11 Декабря 2024 Среда

Дружат дымами
Софья Лопаева Фарминдустрия
22 декабря 2014, 15:40
4264

Бразильские чиновники пошли навстречу пациентам и разрешили врачам выписывать препараты из конопли

С декабря 2014 года бразильские врачи получили право выписывать пациентам препараты каннабидиола – одного из каннабиноидов, содержащихся в растениях конопли. Однако само вещество остается запрещен­ным, его разрешено использовать только в отдельных особо тяжелых случаях, что приводит к бюрократи­ческой волоките и высокой стоимости лекарства для пациента. Около половины бразильцев уверены, что применение каннабиноидов в медицине необходимо полностью легализовать.

Первой развитой страной, официально разре­шившей применять лекарства на основе конопли, 13 лет назад стала Канада. Сейчас «медицинская конопля» разрешена в США, Чили, Уругвае, 13 европейских странах и Израиле, а в Индии, Северной Корее и Бангладеш ее никогда и не запрещали.

В Бразилии конопля и получаемые из нее веще­ства до недавнего времени были полностью вне закона, их применение каралось штрафом до $1 тысячи или тюремным заключением. Каннабидиол, применяемый для лечения эпилепсии, входит сразу в два списка запрещенных веществ Нацио­нальной службы по санитарному надзору (Anvisa).

Однако постепенно ситуация меняется.

В конце 2013 года родители шестилетней Анни Фишер, страдающей неизлечимым синдромом Ретта и эпилепсией, узнали, что каннабидиол (КБД) применяется как средство против кон­вульсий. Препарат есть в свободной продаже в нескольких американских штатах, например, вы­пускается в виде масла компанией HempMedsPX, а также продается в форме пищевой добавки, мази и даже шампуня. Cемья Анни решила незаконно привезти его из США. С новым лекарством коли­чество приступов у Анни быстро уменьшилось с 60 в неделю почти до нуля. В марте 2014 года оче­редная партия КБД, предназначавшаяся для ма­ленькой Анни, была задержана в аэропорту, и без лекарства у девочки снова начались приступы.

Тогда родители девочки решили обратиться в суд с просьбой разрешить ввоз каннабидиола для больного ребенка. При помощи популярно­го журнала Superinteressante эта драматическая история приобрела широкую известность и по­лучила общественный резонанс, был даже снят документальный фильм под названием «Неза­конно», рассказывающий о болезни Анни и обо всех трудностях, которые пришлось преодолеть ее родителям.

В апреле 2014 года суд постановил разрешить родителям Анни Фишер ввозить каннабидиол для лечения девочки, что создало прецедент: Anvisa начала принимать запросы на импорт препарата и от других частных лиц. По сообщениям мест­ной прессы, за последние восемь месяцев Anvisa одобрила 238 запросов на ввоз КБД.

Для получения разрешения на импорт препа­рата больной должен предоставить множество документов: рецепт, медицинское заключение, соглашение о совместной ответственности врача и пациента или родителя (опекуна) больного и заполненный бланк заявления на ввоз рецеп­турных препаратов. Опасаясь административной ответственности, многие врачи отказывались выписывать рецепты и подписывать соглашение. Заваленная запросами родителей больных детей Anvisa обратилась в Федеральный совет медици­ны (CFM) с просьбой дать медикам официальное разрешение назначать каннабидиол.

CFM решил пойти навстречу больным и 11 де­кабря обнародовал постановление, разрешив­шее неврологам, нейрохирургам и психиатрам выписывать препараты на основе КБД больным эпилепсией детям и подросткам до 18 лет, если обычные методы лечения не принесли положительных результатов. Тем более что прецедент уже был создан в штате Сан-Паулу – там Региональ­ный совет медицины Сан-Паулу принял анало­гичное постановление еще 10 октября 2014 года.

Федеральный совет медицины обращает внима­ние, что резолюция разрешает медикам выписывать препараты только на основе КБД, который, в отличие от других каннабиноидов, не психо­активен. Использование в медицинских целях других производных конопли, например, тетраги­дроканнабинола, запрещено. В тексте резолюции содержатся рекомендации по дозировке препара­тов на основе КБД (2,5 мг/кг – 25 мг/кг) и ста­тистической обработке достигнутых в процессе лечения результатов. Степень чистоты препарата и лекарственная форма определяются в Anvisa.

По новым правилам, пациент, его родители или опекуны должны подписать документ, где гово­рится о том, что они осведомлены о существо­вании альтернативных методов терапии и возможности возникновения побочных эффектов, например сонливости, слабости и отстутствия аппетита.

Кроме того, врачи и пациенты должны будут за­регистрироваться в специальной онлайн-системе CFM. Врачи обязаны посылать отчеты о том, как проходит лечение. Система позволит отслеживать, кто, где и как использует препарат, и собирать данные о результатах применения препарата и по­бочных эффектах.

Федеральный совет медицины и Бразильская академия неврологии считают все ограничения, указанные в резолюции, оправданными, посколь­ку пока нет научного подтверждения полной безопасности применения каннабиноидов.

Сейчас в Бразилии насчитывается больше 600 ты­сяч человек, страдающих тяжелыми формами эпилепсии, которые не поддаются лечению и ко­торым КБД может помочь.

Сторонники легализации марихуаны считают новую резолюцию важным, но слишком ма­леньким шагом вперед. Основное недовольство вызвано тем, что прописывать можно только одно лекарственное вещество, содержащееся в коно­пле, – каннабидиол, – только детям и подросткам и только после того, как все остальные лекарства не помогли.

Несмотря на разрешение медикам назначать каннабидиол, из списка запрещенных к прода­же препаратов Anvisa он так и не исчез. Процесс ввоза остается по-прежнему длительным, дорого­стоящим и очень бюрократизированным. Только обеспеченные бразильцы могут позволить себе ввозить это лекарство. На данный момент набор из шести тюбиков с маслом КБД, которых хватит на полгода лечения детской эпилепсии, стоит около $2 500, кроме этой суммы нужно учитывать стоимость провоза, хранения и различные сборы. В общей сложности стоимость лекарства дости­гает $3 тысяч, что является неподъемной суммой для большинства жителей Бразилии, годовой ВВП на душу населения в которой, по данным МВФ, составляет $12 тысяч (в России, для сравнения, свыше $14 тысяч).

Кроме резолюций CFM и реформ в Anvisa, исто­рия Анни повлекла за собой много других собы­тий: объединение родителей больных детей для совместной борьбы за узаконивание КБД в Брази­лии, гражданский иск Федеральной прокуратуры к правительству о разрешении использования каннабиноидов в медицине и науке. В конце октя­бря сенатская комиссия по вопросам конституции и юстиции одобрила законопроект о законном импорте производных конопли для использо­вания в медицинских целях. Законопроект ждет одобрения других комиссий и голосования, а Anvisa даже начала подумывать о том, чтобы перевести медикаменты на основе КБД из списка запрещенных препаратов в группу «особо контро­лируемые», сообщает местная пресса.

Опросы показывают, что мнения в обществе разделились: около половины жителей Бразилии одобряют легализацию лекарств из конопли, дру­гие выступают категорически против. Например, Бразильская ассоциация психиатров считает, что использовать каннабиноиды в медицинских целях не следует, пока не доказаны их безопасность и эффективность.

Пока власти заняты нормотворчеством, жители решают свои проблемы вне правового поля – в штате Рио есть незаконная группировка, занимающаяся домашним производством КБД и бесплатно предоставляющая лекарство матерям больных детей, а жители других штатов неле­гально привозят препараты на основе конопли из США или заказывают их через интернет.

каннабиноиды, конопля, бразилия

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»