27 Июля 2024 Суббота

«Дистрибьюторы готовы оплатить за нас банковскую гарантию»
Ксения Шамакина Фарминдустрия
10 мая 2017, 14:21
Максим Юдин
6603

Как скромный региональный игрок – нижегородская сеть «Максавит» – попал и удержался в ТОП20 аптечных сетей страны

Принадлежащая на паритетных началах Максиму Юдину и Виктору Головко нижегородская сеть «Максавит» в 2016 году открыла больше 100 точек и вышла в семь новых для себя регионов. В течение 2017-го, говорят владельцы, никому не доверяющие ни выбор направления экспансии, ни поиск помещений для своих новых аптек, они намерены сохранить темп органического роста и довести число точек сети до 400. Генеральный директор «Максавита» Максим Юдин рассказал Vademecum, кто оплачивает динамичное плановое строительство.

– Чем был вызван нынешний виток экспансии?

– Мы поняли, что будем серьезно проигрывать крупнейшим сетям, если остановимся в развитии – 2016 год показал, что крупные игроки имеют гораздо больше возможностей по сравнению с небольшими сетями. Массивно выходить в новые регионы не будем, увеличим количество точек там, где уже присутствуем, в том числе и в Нижегородской области.

– В Нижегородской области стали открываться аптеки «Мега Фарма» и «Горздрава». Вы ощущаете в родном для себя регионе давление конкурентов?

– Конкуренция в Нижнем действительно усиливается. Кроме названных вами сетей, активно развиваются «Имплозия» и «Вита». Но не было еще ни одной нашей аптеки в Нижегородской области, которую мы закрыли бы из-за сильной конкуренции. Хотя бывают случаи, когда три-четыре аптеки стоят в ряд в одном здании. Если появляется аптека рядом с нами, мы, естественно, реагируем – и ценовой, и ассортиментной политикой. Но благодаря этому, как ни странно, к нам приходит больше клиентов. Но и к ним – тоже. Мы видим, что и у них число покупателей растет.

– То есть клиенты знают, что в одном доме теперь есть три аптеки, и реагируют на возможность сравнить цены и ассортимент?

– Да, вероятность купить то, что они хотят, повышается. Глядя на такие примеры, я понимаю, что в итоге и наши соседи-конкуренты, и мы отнимаем долю рынка у других сетей. И то, что консолидация рынка еще не закончилась. Что касается «Мега Фарма», они открываются на месте бывших «А5». И это аптека в магазине. Поэтому мы изменения ситуации еще не прочувствовали: произошло замещение.

– А как себя чувствует в последнее время один из прежних лидеров региона по среднему чеку – «Ладушка»?

– Коренным образом изменились их ассортимент и ценовая политика. Раньше «Ладушка» позиционировалась как дискаунтер, сейчас ее вряд ли можно так назвать. Многие аптеки, в том числе и мы, по ценам выигрывают у этого конкурента.

– В основном вы осваиваете близлежащие регионы и в то же время зашли в далекий Новосибирск. Зачем?

– Наша система логистики так построена, что большую часть товара мы выкупаем через дистрибьюторов, эти оптовики – известные, понятные. И потому мы не видим большой разницы в запуске аптек в соседнем регионе или отдаленном. С точки зрения логистики разница небольшая, поэтому мы решили попробовать в Новосибирске, именно попробовать.

– А конкурентная среда от региона к региону различается?

– Не думаю. Состав игроков от региона к региону может несколько меняться, но одни и те же сети есть практически везде – например, «Имплозия», «Вита», «Ригла». Но в принципе, закалившись на концентрированном нижегородском рынке, мы стали понимать, как работать в плотной конкурентной среде.

– Сколько стоит запуск одной аптеки?

– По нашему опыту – около 5 млн рублей.

– Это вместе с товарным наполнением?

– Это с ремонтом, с оборудованием, с различной техникой, с кассовыми аппаратами этими несчастными, которые сейчас создают немало проблем [c 1 июля 2017 года все торговые точки должны быть оборудованы так называемыми онлайн-кассами, чтобы передавать данные в налоговую службу через интернет. – Vademecum], с затратами на поиск персонала и зарплатой: мы принимаем сотрудников на работу заранее и обучаем примерно около месяца. И, наконец, с товарным запасом на начальный период.

– То есть запуск 200 новых аптек в итоге обойдется вам в миллиард – это деньги собственников, оборотные, привлеченные средства?

