27 Июля 2024 Суббота

«Дистрибьютор самодостаточен. Ему не нужны ни производство, ни розница»
Алексей Каменский Фарминдустрия
18 июня 2013, 18:06
9614

Как и за что бьется «Пульс», рассказал Vademecum владелец фармкомпании Эдуард Нетылько

Когда‑то несколько крупнейших дистрибьюторов лекарств безраздельно господствовали на рынке. Шесть лет назад, в 2007‑м, все было уже не так очевидно: тройка лидеров в составе СИА Интернейшнл, «Протек» и «Роста» занимала 56%. В 2012‑м на тройку, где место «СИА Интернейшнл» занял «Катрен», пришлось уже менее половины. А второй эшелон наступает: Oriola в 2012‑м выросла на 43%, а «Пульс» почти удвоил свой оборот. Но гранды индустрии не просто расслабляются, а оптимизируют расходы. «Протек» в 2012 году увеличил свою рентабельность с 1,75% до 2,2%, а «Катрен» и вовсе утроил норму чистой прибыли, при этом закончив год без долгов. Передышку после ценовых войн прошлых лет лидеры и догоняющие использовали по‑разному – но впереди новый виток, предупреждают эксперты, он покажет, кто лучше готов к борьбе.

200 процентов за семь дней

– Вы пришли на рынок позже «Протека» и других главных игроков. Чем до этого занимались?

– Я закончил факультет космонавтики и автоматических летательных аппаратов МАИ. Так что был очень далек от фармацевтики. Поработал в НПО им. Лавочкина – здесь у нас, в Химках. Но тут начались 1990-е годы, было уже не до науки – каждый делал, что умел. Я с детства увлекался радиоэлектроникой – открыли с ребятами небольшой цех, собирали декодеры, пульты дистанционного управления. Все делали сами. Наша марка называлась «Пульсар»: из этого родилось название «Пульс».

Мне нравилось, но потом в Россию хлынул поток дешевой электроники из-за рубежа, и мы стали смотреть на другие сферы, куда можно было бы перейти. Жена у меня медик, работала тогда в компании–дистрибьюторе болгарских лекарств, больше они ничем не занимались (сейчас этой компании уже нет). У жены было понимание, как работать на фармрынке, нам тема показалась интересной.

– Какой был стартовый капитал?

– Порядка $10 тысяч. Я пошел к специалистам, которые давно на фармрынке: вы что, говорят, с такими деньгами здесь делать нечего, все поделено, надо раз в 10 больше. Но мы попробовали. Установили связи с российскими и болгарскими заводами, начали возить. На самом деле рынок еще не был сформирован, не было общей системы распространения лекарств. Первопроходцы сняли сливки – заняли сферы, где можно было работать с большой маржинальностью. Оставалось много областей, не очень интересных для того же «Протека» или СИА. Мы занялись оптовыми поставками в регионы, а там у нас покупали небольшие компании, работавшие напрямую с аптеками. Деньги тогда можно было обернуть за неделю – привез, тут же получил деньги и опять поехал. А наценки составляли до 200%.

Это было советское наследие – старый порядок ценообразования, были еще в запасе субстанции, купленные по старым ценам. А на рынке цена была уже другая. Мы работали, в частности, с курским заводом «Лексредства», который сейчас у «Фармстандарта». Крупным дистрибьюторам российские заводы были неинтересны – лекарства дешевые, а транспортные издержки большие, легче купить у западных производителей. Наша ниша никого не интересовала.

– Когда коллеги вас заметили?

– В 2009-м. Во всем бизнесе был спад, а для фармрынка это был хороший год. Средняя наценка тогда была уже совсем другая – примерно 10% (сейчас еще ниже, примерно 7%, если вычесть расходы, остается 1-2%). Мы еще в 2008 году аккумулировали неплохую прибыль и стали решать, что же делать дальше. До того у нас была оптовая модель – работали с региональными дистрибьюторами, а тут решили развивать собственную филиальную сеть. Один филиал у нас существовал уже давно, но раньше мы на него смотрели и понимали, что пока не доросли до сети. А теперь поняли, что пора. В течение 2008 года мы открыли три филиала – в 2009-м они как раз начали приносить операционную прибыль.

– Филиалы сильно увеличивают рентабельность?

– Вообще не увеличивают, скорее наоборот. Филиал – довольно затратная форма деятельности. Найти помещение и отремонтировать – это 9-10 млн рублей. А еще надо его наполнить товаром плюс примерно столько же товара предоставить клиентам с отсрочкой платежа на месяц. Все вместе отвлекает из оборота примерно 200 млн рублей. При месячном обороте в 100 млн рублей филиал через полгода может выйти на операционную прибыль. Но это сейчас, когда схема отработана, у нас 10 филиалов. А раньше на это уходило год-полтора.

Растут накладные расходы, возникают проблемы в отношениях. Некоторые местные дистрибьюторы говорят – вот вы пришли сюда со своим филиалом, хотите нас вытеснить, мы с вами работать не будем. Мы говорим – это ваше право, но и вы потеряете, и мы потеряем… До серьезных конфликтов, правда, не доходило.

«Почти любое решение можно принять за пять минут»

– Как вы стимулировали менеджмент, когда в прошлом году стали резко увеличивать продажи? Обещали бонусы? Долю в компании?

– Вот всегда люди со стороны не верят, что можно сделать рывок без материального стимула. Всем понятно, если сказать – кто-то вложил деньги, и компания выстрелила. Или кто-то купил новые технологии, и произошел рывок. Но надо сначала настроить людей на прорыв, и уже под это подтягивать ресурсы, технологии, что угодно. Желание должно быть впереди.

– С желанием понятно. А какие ресурсы вы подтянули?

– Мы приняли программу роста на 77% и составили план. Не хватало помещений – арендовали дополнительные склады. Увеличили ассортимент с 4000 до 6000 позиций. Штат увеличили с открытием филиалов с 800 до 1360 человек. За счет чего? Кредитная нагрузка в результате увеличилась на 300 млн рублей, а норма чистой прибыли в прошлом году даже выросла. Крайне важны управленческие вещи: мы ввели стандарт принятия решений в течение одного дня. На самом-то деле по большинству задач, если задуматься, решение можно принять за пять минут.

– Кто следит, чтобы с решениями не затягивали, вы сами?

– Мы купили «Мегаплан» – это программа для руководства компанией, там можно отслеживать, кто когда поставил задачу, кто за нее отвечает, ход выполнения. Очень важно принять решение в один день. Хотя бы отреагировать: «да, я вижу задачу, для принятия решения мне надо то-то и то-то». У нас раньше часто бывало – собрались, поговорили и разошлись в полной уверенности, что все решили. Но никто ничего не делает. А теперь есть ответственный человек, который все выкладывает в «Мегаплан» и следит за выполнением. А я периодически пишу, что оштрафую всех, кто этого не сделает.

– А все-таки, как у вас с бонусами?

– У нас сложная мотивационная схема. Мы принимаем годовой план, который называется звездой – нужно дотянуться до звезды. Для тех, кто дотянулся, есть премия, годовой бонус.

– Тринадцатая зарплата?

– Далеко не тринадцатая зарплата. Выше. Очень интересный бонус. Но еще важнее нематериальный момент. В конце прошлого года, 24 декабря, мы сделали новогоднюю конференцию, торжественно вручали звезды на сцене. А два филиала задачу не выполнили, вы бы видели лица их руководителей! Но что бы вы думали? Один из них за оставшуюся неделю сделал невозможное: договорился с клиентами, прямо без разгрузки на склад продал две машины и выполнил «план звезды». А руководитель второго филиала взяла в этом году повышенные обязательства, и тащит. Вовлеченность – вещь неосязаемая, но реальная.

– Вы часто слышите мнение, что дистрибьютор – просто перекупщик?

– Дистрибьютор – это прослойка между производством и розницей, и кажущаяся простота привлекает сюда множество желающих. Дистрибьюторов на рынке под тысячу. Но реально первая десятка – это 80% всего рынка. Главное, что от нас требуется – обеспечить необходимый уровень сервиса при минимальных накладных расходах, тогда мы будем интересны и производителю, и клиенту. Хотя последнее время важным становится и качество сервиса, чтобы все было правильно упаковано и доставлено прямо в день заказа. В Краснодаре, Екатеринбурге с этим проще. А в Москве, поскольку пробки, мы создали отдельную собственную компанию, занимающуюся транспортом. Одна машина за день обслуживает до 70 аптек. А если взять транспорт со стороны, получится от силы 10 аптек. Потому что люди работают давно и умеют это делать. Как доехать, где запарковаться, процедура сдачи товара – на всем экономятся минуты. Сейчас мы начали ставить на машины GSM-навигаторы, чтобы формализовать логистику, всех водителей обеспечить неким набором инструментов для эффективности. А в регионы возить проще и дешевле обычными транспортными компаниями. Расходы на транспорт – это 1-2% от оборота. Если выпасть из стандартов доставки, сумма легко может удвоиться и съесть всю прибыль, она в дистрибуции как раз и составляет 1-2%. Важно внимание к мелочам и их доведение до хорошего стандарта.

Дорасти до робота

– Робот, который у вас на складе, сильно помогает экономить?

– Складские конвейеры есть у многих. Мы когда выбирали нашего, объездили склады в Греции, Австрии. В России тоже хорошая автоматизация – у «Катрена», «Протека», СИА, например. Важен не сам конвейер, а в какой момент и, главное, зачем его покупаешь. Может быть склад с большей, чем у нас, степенью автоматизации, когда коробка с товаром для аптеки едет по ленте, а автоматы «выстреливают» в нее лекарства. Можно дойти и до полной автоматизации, сократив персонал на порядок, но пока это экономически невыгодно. Такой конвейер стоит несколько десятков миллионов долларов, и он очень дорогой в обслуживании. До него надо дорасти. Наш на порядок дешевле [коробка едет по ленте, а на остановках люди вкладывают в нее лекарства вручную. – VM].

– Да, как-то простовато.

– Но это технологично! Автоматически выбирается размер коробки в зависимости от заказа, а у сборщиков на руке автоматическая перчатка, которая помогает выбрать нужный товар. Такой конвейер сокращает персонал примерно вдвое. Если есть лишние деньги, можно его всюду поставить. Я видел в Греции, один миллиардер захотел сделать приятное родному городу и построил автоматизированный склад, красиво смотрится, а работает на четверть мощности. Мы до месячного оборота в 200 млн все собираем вручную, потом уже можно ставить (в регионах позже, там рабочая сила дешевле). 200 млн рублей – это склад на 60 человек, конвейер тут окупится примерно за два года. Если оборот 500 млн, без конвейера, такого, как у нас, уже невозможно. И он будет работать до 1 млрд рублей, после чего понадобится полностью автоматический, а этот поедет в регионы, в Петербург скорее всего, там склад приблизился к нужной цифре. У австрийского производителя, кстати, удаленный доступ к роботу, чтобы ПО обновлять. Вообще склад у нас проходит разные этапы роста. Вначале он одноэтажный, когда оборот увеличивается, достраиваем мезонин [надстройка над частью первого этажа. – VM], а потом в нем можно ставить конвейер. Лишних площадей не держим, часть складов работают с перенапряжением, но надо еще подрасти перед переходом на следующую ступеньку.

– У «Протека» аптеки «Ригла», у «Катрена» – «Мелодия здоровья», у вас сеть «Аптека форте». Без вертикальной интеграции никак?

– Вертикальная интеграция модная тема. Но я считаю, что дистрибьютор самодостаточен. Ему не нужны ни производство, ни розница. Если у тебя свой завод, он начинает конкурировать с твоими поставщиками. А аптечная сеть конкурирует с твоими клиентами. Это плохо на самом деле. У нас небольшая сетка, и то мы уже чувствуем, что возникают ситуации конфликта. Аптеки говорят: ребята, вы свою аптеку открыли рядом с нами, мы у вас товар брать не будем. Определитесь, вы дистрибьютор или розничная сеть.

«Аптека-форте» нам нужна для того, чтобы лучше понять нашего клиента, его проблемы, критерии. Это всего 14 аптек. Но в России почему-то складывается так, что все строят вертикаль. За счет неразвитости рынка это работает, но на насыщенном рынке конфликт возник бы очень быстро. Но если тенденция сохранится, придется и нам заняться развитием своей аптечной сети. Вообще это ненормально, в Европе идет обратный процесс. Что же касается производства, то собственный завод еще хуже интегрируется в деятельность дистрибьютора, чем аптеки.

– В Европе по-другому, там, например, цены в аптеках обычно одинаковые.

– Потому что там страховое ценообразование. Там поставщики не конкурируют по цене, как у нас. Часто завод-производитель прямо на упаковке печатает цену, а дистрибьютор работает на фиксированном проценте. Другое дело что уровень цен в разных странах разный. Купить в одной стране и продать в другой – там это параллельный бизнес с миллиардными оборотами. Но почему у нас в аптеках цены могут отличаться в полтора-два раза, я не знаю. Точно не за счет дистрибуции. Вряд ли у кого-то сейчас средняя наценка больше 7-10%. Какие-то аптеки на предоплате, другие с отсрочкой платежа, разные масштабы закупок – но от этого наценка меняется лишь на 1-2 п.п. Цепочек длиннее трех звеньев в дистрибуции уже нет, разве что где-нибудь на Кавказе. А вот аптеки часто пытаются как следует заработать на тех препаратах, для которых нет ограничений по наценке. Она может составлять и 70%, и даже 100%.

– Почему уменьшается доля крупнейших дистрибьюторов лекарств?

– Потому что нам, более молодым игрокам, интереснее этим заниматься, чем им. В любом бизнесе так. У компании есть свой жизненный цикл, вечных лидеров типа «Макдональдса» очень мало, и им это очень тяжело дается.

– Лидеры не отдыхают, а оптимизируют затраты: у «Протека», например, чистая прибыль в 2010 году была меньше одного процента, в 2011-м – 1,75%, а в прошлом году уже 2,2%.

– У нас расходы – 4,5% от оборота, кажется, это лучший показатель на фармрынке. Бизнес низкомаржинальный, каждая мелочь важна, и мы следим за мелочами. Мы в этом году продолжаем расти – филиалы, открытые год назад, развиваются и выдают объемы. У нас план – 100% роста, до 60 млрд рублей. Но темп удержать очень сложно, сейчас все растут. Этот и следующий год будем добирать долю, а уже дальше будем работать над деталями и стремиться к совершенству.

дистрибуция, нетылько, фармрынок, фармкомпании

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении