Vademecum стали известны подробности беспрецедентного уголовного дела, заведенного по факту обнаружения в Москве крупной – по предварительной оценке, на несколько десятков млн рублей – партии стоматологического фальсификата. Впервые в истории индустрии участники рынка по собственной воле выступили полицейскими информаторами, подставными лицами в серии контрольных закупок и свидетелями в расследовании преступления, предусмотренного статьей 238.1 УК РФ об обращении медицинского контрафакта. Доля «серых» продуктов в стоматологии оценивается дистрибьюторами в 10–20% рынка, или в 4–8 млрд рублей. И такой масштаб бедствия, по мнению инициаторов рейда, рано или поздно должен был привлечь внимание правоохранителей. В числе подозреваемых – известный в стоматологическом сообществе предприниматель Алексей Гершт, который уже успел дать показания следователям и разъяснения корреспонденту Vademecum.
Скандал вокруг нелегальных поставок стоматологических материалов и инструментов начал раскручиваться в конце марта, когда сотрудники ГУЭБиПК МВД России и Росздравнадзора в ходе совместного рейда обнаружили в Москве цех по производству тематической продукции. Инициатором проверки выступило российское подразделение международной корпорации 3M. Несколькими месяцами ранее служба безопасности компании столкнулась с обращающимися на рынке фальсификатами своих брендов, привлекла внимание полицейских и провела вместе с ними серию контрольных закупок. Так оперативники вышли непосредственно на производство. В ходе обысков цеха и склада были изъяты поддельные стоматологические сверла, штифты, пломбировочные материалы, абразивные порошки и препараты, оборудование для фасовки, финансовые документы и печати сторонних организаций. «Всего было выявлено более 60 наименований продукции, среди которых наиболее популярные и востребованные на рынке композитные материалы и оттискные массы, – свидетельствует директор по продажам и маркетингу 3M ESPE Евгений Михеев. – Общая стоимость конфискованного товара только нашей номенклатуры превысила 10 млн рублей, однако эти потери несравнимы с ущербом, нанесенным репутации компании, врачам, клиникам».
Помимо фейковых брендов «от 3М», на складе была обнаружена фальсифицированная и нелегально ввезенная продукция других авторитетных мировых производителей – например, партия никель-титановых инструментов для эндодонтии Dentsply, композитные материалы швейцарской компании EMS. «Мошенники прямо на складе рассыпали по баночкам соду промышленного назначения и добавляли вкусовые добавки. Пока мы взяли образцы и отправили их в Швейцарию в офис наших партнеров из EMS, там сейчас готовят химический анализ», – рассказывает генеральный директор дистрибьютора S.T.I.dent Андрей Табаков.
Результаты операции дали следственным органам ГСУ СК РФ по Москве основание для возбуждения уголовного дела по статье 238.1 УК РФ («Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»). Статья, появившаяся в УК чуть больше года назад благодаря собранным в ФЗ-532 тематическим поправкам в законодательство РФ, предусматривает за подобные действия, совершенные организованной группой или в крупном (100 тысяч рублей) размере – а в данном раскладе, похоже, применимы оба пункта, – наказание до восьми лет лишения свободы со штрафом до 3 млн рублей. Масштабы находки, суровые меры наказания для злоумышленников не могли не вызвать интереса СМИ и общественного резонанса, тем более что операция позиционировалась как первый в истории стоматологического рынка случай, когда мировой мейджор не только самостоятельно занялся расследованием происхождения подделок своих продуктов, но и привлек в соратники российские правоохранительные органы.
Излишними подробностями следствие публику не побаловало, единственная «утечка» касалась предполагаемых организаторов поставок контрафакта – в некоторых случаях злоумышленники действовали от имени некого ООО «Кронос-Медикал». По данным СПАРК-Интерфакс, компания зарегистрирована в городе Великие Луки Псковской области и на 100% принадлежит местному предпринимателю Виктору Родионову. Однако сразу несколько осведомленных о ходе расследования участников рынка рассказали Vademecum, что фактическим владельцем «Кронос-Медикал» является известный на стоматологическом рынке московский предприниматель Алексей Гершт. Он, как утверждали наши собеседники, уже был приглашен правоохранительными органами для дачи показаний по «цеховому» делу и сейчас рассматривается в качестве главного подозреваемого.
Алексей Гершт начал свою предпринимательскую деятельность в городе Великие Луки, но уже с середины 2000-х годов перебрался в Москву и быстро завоевал позиции на столичном рынке стоматологических материалов. В разное время предприниматель выступал совладельцем заметных в отрасли дилерских структур, поставлявших в клиники продукты от 3M, Dentsply, Kerr, Ivoclar Vivodent и других. По данным СПАРК-Интерфакс, сейчас Гершт фигурирует в числе соучредителей лишь одного профильного оптовика – «Ника Дент Плюс» в Москве, выручка этой компании в 2015 году составила 21,1 млн рублей. «Ее нельзя назвать лидером по поставкам в регионе, – рассказал Vademecum сотрудник одной из крупных дистрибьюторских компаний, – но она очень давно на рынке и когда-то занимала заметную долю в сегменте госзакупок материалов для стоматологии».
Следы «Ника Дент Плюс» на рынке госзаказа действительно присутствуют, в том числе в реестре недобросовестных поставщиков. В черный список, по данным СПАРК-Интерфакс, компанию два года назад включило УФАС Псковской области в связи с аукционом на поставку стоматологических материалов для ГБУЗ «Великолукская стоматологическая поликлиника» на общую сумму 495,9 тысячи рублей. Правда, уточнить детали допущенных оптовиком нарушений Vademecum не удалось – представители УФАС и поликлиники на запрос не ответили, а в самой «Ника Дент Плюс» инцидент с закупками в Псковской области пояснять не стали.
В ГУЭБиПК МВД и ГСУ СК комментариев по поводу причастности Алексея Гершта к организации поставок незаконной стоматологической продукции не дали. Официальных ответов на такой же запрос Vademecum не получил ни от компаний, пострадавших от деятельности фальсификаторов, в том числе «3M Россия», Dentsply, S.T.I.dent, ни от якобы причастного к нелегальному обороту ООО «Кронос-Медикал». Тем не менее сам Алексей Гершт в интервью Vademecum подтвердил, что давал показания по делу незаконного сбыта стоматологической продукции, и признал, что ООО «Кронос-Медикал» принадлежит именно ему. Однако информацию о том, что его структуры могли быть как-то связаны с нелегальным производством, предприниматель опроверг категорически: «Все, что про нас говорят, – неправда. У нас нет, не было и никогда не будет никаких сборочных цехов по производству фальсифицированных препаратов. При работе с нашими клиентами для нас принципиальным является качество материала. Мы всегда стараемся соблюсти требования законодательства по части распространения медицинской и фармацевтической продукции». То, что сегодня следственные органы обратили свое внимание именно на ООО «Кронос-Медикал», Гершт называет случайностью. Год назад, рассказывает он, компании действительно пришлось стать невольным фигурантом криминальной истории, но тот инцидент уже исчерпан: «Тогда на рынке появилась подделка немецкого препарата HumanChemie. Каким-то образом эта продукция попала и на наш склад. К нам пришел некий поставщик, предложил хорошую цену, гарантировал качество и оригинальность продукции. А через некоторое время выяснилось, что это подделка. Мы провели внутреннее расследование и выяснили, что это была ошибка рядовых сотрудников. И, конечно, прекратили продавать продукт».
Гершт также считает, что упоминание в связи с новым расследованием имени другой принадлежащей ему структуры – это происки конкурентов: «Некоторые компании уже успели разослать клиентам «Ника Дент Плюс» информацию о том, что мы якобы ведем нечестный бизнес, и предложение отказаться от наших услуг в их пользу».
О рассылке подобных писем на рынке действительно известно. Независимо от того, чем завершится текущее расследование, операторы рынка уже назвали его уникальным для отечественной стоматологии случаем.
«На протяжении многих лет рынок не боролся с этим явлением системно. Крупнейшие компании уходили в защитную позицию – например, просто клеили на свою продукцию специальные стикеры и голограммы», – рассказывает руководитель направления «Эндодонтия, реставрация и ортопедия» «Dentsply Россия» Максим Ивановский.
Почему же именно сейчас мировые мейджоры и российские правоохранительные органы сообща занялись «серым» рынком и может ли этот прецедент как-то повлиять на рыночный расклад?
Сегодня в стоматологической отрасли обращаются незаконные продукты всех видов, получивших квалификацию в ФЗ-532: фальсификат (подделки), контрафакт (незаконно ввезенные в Россию товары), а также недоброкачественные материалы и инструменты, реализуемые без регистрационных удостоверений. По разным оценкам, доля такой продукции на рынке стоматологических материалов, инструментов и оборудования составляет от 10 до 20%, или 4–8 млрд рублей. При этом в каждом сегменте стоминдустрии существуют свои особенности оборота нелегальной продукции. «В терапевтической стоматологии – реставрации, эндодонтии – это в основном подделки. А в имплантации и ортодонтии – незаконный ввоз в Россию, поскольку эту продукцию сложнее подделать», – объясняет специфику директор по продажам и развитию холдинга «Рокада-Мед» Лилия Александровская. По словам гендиректора российского подразделения Nobel Biocare Руслана Ергешева, продукты компании настолько популярны, что на 30–40% подвергаются нелегальному копированию: «Большинство подделок идет из Израиля, где много предприимчивых людей, готовых купить фрезеровочный станок, но не стремящихся проводить исследование производимой продукции.
Отдельный вопрос – ортопедическая часть. Поддельные конструкции никогда не смогут гарантировать успешное применение системы».
По оценкам участников рынка, нелегальная продукция легко попадает как в государственные, так и в частные стоматологии. Когда проводится тендер, отмечает сотрудник одной из государственных клиник, получатель продукции не может контролировать ее качество, поскольку закупки в основном осуществляют местные органы власти. «Несколько лет мы работали с пластмассой, которая практически не застывала, – рассказывает собеседник Vademecum. – Но поскольку мы ее получали от нашего постоянного поставщика, то руководство поликлиники, несмотря на наши жалобы, от этого материала отказаться не решилось. Приходилось приспосабливаться».
По словам президента International Dental Association Инны Вирабовой, в частных клиниках врачи порой приобретают продукты сомнительного качества осознанно: «Подделки и материалы с истекшим сроком годности покупают даже клиники премиум-класса. Часто это связано с тем, что работа таких центров строится на потоке и первичных пациентах, поэтому врачам в принципе без разницы, чем закончится лечение».
До недавнего времени компании-производители тотальной борьбы с нелегальными товарами не вели. «Рынок фальсифицированной продукции очень закрытый, – поясняют представители «3M Россия». – Недобросовестные поставщики смешивают подделки и оригинальные продукты, чтобы не быть сразу же пойманными. Поэтому лучшая гарантия избежать контакта с подделками – работать с официальными дистрибьюторами». Такой тактики придерживаются большинство опрошенных Vademecum крупных поставщиков. «Мы берем 80% продукции у производителей напрямую, остальное – у проверенных дистрибьюторов. Два или три раза за время нашей работы нам приходилось возвращать товар и отказываться от партнера. Мы выстроили практически абсолютную систему защиты», – говорит Лилия Александровская из «Рокада-Мед».
Некоторые компании пытались решить проблему фальсификата и брака через диалог с «серыми» оптовиками, но тоже без особого успеха. «После таких переговоров поставщик в лучшем случае может забрать бракованную партию и заменить на качественный товар, в худшем – контрагент исчезнет, и пострадавшая компания останется ни с чем», – рассказывает Максим Ивановский из «Dentsply Россия».
Нынешняя солидарность производителей, дистрибьюторов с надзорными и правоохранительными органами в борьбе с «серым» рынком опирается на два обстоятельства. Во-первых, доля дешевого фальсификата в кризис заметно выросла, что не может не волновать легальных участников рынка. Во-вторых, вступил в силу ФЗ-532 и стали применяться новые статьи УК, жестко карающие причастных к производству и обороту нелегальной продукции.
«Ключевые игроки начали перестраиваться, – замечает региональный руководитель отделов маркетинга и клинического образования «Dentsply Россия» Артем Алексеев. – Во-первых, компании взяли за правило проводить регулярную работу с правоохранительными органами. Во-вторых, бросили все силы на индивидуализацию и защиту собственных разработок: мы, например, решили провести ребрендинг своей продукции таким образом, чтобы стало возможным четко идентифицировать, в какой регион она попадает». Доносить свою озабоченность засильем нелегальной продукции до госорганов стали не только российские, но и международные игроки. В распоряжение Vademecum попало письмо Ассоциации немецких производителей стоматологической продукции (VDDI), которое было подготовлено полтора года назад и широко обсуждалось в стоматологических кругах. Среди прочих отраслевых проблем, актуальных для российской стоматологии, производители указывают на факты нелегальных поставок стоматологической продукции в Россию.
«Несмотря на все сертификаты, не существует контроля. На выставках иностранные торговцы могут продавать посетителям свою продукцию (прошедшую ли таможенную очистку?) без сертификата», – говорится в письме. Однако документ так и не был отправлен в Росздравнадзор и другие профильные органы власти. На запрос Vademecum о судьбе документа представители VDDI не ответили.
Еще одно направление «очистительной» работы – повышение осведомленности врачей и пациентов о подделках и контрафакте. «Доктора обычно не видят упаковки до покупки, – говорит Артем Алексеев из «Dentsply Россия». – Так вот, если врач заметил что-то неладное в полученном им товаре, он обязательно должен обратиться к нам, мы готовы проводить экспертизу».