В Минздраве, после финишировавшего 10 января этапа общественного обсуждения, заканчивают правку проекта федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации». Первую, опубликованную весной прошлого года, версию документа врачебное сообщество резко раскритиковало. Тогда практики солидарно указывали на основной недостаток законопроекта: в тексте не прописаны ни механизм организации донорства, ни финансовое обеспечение этой деятельности. Документ, предлагающий обязательные, но сложные для практического исполнения юридические регламенты, не формализовал, а усложнял работу врачей. Негативный отзыв на законопроект дал и Минфин. Однако отредактированная версия нормативно‑правового акта сохранила практически все положения, которые критиковали и клиницисты, и финансисты.
ПРИЦЕНИВАЯСЬ К ЗАЛЕЖАЛОМУ
В распоряжении VM оказался составленный Министерством финансов РФ отзыв на первую версию законопроекта «О донорстве органов». Претензии Минфина созвучны настроениям практиков трансплантации: в документе толком не прописаны «источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджета».
По замыслу авторов первой версии законопроекта, финансовое обеспечение донорства органов человека и их трансплантации осуществляется «в соответствии с законодательством РФ». Правда, где именно искать «соответствие» операционной деятельности и бюджетов на ее осуществление, не сказано. Смотрим (параллельно с Минфином) в базовые отраслевые документы – федеральные законы №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и №326 «Об ОМС в РФ». «Федеральный закон №323 не содержит положений, регламентирующих финансовое обеспечение мероприятий по созданию и функционированию учреждения [осуществляющего мониторинг процесса донорства и трансплантации, программы обучения трансплант-координаторов. – VM], обеспечению деятельности трансплантационного координатора, созданию и ведению федерального регистра, а также реализации ряда других положений. В связи с этим Минфин РФ считает необходимым конкретизировать положения законопроекта, регулирующие вопросы финансового обеспечения предусматриваемых мероприятий», – говорится в отзыве на законопроект. И это только рамочная претензия, в деталях все выглядит еще проблематичнее.
Например, Минфин так и не обнаружил в документе ссылок на источник финансового обеспечения одной из важнейших процедур – кондиционирования донора. Согласно федеральному закону № 323, до 1 января 2015 года финансирование высокотехнологичной медпомощи (ВМП), к которой и относится трансплантация, происходит за счет ассигнований федерального бюджета. При этом в федеральном законе № 326 указано, что с того же 2015 года ВМП будет погружена в систему ОМС. «В связи с этим неясно, как с точки зрения финансовой составляющей будет квалифицироваться проведение медицинских мероприятий с умершим человеком, поскольку признание умершего человека лицом, застрахованным в системе ОМС, действующим законодательством не предусмотрено. Комментируемый законопроект соответствующих положений не содержит. Расчеты, отражающие и обосновывающие финансовые потребности, связанные с кондиционированием донора, отсутствуют, что затрудняет оценку последствий реализации предлагаемых законопроектом мер», – отзывается Минфин.
Не сговариваясь с рецензентами-чиновниками, ровно о том же сокрушаются трансплантологи. «Организационные задачи непосредственно связаны с решением медицинских. Поддерживать в умершем человеке кровообращение, функции органов – трудная задача. А об этом в законе говорится вскользь, – недоумевает руководитель Санкт-Петербургского центра органного донорства, председатель Ассоциации трансплантационных координаторов Олег Резник. – Считается, что если человек умер, то и технологии упрощаются. Но в реальности поддержание жизнеспособности органов в умершем человеке до эксплантации – сложная задача для целого коллектива реанимации, что всегда определяет успех или неудачу самой трансплантации».
Законопроект предоставлял возможность изымать и пересаживать органы в частных медицинских организациях, наделяя донора, предоставившего органы для родственной трансплантации, правом получать лечение в учреждении, проводившем забор. К этому положению Минфин также отнесся с подозрением: «Проектируемая законопроектом норма о пожизненном диспансерном наблюдении за состоянием здоровья живого донора исключительно в медицинской организации, в которой были изъяты органы, закладывает возможность возникновения конфликтных ситуаций, в силу чего подлежит дополнительному обсуждению».
Еще одно замечание рецензентов касается вопроса утилизации невостребованных донорских органов, никаким образом не урегулированного действующими законами. Поэтому Минфин не устроила примененная тут расплывчатая формулировка «в порядке, установленном законодательством». В отзыве подчеркивается: «На практике комментируемые положения не смогут быть реализованы надлежащим образом, и в результате медицинскими организациями будут предприниматься самостоятельные меры по утилизации невостребованных донорских органов».
Высказываемые одно за другим критические соображения сложились в неутешительное для Минздрава резюме. «Принимая во внимание отсутствие финансово-экономического обоснования к законопроекту, содержащего оценку финансовой обеспеченности и экономической целесообразности норм законопроекта в случае их реализации, согласовать законопроект не представляется возможным», – заключает Минфин.
Представители отраслевого сообщества о беспомощности первой версии документа говорят еще более эмоционально. «Законопроект не прописывает главного: механизма, как устроено донорство, – суммирует претензии коллег Олег Резник. – Почему главный врач юридически обязан этим заниматься, как работы по донорству встроены в систему здравоохранения, за чей счет и кем должно быть организовано донорство?».
Получение донорских органов – отдельная от трансплантации деятельность, механизм и финансирование которой должны быть четко прописаны в проекте закона, пытаются объяснить регуляторам врачи. И удивляются тому, что акцент в документе сделан не на регламентации базовых для этого вида ВМП процедур, а на особенностях документооборота. Например, на ведении регистра волеизъявлений: разрешение или запрет на использование после смерти собственных органов человек должен дать в письменной форме, которая должна быть «заверена главврачом медицинской организации или нотариально», а затем направлена на рассмотрение в «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Такая бюрократическая детализация, похоже, ничего, кроме раздражения, у клиницистов не вызывает. «Мировая практика ведения регистров показывает, что это никак не сказывается на количестве проводимых операций, никак не улучшает ситуацию в плане доступности трансплантологической помощи, – утверждает заведующий отделением координации органного донорства ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова Игорь Погребниченко. – Логично существование только регистра несогласия стать донором после смерти».
Впрочем, подобные сущностные претензии к нормативному акту озвучиваются профессиональными объединениями не впервые. Летом 2013 года Ассоциация трансплантационных координаторов направила в Минздрав собственную версию законопроекта «О донорстве органов». Судьба альтернативного документа туманна. Известно лишь, что в декабре министр Вероника Скворцова провела предметное совещание, вслед за которым ведомством была представлена отредактированная версия законопроекта.
СВЕЖЕЕ НЕ БЫВАЕТ
«Проект федерального закона прошел согласование по компетенции с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленным регламентом. По итогам были получены согласования и предложения федеральных органов исполнительной власти. Документ был доработан с учетом поступивших предложений», – сообщили VM в пресс-службе Минздрава.
Доработки действительно видны. В большинстве своем – ограничительного свойства. В предыдущей редакции регламент в случае смерти несовершеннолетнего или недееспособного лица предписывал зафиксировавшим смерть медработникам в течение часа сообщить об этом одному из родителей и «одновременно испросить согласие на изъятие органов». Родители в течение двух часов могли принять решение и сообщить о нем «в устной форме, в том числе по телефону при условии автоматической записи телефонного разговора, либо в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации, либо нотариально». Согласно первой версии документа, если родители за указанное время никак не выражали свое мнение, медики могли изъять органы. В отредактированном варианте изъятие детских органов запрещается в нескольких случаях: если родители не выразят согласия на донорство; если в течение часа медики не смогли связаться с родителями умершего и спросить их мнение; если мнения родителей не совпадают между собой. Однако нововведения не изменят сложившуюся практику пересадки детям органов взрослых: по нынешним нормативам констатировать смерть мозга врачи могут только у совершеннолетних пациентов. А без этой процедуры изъять органы невозможно, даже если получено согласие родителей.
После доработки из законопроекта исчез пункт, позволяющий проводить забор и пересадку органов в частных медорганизациях. Зато появилась новая норма об «отказном» регистре: теперь на включение в лист ожидания и помощь трансплантологов не смогут рассчитывать граждане, запретившие после смерти использовать собственные органы.
Во вторую версию также добавлена статья «о необходимости просвещения и информированности населения о социальной значимости донорства органов для трансплантации в целях осуществления добровольного донорства органов человека для трансплантации, исходя из солидарности и сострадания».
И как бы в ответ на замечания коллег из Минфина, авторы добавили в законопроект пункт, указывающий на источник финансирования медицинской деятельности по кондиционированию донора – за счет средств федерального бюджета. Правда, на конкретизацию деталей не расщедрились. Более того, эта ремарка оказалась единственной, затрагивающей финансовые аспекты донорства.
Тем не менее, презентуя обновленный документ, Вероника Скворцова высказалась о его созидательной роли не без оптимизма: «Мы очень надеемся, что это позволит выстроить национальную систему донорства и решить в том числе проблемы со взрослым и детским донорством».
Но практики трансплантационной медицины почему-то не разделяют надежд министра. «Принципиальных отличий второй версии от первой нет. Убрали безграмотные формулировки, но суть осталась та же, оба варианта – совершенно нерабочие, способные привести к остановке трансплантологии», – считает Игорь Погребниченко. Поправку же относительно денег всерьез и вовсе не принимает: «Больницы в регионах содержатся за муниципальный счет, финансируются главой региона или района. И как туда попадет федеральное финансирование, если это четко не прописано? Средства федерального бюджета на кондиционирование донора – это пустая фраза».
Олег Резник продолжает критиковать само построение цепочки «донорство-трансплантация». Пересадки органов, в большинстве своем, проводятся и оплачиваются в федеральных центрах, при этом поставляют органы обычные больницы за собственный счет и по собственной инициативе – эти работы никак не компенсируются ни врачам, ни медучреждениям.
«До тех пор пока не будет закона, обязывающего скоропомощные стационары организовывать донорство, а к нему – механизма восполнения финансовых затрат этой работы, пока в больницах не появится трансплантационный координатор, наделенный полномочиями принимать решения, касающиеся всех аспектов донорства, мы не сдвинемся с места», – убежден Резник. В качестве образцового примера он, как и многие его коллеги, приводит Испанию, где в каждом госпитале организацией донорства занимается подразделение, проводящее весь комплекс сопутствующих манипуляций и регламентов – transplant procurement managers. «Так как осуществлять такие работы, в том числе и по выявлению доноров, обычным коллективом реанимации без ущерба для повседневной деятельности невозможно», – поясняет Резник. И настаивает на организации национальной службы донорства, не относящейся ни к трансплантологам, ни к реаниматологам. Во всех странах с развитой трансплантационной медициной работают именно такие службы, имеющие централизованное финансирование и трехуровневый принцип организации – национальное бюро, региональные отделения, представительства в каждой больнице.
Общественное обсуждение отредактированной версии законопроекта проводилось Минздравом до 10 января. Затем документ, по словам Вероники Скворцовой, должен был отправиться на согласование с другими ведомствами. Однако 29 января в Минюсте сообщили, что еще не получали текст законопроекта. В Минздраве на очередной тревожный запрос VM поспешили успокоить: «В настоящее время проект документа дорабатывается, после чего он будет направлен в федеральные органы исполнительной власти». Параллельно с этим ведомство выпустило проект приказа, актуализирующего перечень учреждений, осуществляющих забор и пересадку органов. Согласно новому документу, количество медучреждений, занимающихся изъятием органов, сократится с 96 до 61, а количество больниц, где проводятся трансплантации, уменьшится с 89 до 58. Наиболее значительному сокращению подвергнутся федеральные центры, занимающиеся пересадкой органов: согласно приказу № 357/40, трансплантацию в настоящее время проводят 43 федеральных учреждения, по новому документу пересадками органов и тканей будут заниматься только 26.