– В основном мы работаем без кредитов, то есть без банковских кредитов. У нас очень хорошая история выплат: мы существуем с 1997 года, и за это время проблем в расчетах с поставщиками практически не было. Соответственно дистрибьюторы готовы предоставлять нам отсрочку, и в последние два года мы эти условия не меняли. По сравнению с другими сетями мы получаем «короткие» деньги: мы работаем с двухнедельной, иногда с недельной отсрочкой – в зависимости от конъюнктуры рынка. Мы работаем с этими деньгами, есть также собственные средства. Банковское кредитование последние пару лет практически не используем.

– Почему вы не привлекаете банковские кредиты? Слишком высокий процент или нечего предложить в качестве залога?

– Кредитование товаром более выгодно в процентном соотношении. То есть, грубо говоря, при выборе закупки мы в первую очередь смотрим, где дешевле, и учитываем стоимость одного банковского дня отсрочки. Сейчас мы видим, что рубль стоит на месте и даже растет по отношению к доллару и евро – наверное, процентная ставка по кредитам будет незначительно падать, но мне что-то не верится, что кредиты будут стоить, допустим, меньше 5% годовых. Поэтому выгоднее использовать кредиты от поставщиков, от дистрибьюторов.

– Дистрибьюторы просят банковских гарантий?

– Пока мы банковские гарантии никому не предоставляли, потому что этот вопрос серьезно никем не ставился. Мы планируем этот формат взаимоотношений с некоторыми дистрибьюторами, чтобы иметь лучшие условия по цене, ассортименту, отсрочке платежа. Нашу компанию готовы прогарантировать серьезные банки, входящие в десятку крупнейших, под относительно небольшой процент. И многие дистрибьюторы даже готовы оплатить эту банковскую гарантию.

– Получается, сейчас ваш бизнес строится на добрых отношениях с поставщиками. А если завтра вдруг по рынку пойдет слух, что вас покупает, например, «36,6», ваши нынешние партнеры останутся к вам лояльны?

– Я иногда слышу, что мы якобы продаемся «36,6», кому-то, наверное, выгодно распространять эти слухи. Но, во-первых, не было ни одного предложения со стороны «36,6», и, во-вторых, отчетливых страхов по этому поводу я не слышал. Наверное, слухи о поглощении выгодно распространять конкурентам или даже некоторым дистрибьюторам. Например, если дистрибьютор имеет небольшую долю в наших закупках, он может надеяться, что таким образом напугает наших основных поставщиков и заберет их доли себе. Но я согласен, что если дистрибьюторы на такой волне разом начнут не доверять нам и бояться с нами работать, то, конечно, это станет для нас проблемой.

Мы не хотим продаваться и на этом строим отношения с дистрибьюторами. Мы сами рассматриваем варианты покупки небольших, до 50 аптек, сетей. Но продаются, как правило, аптеки с не очень удачным месторасположением. Или продавец необоснованно завышает цену актива. Положительных историй сделок у нас пока нет.

– Вы говорите, рынок продолжает консолидироваться. Как вы считаете, собственный аптечный проект «Магнита» или, например, активность «Мега Фарма» в магазинах Х5 Retail Group ускорят консолидацию?

– Думаю, именно эти проекты очень сильно изменят рынок. Не сразу, естественно, это вопрос, возможно, пяти или даже трех лет. Все зависит от механики: сколько они захотят инвестировать. На продуктовом рынке именно эти два ритейлера, «Магнит» и Х5 Retail Group, занимают большую долю. И получили они ее не 100 лет назад, это произошло недавно, рынок продуктового ритейла очень сильно изменился за короткий период времени – в течение трех-четырех лет.

Судя по данным из открытых источников, проект «Магнит Косметик» очень успешен, и аптечный проект ритейлера может привести к серьезному изменению рынка именно потому, что этим будет заниматься «Магнит»

– Ваше сегодняшнее активное развитие связано в первую очередь с брендом «Максавит»?

– Да, «36,7» мы развиваем только в определенных регионах, в совсем небольших городах, даже поселках. В городе, где проживают 5 тысяч человек, открывать дискаунтеры бессмысленно – физически не появится нужное число покупателей. Аренду и зарплату сотрудников, две основные составляющие расходной части, можно отбить только высокой маржой. Сложность еще и в том, что в маленьких населенных пунктах сложно найти фармацевтов, поэтому развитие этой сети идет не очень быстро.

– В конце года у вас были две франчайзинговые аптеки «Эвалара». Это направление развивать планируете?

– Уже одна. Мы попробовали открыть «Эвалар» в Нижнем Новгороде, но эти аптеки воспринимают почему-то как магазин биодобавок. Люди заходят и спрашивают: «А здесь еще и лекарства продают?» Может быть, в Москве, где история «Эвалара» продолжительнее, клиенты воспринимают ее по-другому, но у нас так. И потому развивать эту тему мы пока не собираемся.


Источник: Vademecum №6-7, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении