Не прошло и двух месяцев с даты принятия поправок в ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств», а необходимость его очередного экстренного апгрейда уже возникла. На этот раз ошиблись в сроках. 1 июля Минздрав должен был, на случай резких экономических и социальных перемен, получить право индексировать (то есть повышать) предельные отпускные цены на препараты из перечня ЖНВЛП. Эту суперспособность министерству нужно привить уже в марте, решили депутаты, обеспокоенные ситуацией в фармпроме. И отвели себе 18 дней на выработку законодательной инициативы. Нужно спешить, признают депутаты: девальвация рубля сделала производство ЖНВЛП с фиксированной по старому курсу ценой нерентабельным.
Принятые и подписанные президентом в декабре 2014 года многочисленные поправки в ФЗ-61 содержат, среди прочих изменений, норму о праве правительства «устанавливать особенности госрегулирования» предельных отпускных цен на лекарства из списка ЖНВЛП «в зависимости от экономических и (или) социальных критериев». Исходя из формулировки, правительству, в случае чего, можно делать с отпускными ценами все что угодно, но на самом деле подразумевается возможность ценового индексирования. Законопроект, внесенный в Госдуму 10 февраля, переносит срок вступления в силу этого положения с 1 июля уже на 1 марта 2015 года.
«Когда мы принимали поправки в 61-й закон и предлагали новую методику расчета цен на ЖНВЛП, мы предполагали, что нужно дать правительству время, чтобы ее разработать, – объясняет соавтор законодательной инициативы, председатель думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников. – События последних двух месяцев, изменение экономической ситуации показали, что мы не имеем такого времени на раскачку, что вот как раз сейчас нужна адекватная методика, связанная с ориентацией на референтные цены и на цены производителя с регулированием норм прибыли, как во всем мире».
При этом парламентарии призывают не рассматривать их законопроект как способ быстро повысить цены на лекарства. «Речь идет о том, что из двух зол надо выбрать одно, – говорит другой соавтор документа, член профильного комитета Госдумы Федот Тумусов. – Цены все равно будут расти, потому что мы 80% лекарств покупаем в долларах, а контролируем их цены в рублях, и 90% субстанций тоже иностранного производства. Можно не поднимать цены, убить наши фармацевтические предприятия, но лекарства-то все равно надо будет покупать».
Законопроект о переносе сроков индексации разрабатывался межведомственной рабочей группой по регулированию фармрынка, которая была создана при профильном комитете Госдумы еще в начале декабря 2014 года. При этом мнения депутатов и представителей фармотрасли относительно возможных масштабов индексации хотя и не противоречат друг другу, но все-таки не совпадают. «Обсуждалась необходимость индексировать цены, причем индексировать не на официальном уровне инфляции, которая 5% у нас, а как минимум на 10–12%, – говорит гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. Максимальные показатели обозначает Федот Тумусов: «Рубль упал в два раза – и это самая высокая планка роста цен на лекарства. Выше, чем в два раз,а цены не должны вырасти».
Авторы законодательной инициативы относят свой проект к разряду антикризисных, а значит, подлежащих ускоренному рассмотрению и принятию. «Мы сделаем все, чтобы времени хватило чтобы успеть до 1 марта принять поправки» – обещает Сергей Калашников.
Даже если действительно успеют, вопрос, когда именно произойдет индексация, останется открытым. «Зная, как работает правительство, я сомневаюсь, что реальная индексация произойдет сразу после 1 марта. Дай бог, чтобы хотя бы в апреле», – говорит Тумусов.