«Врачи против стигмы» – специальный проект Vademecum и АНО «Центр передовых технологий в области здравоохранения», затеянный ради привлечения внимания медицинского сообщества к проблеме стигматизации ВИЧ-положительных пациентов. Идея партнерства – пригласить лидеров мнений разных медицинских направлений, известных клиницистов и организаторов здравоохранения к дискуссии о надлежащей практике коммуникации с ВИЧ-положительными пациентами, об уровне эмпатии, способной преодолеть стигму.
Своим мнением по этому поводу с Vademecum делится гастроэнтеролог, основатель и главный врач клиники «Рассвет» Алексей Парамонов
– Когда и при каких обстоятельствах вы впервые встретились с ВИЧ-положительным пациентом?
– Это было в 1999 году. В больницу поступил молодой человек, почти подросток, в финальной стадии цирроза печени, вызванного гепатитом С. Такая необычно быстрая прогрессия заставила заподозрить СПИД, который и был диагностирован. Медицинский персонал воспринял это известие спокойно, отношение к пациенту не поменялось, информированность о ВИЧ среди врачей и медицинских сестер была высокой.
Меня изумила нервозность администрации, которая увидела угрозу больнице. Угрозу не инфекционную, а бюрократическую. Сейчас поступление ВИЧ-позитивного пациента – ситуация обыденная, а тогда карательные органы Санэпиднадзора могли угрожать жизнедеятельности больницы.
– То есть и ситуация, и отношение к ВИЧ+ пациентам изменились?
– В те же годы мне довелось наблюдать собрание в городской поликлинике на тему «У нас ЧП – заведующий хирургией болен СПИД, он нас всех заразит, немедленно изолируйте его». То есть грамотность медицинских работников не была повсеместной. Сейчас дела обстоят намного лучше, в большинстве медорганизаций отношение к ВИЧ-положительным пациентам адекватное. Хотя и сейчас, пусть все реже и реже, можно услышать: «Я не буду его оперировать, переведите его в инфекцию».
– Мешает ли вам и системе здравоохранения в целом стигматизация ВИЧ+ пациентов оказывать медицинскую помощь?
– Многие из них скрывают ВИЧ-позитивность и диагноз приходится устанавливать вновь. У пациентов на это есть причины. Если медработники достаточно информированы о безопасности общения с ВИЧ+ людьми, то общество в целом – нет. Утечка информации о ВИЧ-статусе может стать концом карьеры и потребовать переезда, смены школы для ребенка. Поэтому такая скрытность вполне оправдана.
Что касается системы здравоохранения, я считаю, что доступность качественного лечения для ВИЧ-позитивных людей недостаточна, не преодолены бюрократические препоны, например, иногородние пациенты вынуждены получать лекарства на малой родине, и далеко не оптимальные лекарства.
Низкий охват лечением – угроза суверенитету России. Но, похоже, на государственном уровне такого понимания нет, и как бы осознание не пришло слишком поздно.
Международный День борьбы со СПИДом – 1 декабря – не только повод вспомнить о жертвах коварной болезни, но и традиционное приглашение к серьезному обсуждению проблем людей, живущих с ВИЧ. Не менее важная урочная тема – противодействие дискриминации ВИЧ-положительных пациентов, в частности, со стороны медицинского сообщества. Неготовность отечественной системы здравоохранения к полноценной работе с пациентской аудиторией, численность которой, только по данным официальной статистики, превысила 1 млн человек, если не замалчивается, то часто отходит на второй план.