27 Июля 2024 Суббота

Добровольный уход в жизнь
Дарья Шубина
19 января 2015, 18:49
4944

Операторам и потребителям ДМС предложат законодательный коридор

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) посвятит 2015 год работе над проектом закона о добровольном медицинском страховании. Этот сегмент рынка уже четвертый год функционирует без прицельного регулирования, а права и обязанности страховщиков, их медицинских контрагентов и клиентов определяются только договорами. Авторы инициативы убеждены, что опора на полноценный законодательный акт поможет игрокам страхового рынка контролировать деятельность партнерских клиник, справедливо тарифицировать оказываемые потребителям медуслуги, разнообразить продуктовые портфели и объединять пакеты ОМС и ДМС.

До января 2011 года как ДМС, так и ОМС регулировались ФЗ №1499-I от 28 июня 1991 года ≪О медицинском страховании граждан в РФ≫. Три года назад этот документ в связи с появлением ФЗ №326 ≪Об обязательном медицинском страховании≫ был упразднен, а ДМС попало под действие ФЗ №4015-1 от 27 ноября 1992 года ≪Об организации страхового дела≫ и положений Гражданского и Налогового кодексов. Наконец, в 2012 году добровольное медстрахование было квалифицировано как одна из форм получения платных медицинских услуг, регулируемых постановлением Правительства РФ №1006 от 4 октября 2012 года.

Рыхлое нормативное поле не помешало сегменту ДМС вырасти в полноценный рынок, на котором сегодня, по оценке VADEMECUM, оперируют более 200 страховых компаний. Совокупный объем собранных ими за девять месяцев 2014 года премий, по данным ЦБ РФ, превысил сумму в 105 млрд рублей, а страховщики, начинавшие бизнес с одиночных продаж ДМС-пакетов крупным заказчикам, растиражировали свои услуги для более обширной аудитории корпоративных клиентов среднего калибра и начали наращивать розничные предложения.

Всероссийский союз страховщиков, естественно, отслеживал происходившие в сегменте процессы. В 2012 году эксперты ВСС подготовили ≪Стратегию развития рынка страхования на период до 2020 года≫, которую вскоре утвердило правительство РФ. По описанной в стратегии ≪дорожной карте≫, представить законопроект о ДМС на рассмотрение Кабинета министров следует не позднее 2015 года. За разработку документа взялся ВСС, ответственным за проект является профильный член союза – Межрегиональный союз медицинских страховщиков (МСМС). Основные положения и концепция законопроекта презентовались в конце декабря 2014 года на заседании Экспертного совета по страхованию ЦБ РФ, и, как утверждают в ВСС, инициатива получила поддержку не только страхового сообщества, но и главного финансового регулятора. Оценивавшие законотворчество ВСС эксперты согласились с авторами документа в главном: ДМС, помимо классического для добровольного вида страхования состава участников соглашения – СК, страхователя и застрахованного, имеет еще одного визави – медицинскую организацию, отношения с которой в законодательстве до сих пор подробно не описаны. ≪ДМС – это не только оплата медпомощи, но и ее организация и, соответственно, контроль за расходованием денежных средств. Сейчас у страховых компаний отсутствуют законные основания для полноценной экспертизы деятельности клиник, – излагает авторскую концепцию вице-президент ВСС, президент МСМС Дмитрий Кузнецов. – Нередко стороны прописывают в договоре возможность некого контроля, но его недостаточно и он, по сути, не совсем легален, так как во многом противоречит закону ≪О персональных данных≫. У страховщиков есть возможность работать через посредников – экспертные организации, говорит Кузнецов, но это влияет на рост стоимости тарифов ДМС для клиентов.

Проверка медучреждений – контрагентов ДМС может быть организована по аналогии с мониторингом объема и качества оказания медпомощи в системе ОМС. Мнения участников рынка о формате страхового надзора за исполнителями медуслуг разнятся. ≪Одну и ту же болезнь в разных клиниках лечат далеко не всегда единообразно – это может быть как одна услуга, так и пять. В договорах с СК клиники могут настаивать на условиях проведения экспертизы, что затрудняет контроль, или полностью от нее отказаться. Нередко крупные корпоративные клиенты в качестве обязательного условия для страхования указывают наличие договора с конкретной клиникой, в этих случаях страховщикам приходится идти на невыгодные для себя условия≫, – поясняет заместитель директора по ДМС компании Allianz Александр Пилипчук. Другой источник на страховом рынке более резок в оценках: ≪На самом деле вопрос какого-то особого надзора за клиниками не настолько острый, так как у нас всегда есть право рано или поздно отказаться от работы с медучреждением, которое нас обманывает≫.

Контрагенты страховщиков перспективе оказаться ≪под колпаком≫, понятно, не рады. ≪Возможность контроля страховой компанией уровня и объемов оказания медпомощи всегда прописывается в стандартных договорах. И этого вполне достаточно. Но любая частная клиника будет против того, чтобы ее заработки отслеживали сторонние организации≫, – категоричен руководитель одной из столичных сетей многопрофильных медицинских центров.

Адвокат группы ≪ОНЕГИН≫ Алексей Николаев, представляющий интересы корпоративных клиентов страховых компаний, замечает, что, как правило, страховщики вовсе не стремятся контролировать работу медучреждения, а порой ведут себя недобросовестно и по отношению к клиентам. Николаев приводит случай из своей практики: два года назад в автомобильную катастрофу попала женщина, застрахованная по ДМС. Сначала она поступила в областную больницу, затем по просьбе коллег была переведена в клинику Санкт-Петербурга, которая должна была оказать услуги по ДМС. ≪Страховая компания с трудом, но согласовала такой перевод. Сервисные условия в новом медицинском учреждении обеспечены не были. Перевести пациентку в другое учреждение страховщики отказались. А через несколько дней пациентка умерла. Как выяснилось, ее лечение осуществлялось в рамках ОМС, страховая же компания по ДМС не принимала в этом никакого участия. О каком контроле здесь может идти речь!≫ – говорит юрист.

В концепции законопроекта (имеется в распоряжении VADEMECUM), помимо описания контрольных мероприятий, говорится о нескольких новшествах, способных расширить поле деятельности страховщиков. Предусмотрен, например, дополнительный вариант страхового возмещения по договорам ДМС – схема оплаты оказанных услуг по счету, выставленному любой медицинской организацией, включая иностранные. ≪Сейчас страховщики организовывают лечение за рубежом через ассистанс-компании. А что делать, если клиники нет в первоначальном списке партнеров, а клиенту нужно получить помощь? В законе можно прописать эти возможности≫, – объясняет Кузнецов.

Новой услугой в сегменте ДМС могут стать профилактические мероприятия. Сейчас эта опция не входит в базовые программы страховых компаний, и как отдельные продукты профилактические мероприятия развиты слабо. ≪Внедрить профилактику в ДМС сейчас довольно сложно, так как характерное для страховой практики понятие ≪риск≫ здесь фактически отсутствует≫, – размышляет Александр Пилипчук. Тем временем профилактические осмотры могут стать дополнительным способом привлечения клиентов. ≪Зачастую компании жалуются, что клиент, с которым они работали несколько лет, вдруг уходит в другую СК. Его вылечили! Он здоров, поэтому нашел программу дешевле≫, – приводит типичный пример Кузнецов, добавляя, что адекватно оцененная профилактика в пакетах ДМС позволит снизить стоимость программ и точно так же минимизировать расходы клиентов.

Может быть встроено в систему ДМС и страхование здоровья выезжающих за рубеж, которое сейчас является отдельным продуктом, так как помимо лечения и эвакуации предполагает репатриацию. В ВСС полагают: это обстоятельство тоже можно будет учесть в разрабатываемом нормативном документе.

Кроме того, по словам Кузнецова, в законопроекте найдет разрешение давно дискутируемая в страховом и медицинском сообществах проблема обслуживания по полисам ОМС и ДМС в одном медицинском учреждении. Оператором подобного комплексного обслуживания может стать компания, которая уже работает с медучреждениями в системе ОМС, расширив тем самым функционал и получив дополнительную статью дохода.

≪Прекрасно, если у пациента будут оба полиса, – поддерживает инициативу генеральный директор ЗАО ≪Кардио-Клиника≫ Надежда Алексеева. – Это позволит ему получать дополнительную помощь, новое качество оказания медуслуги и, конечно же, возможность оперативно расширить тарифы ОМС, которые, как известно, не покрывают реальной стоимости многих видов помощи≫.

Алексей Николаев из группы ≪ОНЕГИН≫ считает, что объединить ОМС и ДМС без значительного изменения целого ряда подзаконных нормативных актов не получится. Один из них – приказ ФФОМС №230 от 16 августа 2011 года, определяющий порядок контроля и медико-экономической экспертизы качества медпомощи.

≪В этом документе прямо говорится, что неприемлемо оказание медпомощи в рамках ДМС либо платно, если эта медпомощь предусмотрена программой ОМС. Кроме того, с 2015 года в ОМС погружены практически все виды медпомощи, включая ВМП. Что придется на долю ДМС? – рассуждает юрист. – Сервисные услуги страховщикам неинтересны, поскольку облагаются подоходным налогом≫.

дмс, всероссийский союз страховщиков

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении