27 Июля 2024 Суббота

Документовыворот
Ольга Макаркина
18 июня 2013, 13:15
4660

Отрасль шокирована вольными трактовками нормативных актов, определяющих новый порядок лицензирования медицинской деятельности

Редкое нормативно‑правовое новаторство главного регулятора обходится без паники в медсообществе. Не нарушил традицию и вступивший в силу 26 мая Приказ Минздрава РФ №121н, утвердивший обновленные требования к лицензиатам и соискателям права на осуществление медицинской деятельности. Опрошенные VM эксперты и представители отраслевых ассоциаций в один голос утверждают: документ, призванный уточнить базовое постановление Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности», составлен таким образом, что его положения можно интерпретировать сколь угодно широко. И контрольно‑надзорные органы, руководствуясь этим подзаконным актом, могут запросто приостановить деятельность любого из 90 тысяч лицензиатов. Информационные письма Росздравнадзора, выпущенные вслед за приказом, не только не помогли участникам рынка вникнуть в суть новации, но и усугубили неразбериху.

Приказ Минздрава РФ от 11 марта 2013 года №121н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в т. ч. высокотехнологичной), скорой (в т. ч. скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» вступил в силу 26 мая.

Обойтись без этого документа не представлялось возможным: приказ должен был конкретизировать рамочное постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». Проще говоря, подробно и однозначно прописать, какие виды работ и услуг следует отнести к медицинской деятельности, кто вправе эти работы выполнять, а услуги – оказывать.

За шесть дней до вступления Приказа Минздрава №121н в силу Росздравнадзор опубликовал первое информационное письмо, разъясняющее положения этого сложного документа и действия контрольных органов по его исполнению. В письме, во-первых, подчеркивается, что лицензии в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, подлежат переоформлению.

Во-вторых, Росздравнадзор обращает внимание лицензиатов и заявителей: новый перечень услуг, предоставляемых в рамках осуществления меддеятельности, отличается от ранее действовавшего.

В-третьих, врио руководителя агентства Михаил Мурашко, подписавший информационное письмо, настаивает: при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, необходимо в заявлении указать также сведения, подтверждающие соответствие организации-заявителя лицензионным требованиям.

Но, видимо, Росздравнадзору не хватило для пояснений пространства одного письма, и 24 мая федеральное агентство распространило второе – «О лицензировании дезинфектологии». Именно эти наставления вызвали наибольшее недоумение у экспертов и участников отраслевых ассоциаций.

Например, представители НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» Сергей Мисюлин и Сергей Лазарев возмутились трактовками регулятора настолько, что решили срочно призвать в рефери ФАС: «По имеющейся информации, Росздравнадзор настаивает на переоформлении всех существующих лицензий в соответствии с Приказом Минздрава от 11 марта 2013 года №121н, считая их несоответствующими новым установленным требованиям». В реестре Росздравнадзора, подчеркивают авторы обращения, состоят 90 тысяч лицензиатов, осуществляющих медицинскую деятельность. «Простое переписывание всех лицензий займет не один месяц, – считают в НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения». – А в случае соблюдения мнения Росздравнадзора необходимо будет переоформить и санитарно-эпидемиологическое заключение, на которое уйдет 60 дней. Плюс к этому срок переоформления лицензии в 30 дней. Получается, что все медицинские организации должны приостановить свою деятельность на 90 дней, а это полная парализация медицинской деятельности в России».

Представители НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения», оценивая деятельность регулятора, не стесняются в выражениях: «Правовая безграмотность федерального Росздравнадзора направлена на развал здравоохранения, а не на соблюдение законодательства в сфере оказания медицинских услуг, и тем более не имеет никакого отношения к защите интересов и безопасности пациентов».

Авторы обращения вспоминают, что с 2000 года порядок лицензирования пересматривался полностью или частично шесть раз. И явно полагают нынешнее новаторство разрушительным: «И только сегодняшний состав Росздравнадзора принял решение перелицензировать заново все здравоохранение России. Если лицензию на медицинскую деятельность может аннулировать только суд, то в данном случае Росздравнадзор оказался выше судебной власти РФ, фактически заставляя получать лицензию заново. К тому же трактовать законодательство Росздравнадзор не имеет права и налицо превышение полномочий», – резюмируют в НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения».

Обеспокоены трактовками новых нормативов лицензирования и в другой отраслевой ассоциации. Однако представителей НП «Медицина для всех» взволновало не только первое, но и второе письмо Росздравнадзора – №16и-521/13 от 24 мая 2013 года «О лицензировании дезинфектологии». По мнению председателя некоммерческого партнерства Юлии Музыка, разъяснения, содержащиеся в данном письме, позволяют контролирующим органам интерпретировать Приказ Минздрава №121н таким образом, что многим медицинским организациям, занимающимся дезинфекцией и стерилизацией, тоже придется переоформлять лицензии.

Представители НП «Медицина для всех» констатируют, что лицензирующие органы регионов, вольно трактуя постановление Правительства РФ №291, уже начали нарушать действующее законодательство. «Должностные лица Управления лицензирования и контроля качества Министерства здравоохранения Самарской области при проведении проверок соблюдения лицензионных требований лицензиатами требуют предоставления медицинских документов пациентов (амбулаторных карт) и договоров с пациентами на оказание платных медицинских услуг, – рассказывает Юлия Музыка. – Таким образом, они пытаются взять на себя функции Росздравнадзора по проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи и функции Роспотребнадзора по контролю соблюдения «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденных правительством в ноябре 2012 года».

Кроме того, по данным НП «Медицина для всех», должностные лица Минздрава Самарской области требуют от соискателей и лицензиатов включения в лицензии услуг по организации здравоохранения и общественному здоровью, хотя наличие у руководителя организации дополнительной подготовки и сертификата по «организации здравоохранения и общественному здоровью» является только лицензионным требованием.

Управляющий партнер консалтинговой группы «Эвентус» Владимир Кукушкин в своей критике новых нормативных документов информационных писем Росздравнадзора как будто и не замечает, полагая, что основное противоречие заложено в самом Приказе Минздрава РФ №121н. По мнению эксперта, этот документ фактически аннулирует идею бессрочности лицензии. Владимир Кукушкин предполагает, что на практике исполнение приказа Минздрава выльется в непременное переоформление лицензии даже для тех организаций, которые уже имеют бессрочную лицензию и ничего в своей деятельности не поменяли. И лицензирующие органы, согласно приказу, будут требовать переоформления документов только потому, что изменились формулировки работ и услуг. «Это достаточно объемная работа, которая требует значительных усилий и времени. Зачем это делается, каждый может решить для себя сам…» – говорит Кукушкин. Эксперт прогнозирует дополнительные затраты медорганизаций на прохождение этой процедуры: «И эти затраты заключаются не в оплате госпошлины, а в оплате труда специалистов, которым предстоит заниматься этим процессом».

Но в итоге, полагает аналитик, возмущение участников рынка регуляторными новациями уляжется, а проблемы останутся. По мнению Владимира Кукушкина, идеология и подходы к лицензированию медицинской деятельности уже давно требуют переосмысления и существенной коррекции: «В частности, значительно шире, чем вчера и сегодня, должны использоваться механизмы саморегулирования, когда лицензируются не документы, представленные в момент стартапа медицинского проекта, а осуществляется непрерывный контроль и оценка со стороны профессионального сообщества за деятельностью клиники в течение всего времени работы».

По сути, в один голос резюмируют эксперты, документооборот, вызванный правительственным постановлением №291, понуждает участников рынка медуслуг к «добровольному» перелицензированию.

минздрав, росздравнадзор, госрегулирование

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении