ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

16 Августа, 19:36
16 Августа, 19:36
66,38 руб
75,23 руб

≪Для нас принципиально, чтобы логистический оператор был свой≫

Ольга Макаркина
1 Октября 2013, 17:40
5947
Тульская аптечная сеть «Твой доктор» два года назад начала расширять бизнес, выйдя не только в соседние регионы, но и в Краснодарский край. О логике экспансии рассказал председатель Совета директоров ООО «Здравсервис», управляющего аптечной сетью «Твой доктор», Дмитрий Сокол

– У сети ≪Твой доктор≫ больше 80 аптек в разных регионах, но главной для вас по‑прежнему остается родная Тульская область. Успешный старт проекта в начале нулевых участники рынка объясняют поддержкой со стороны вашего родного брата Бориса, президента ≪Щекиноазота≫, одного из крупнейших химических предприятий в области и стране. Борис Сокол когда‑либо принимал деятельное участие в работе аптечной сети или это исключительно ваш проект?

– К сожалению, брат не принимал участия в создании и развитии этого бизнеса. Другое дело, что Борис, как более опытный предприниматель, давал мне какие‑то советы. Успешный старт проекта связан с несколькими факторами. Во‑первых, правильный выбор времени запуска – начало 2000‑х – это период роста после финансового кризиса 1998 года, когда стал подниматься потребительский спрос и появилось ощущение, что розница будет успешна. Во‑вторых, аптеки были открыты в правильных местах с хорошим трафиком. В‑третьих, мы выбрали правильный формат, отлично подходящий для Тульской области, где мы планировали занять лидирующие позиции. Кроме того, хотел бы напомнить, что сеть «Твой доктор» является частью группы компаний «Здравсервис», которая занимается различными видами бизнеса, в том числе дистрибуцией лекарственных средств. Поэтому инвестиции, направленные на развитие розничного направления, – наши собственные, эти средства были заработаны через дистрибуцию. В дальнейшем проект финансировался уже за счет собственных средств. Для инвестиций в развитие заемные средства практически не привлекались, только для пополнения оборотного капитала.

– Вы отметили, что изначально правильно выбрали формат, видимо, это классическая аптека, потому что большинство ваших розничных точек относится именно к нему. А с открытой выкладкой пробовали работать?

– Да, мы – классическая аптека. Открытую выкладку тоже пробовали, но проект оказался неудачным для регионов нашего присутствия, и мы вынуждены были его свернуть. Сейчас у нас практически нет аптек с открытой выкладкой. Впрочем, мы не намерены совсем отказываться от этого формата, хотим попробовать снова его внедрить, но в несколько иной форме – использовать в торговых центрах или магазинах. Несколько аптек работают у нас в формате дискаунтера. Правда, долгосрочные перспективы развития дискаунтера под вопросом, но в рамках конкурентной борьбы он вполне может быть одним из ее инструментов. Именно в этом качестве мы и пользуемся форматом дискаунтера, у нас есть пять‑шесть таких аптек. Можно ли на нем сделать бизнес регионального масштаба? Наверное, нет. Национального? Есть примеры сетей, которые пытаются это сделать, и пока получается.

– О тульском розничном рынке бытует такое мнение: покупательский спрос держится на довольно высоком уровне благодаря московским деньгам, точнее тем деньгам, которые туляки зарабатывают в Москве, а потом тратят дома. Выручка тульской аптеки действительно сопоставима с московской? Какие показатели демонстрирует успешная розничная точка?

– Хорошая аптека в Туле показывает оборот 1,5–2 млн рублей в месяц. В Москве выручка должна быть намного больше, для того чтобы окупить издержки, связанные с более высокой арендной и заработной платами. Я не согласен с утверждением, что в Туле какой‑то особенно высокий потребительский спрос. Мы работаем, например, в Калуге и Краснодарском крае, там ситуация не хуже. Курск и Орел немного отстают, это связано с развитием промышленности, средней заработной платой, другими экономическими показателями. На мой взгляд, объяснять ситуацию в Тульской области тем, что люди работают в Москве, не стоит. Во Владимирской области люди тоже в Москве работают – там выручка хорошей аптеки составляет от 1 до 1,5 млн.

– Аптеки сети расположены в арендуемых или в собственных помещениях?

– У нас половина помещений находится в собственности. Если есть возможность и мы уверены, что точка будет хорошей, мы стараемся покупать недвижимость. Если же нет, мы входим на условиях аренды. В общем, решение зависит от конкретных обстоятельств, какой‑то особой идеологии у нас в этом плане нет.

– Два года назад вы вышли за пределы Тульской области, причем не только в соседние регионы, но и в Краснодарский край. Какова логика вашей экспансии? Почему вам показалось мало тульского рынка?

– Нам в пределах Тульской области стало тесно: в какой‑то момент мы столкнулись с синдромом «обкрадывания», то есть при открытии новой точки стали получать снижение продаж в уже существующих. Тогда мы задумались о пределах своего присутствия в Тульской области. Вместе с тем увеличилась конкуренция: на рынок вышли национальные и межрегиональные аптечные сети. Чтобы не проиграть в конкурентной войне, нам были нужны для развития новые рынки. Этим и была обусловлена экспансия.

Выбор конкретных регионов связан с особенностями нашего бизнеса, мы очень много внимания уделяем логистике, и поэтому для нас принципиально, чтобы логистический оператор был свой. Например, два года назад мы приобрели дистрибьютора «Русская тройка» в Краснодарском крае, поэтому идея выйти туда с розничным проектом стала вполне логичной. Мы планируем наращивать свою долю в каждом регионе присутствия, используя как органический рост, так и сделки M&A.

– Почему не пошли в Москву, емкость рынка которой даже местные игроки считают практически бесконечной?

– Мы не делаем оптовых поставок в Москву. А ведь контроль логистики, как я уже говорил, является для нас принципиальным моментом. Второй фактор – работа с персоналом. Из‑за высокого уровня текучести кадров обеспечить в Москве то обучение и контроль, которые необходимы, довольно сложно. Поэтому риски открытия аптек в Москве мы считаем сейчас слишком высокими. Когда мы поймем, что достигли определенной доли на тех рынках, где уже присутствуем, мы примем решение выйти в другой регион. Кроме того, экспансия розницы напрямую связана с развитием нашего дистрибьюторского подразделения. На сегодняшний день «Здравсервис» обслуживает практически весь ЦФО и Краснодарский край. Все зависит от интересных предложений как с точки зрения дистрибуции, так и розницы.

– Ваши коллеги по рознице говорят, что у региональных и субрегиональных игроков есть всего три пути – ждать поглощения, вытеснения с рынка либо самим наращивать масштаб бизнеса до национального. Вы какого пути придерживаетесь? Можно ли в сегодняшних условиях из сугубо регионального игрока создать сеть национального масштаба?

– Мы считаем, что из регионального игрока можно стать межрегиональным. Игроком национального масштаба в короткие сроки стать невозможно. Однако объединение региональных и межрегиональных игроков вполне может позволить себе создать национальную сеть. Мы планируем, что сеть «Твой доктор» будет представлена как минимум в Центральном и Южном федеральном округах, занимая существенную долю рынка в каждом регионе присутствия. У нас есть хорошая управленческая команда и достаточная сумма инвестиций на развитие. Кроме собственных средств, подписаны договоры с финансовыми компаниями и банками о том, что они поддержат наши пятилетние планы.

твой доктор, здравсервис, аптечная сеть
Поделиться в соц.сетях
Минздрав РФ софинансирует строительство медкластера в Краснодаре
Сегодня, 17:42
Врача в очередной раз назвали в США самым высокооплачиваемым специалистом
Сегодня, 17:17
Росздравнадзор начал направлять материалы проверок клиник пластической хирургии в прокуратуру, полицию и суд
Сегодня, 17:15
Хабаровский металлург Андрей Ким откроет в 2019 году клинику со стационаром
Сегодня, 16:30
Проект по приобретению фармдистрибьютора «СИА» отправили на доработку
26 Июля 2018, 17:42
Полина Киселева может уйти из «36,6»

Гендиректор розничного подразделения Полина Киселева покинет группу «36,6» в ближайшие дни, сообщили Vademecum два источника на рынке.

21 Июля 2018, 0:41
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
2 Июня 2018, 8:08
«Ригла» купила екатеринбургскую сеть «Аптека Сити»
15 Мая 2018, 16:55
Александр Штеренлихт
Совладелец и генеральный директор SwissPharm
«Маркетинговые объединения аптек не имеют должного влияния на всех участников, многие из которых ведут собственную закупочную и ценовую политику»
14 Мая 2018, 9:00
Сеть магазинов стройматериалов «Вимос» откроет аптеки
Торговый дом «Вимос», DIY-ритейлер (продажа товаров для строительства и ремонта) из Ленинградской области, откроет в своих магазинах аптеки. Так сеть планирует привлечь дополнительный клиентский трафик.
26 Марта 2018, 12:16
ВТБ может стать крупнейшим акционером «Магнита»
16 Февраля 2018, 11:09
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
10 Февраля 2018, 9:00
«Ригла» покупает псковскую аптечную сеть «003»
Аптечная сеть «Ригла» достигла договоренности с региональными игроками – костромской «Панацеей» и псковской сетью «003» – о приобретении их бизнеса, рассказал Vademecum генеральный директор «Риглы» Александр Филиппов. Сделка еще не завершена, однако первые пять аптек «003» уже перешли под управление «Риглы».
25 Января 2018, 9:35
«Мелодия здоровья» купила подмосковную сеть «Столетник»
По информации Vademecum, принадлежащая фармдистрибьютору «Катрен» аптечная сеть «Мелодия здоровья» купила подмосковную сеть «Столетник». По данным на 30 июня 2017 года, в «Столетнике» насчитывалось 53 аптеки.
10 Января 2018, 14:10
«Ригла» перезапускает свой франчайзинговый проект
Аптечная сеть «Ригла», входящая в группу «Протек», пересмотрела условия своего франчайзингового проекта и рассчитывает привлечь в следующем году около 100 франчайзи, рассказал Vademecum генеральный директор аптечной сети Александр Филиппов. Таким образом партнеры сети получат доступ к технологиям и маркетинговым контрактам франчайзера на более выгодных условиях, а «Ригла» сможет нарастить свою долю на розничном фармацевтическом рынке.
15 Декабря 2017, 1:30
Фармбизнес
«Практика большого взрыва» в Краснодаре: фотоотчет
1376
«Гранд Капитал» и Vademecum продолжают серию конференций «Практика большого взрыва» для владельцев и управленцев средних и малых аптечных сетей

Участники проекта «Практика большого взрыва» встретились 15 ноября в Краснодаре. В банкетном зале «Галич Холл» собралось более 250 руководителей и собственников аптечных сетей из Краснодарского и Ставропольского краев, республик Северного Кавказа, регионов Черноземья, Волгоградской и Астраханской областей.

23 Ноября 2017, 15:23
Яндекс.Метрика