей тематического медоборудования

Казанский врач Виктор Одинцов, вдохновленный первым в России опытом проведения эндохирургических операций, в 90‑е запустил производство инструментов и сложного оборудования для малоинвазивных вмешательств. Основанная им компания "Эндомедиум" довольно быстро вывела на отечественный рынок продукцию, способную конкурировать с импортной, и даже в какой‑то момент сумела отобрать у мировых мейджоров лидерство в поставках тематической медтехники. Впрочем, гегемония отечественных производителей, объединившихся усилиями Одинцова в корпорацию "Эндохирургическое оборудование", длилась недолго: в конце "нулевых" иностранцы вновь вернули себе доминирующую долю в сегменте. Одинцов решил сменить сферу деятельности – оставил бизнес, увлекшись авторской песней и восстановительными дыхательными практиками. Тем не менее бывший предприниматель интереса к индустрии не утратил и потому охотно рассказал Vademecum, каким образом можно и нужно проводить импортозамещение эндохирургических медизделий.

 –В 90-е вы были молодым врачом, начинающим хирургом. Что вас заставило превратиться в промышленника и коммерсанта?

– Мне посчастливилось стоять у истоков развития эндохирургии в нашей стране: в 91-м году я прошел курс повышения квалификации под руководством профессора Юрия Галлингера – хирурга, который первым в России выполнил эндоскопическое удаление желчного пузыря. Тема меня чрезвычайно увлекла, и тогда вместе неров и медиков мы решили организовать разработку и производство эндохирургического оборудования, которое в то время выпускалось только в Германии и Японии и было у нас очень дорогим. Через пару лет созданная нами в Казани компания «Эндомедиум» запустила серийное производство, а потом стала в России лидером поставок профильных медизделий.

Уже в 1993 году мы через открытые коммерческие продажи поста- вили в медучреждения примерно 30–40 комплексов и стали выполнять первые заказы по госпрограмме в Татарстане. Я сам писал программу развития эндохирургии в регионе, и нас поддержал республиканский Минздрав. В 94-м у нас уже был заказ Минздрава России. Семь лет, вплоть до 2000-х, «Эндомедиум» была первой компанией в России и СНГ, которая выпускала полный комплекс оборудования для малоинвазивных операций. По объемам поставок мы опередили всех, включая немецкую компанию Karl Storz и японскую Olympus: оснастили более 2,5 тысячи клиник, на нашем оборудовании было прооперировано 5 млн человек. Кроме того, мы создали центр подготовки эндохирургов в Казани, где прошли обучение более 6,5 тысячи специалистов. За все это в 2004 году мы получили Государственную премию.

 – Вы были в России первыми или единственными?

– Было несколько российских компаний, которые так же, как и мы, занимались разработками с нуля. Потом начались крупные программы модернизации, в которых активно участвовали иностранцы – те же Karl Storz и Olympus, и доля российских производителей резко снизилась: если в 2000 году она достигала 50%, то к началу 2014-го упала до 15%. И дело здесь не в качестве оборудования, как кто-то может предположить. По некоторым позициям, например, по уровню оптики и ряда приборов, отечественные производители в последнее время сильно поднялись. У наших инструментов иногда может страдать эргономика, но не функционал. На то, чтобы удержаться на рынке, не хватило условий: не только финансовой поддержки государства, но и в чем-то личного опыта, образования. Просто мы оказались не готовы, не хватало грамотных людей в сфере управления

– Так вы решили оставить бизнес из-за падения доли «Эндомедиума»?

– Было много факторов. В конце 90-х в стране  случился дефолт, а у меня он произошел внутри: душевная тяжесть переполняла особенно, был утрачен смысл существования. Еще занимаясь эндохирургией, я смог почувствовать, что мне не хватает антистрессовой подготовки. Впервые столкнулся с сильным стрессом, когда после операции погиб мой пациент. От сильнейшего расстройства я тогда сам слег в больницу и не знал, как привести психику в состояние равновесия. В пору кризиса мне часто попадалась литература о самомотивации, и тогда я всерьез занялся психологией. Спустя некоторое время в моем сознании произошел переворот, и я с головой окунулся в творчество и изучение методик избавления от стресса. Я стал меньше заниматься бизнесом и вышел из компании «Эндомедиум», но помогаю им и другим компаниям.

– Создание профильной корпорации – ваша идея?

– Да, я хотел собрать российских производителей для объединения усилий и решения общих вопросов. И в начале 1998 года была создана Российская корпорация производителей эндохирургического оборудования, в состав которой вошли «Эндомедиум», «Азимут», «Аксиома», «Крыло», «ППП», «Электрон», «ЭлеПС» и другие предприятия Петербурга, Воронежа и Казани. Главной целью создания нашего сообщества была и остается поддержка и развитие отечественного производства высококачественного эндохирургического оборудования. Нашей команде, которая в течение 16 лет собиралась и решала стратегические вопросы, удалось совместно выполнить несколько федеральных заказов.

– А сейчас, когда вы ушли из отрасли, ваше партнерство действует?

– Сейчас мы встречаемся, если есть какая-то важная тема. В 2000-е на рынке появилось сразу несколько предприятий, которые ходят на тендеры, порой даже не имея собственного производства. Ситуация стала такой, что ведущим производителям, например, «Аксиоме» или «Эндо- медиуму», пришлось конкурировать с мелкими коммерческими фирмами, несущими в принципе меньше расходов и не несущими никакой ответственности. Вот такая демократия и либерализм в каком-то смысле ослабили лидеров.

– В прошлом году на очередном съезде Общества эндоскопических хирургов России вы говорили, что доля профильного оборудования отечественного производства может за год вырасти до 70%. Сбылся ваш прогноз или пожелание?

– Импортозамещение за последний год, конечно, активизировалось. На фоне экономического кризиса и девальвации рубля больницы стали отдавать предпочтение российскому оборудованию, в результате объем его поставок увеличился примерно до 30–40% всех закупок.

– А что, помимо внешних факторов, способно повлиять на расстановку сил на профильном рынке? Вы, участники корпорации, предпринимали какие-то меры по оживлению отечественного производства?

– В марте прошлого года мы от лица корпорации написали письмо Владимиру Путину, в котором выразили мнение, что для развития отечественных производителей сегодня будет целесообразным сделать госпроект. Если мы говорим об импортозамещении, то здесь нужно дать крупный заказ двум-трем основным предприятиям, и тогда в рамках этого заказа можно было бы выручить деньги, которые пошли бы на модернизацию этих производств. Но поддерживать в первую очередь нужно лидеров, потому что только сильнейшие могут пойти дальше и подтянуть всех остальных.

– То есть беззастенчивый протекционизм и монополия отечественного медпрома?

– Это не монополия, а логичный и стратегически правильный вариант развития событий. Только при таких условиях российские компании смогут выйти на новый уровень, и у них появится возможность развиваться, в том числе выходить на внешний рынок.

– Вы очень горячо говорите об индустрии. Не жалеете, что оставили бизнес, вернуться не собираетесь?

– Нет. Последние 15 лет я занимаюсь искусством, вопросами самореализации, провожу антистрессовые курсы, обучаю программам, которые помогают человеку быть счастливым. Эндохирургия навсегда останется моей большой любовью, и она на самом деле не так далека от моих новых увлечений – здесь везде чистая новация. Когда мы задумались о производстве эндоскопического оборудования, ничего подобного в стране не было. В этом смысле мои лекции и семинары, включающие оздоровительное дыхание и рационализацию интуиции, тоже чистый лист: это новый уровень развития знаний человека о себе.

 

хирург, медизделия, эндохирургия, медоборудование
Источник: Vademecum №10, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении