16 Сентября, 15:07

Дигиталии к осмотру

Анна Родионова
3 Декабря 2013, 15:26
2876
Когда в стране заработает электронная медицинская карта
Минздрав 20 ноября обнародовал формуляр «Основные разделы электронной медицинской карты» (ЭМК), описывающий требования к структуре и содержанию одного из базовых сервисов единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). По сути, этот документ – обязательная для исполнения инструкция, предназначенная для разработчиков региональных медицинских информационных систем (МИС). На местах унификация МИС должна завершиться до апреля 2014 года. Однако эксперты, знакомые с ситуацией по созданию ЕГИСЗ, оптимизма регулятора не разделяют, полагая, что процесс, описываемый в ведомственном документе, можно рассматривать только в качестве промежуточного этапа внедрения ЭМК.

Директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава Роман Ивакин назвал разосланный на места документ ≪методологической базой, на основе которой все медицинские системы в регионах заговорят на одном языке≫.

Как следует из формуляра, ЭМК обязана содержать 15 разделов, таких как ≪Состояние пациента≫, ≪Врачебные осмотры≫, ≪Результаты исследований≫, ≪Вмешательства и процедуры≫, ≪Метрики пациента≫, ≪Ведение регистра≫, ≪Оказание СМП≫ и пр. Каждый раздел включает подпункты: например, раздел ≪Заболевания и осложнения≫ должен содержать такие поля, как ≪Тип диагноза≫, ≪Статус лечения≫, ≪Вид заболевания≫, ≪Характер заболевания≫ и так далее. Обмен ЭМК между МИС регионов будет осуществляться через Федеральный центр обработки данных Минздрава России.

В дополнение к ≪Основным разделам≫ регулятор собирается издать еще один документ, определяющий ≪механизм актуализации структуры≫ ЭМК и регулирующий ≪ее реализацию в информационных системах медицинских учреждений в регионах≫, не требуя при этом замены МИС.

И сам формуляр, и оговорка о последующих дополнениях вызвали у игроков IT‑индустрии скепсис в отношении перспектив задуманного регулятором информационного рывка. ≪Разработка документа велась силами самого министерства, эксперты и профессионалы, хорошо в этом вопросе разбирающиеся, к созданию документа привлечены не были, потому и результат очень критикуемый, – поясняет замдиректора по развитию бизнеса компании ≪Комплексные медицинские информационные системы≫ Александр Гусев. – Я бы назвал принцип ≪лучше плохое, чем вообще ничего≫ как минимум спорным. В качестве некой базовой минимальной заготовки этот документ вполне жизнеспособен, но требуется его дальнейшее развитие и совершенствование, принимать его в таком виде было преждевременно≫.

≪В моем представлении документ пустой, – замечает президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий Михаил Эльянов. – Описана не медицинская карта, а ее структура, работать пока не с чем. Все равно, что вы приходите в магазин за мебелью, а вам дают каталог, но сидеть‑то вы на нем не сможете≫. По мнению эксперта, изданный Минздравом документ можно воспринимать только как промежуточный. ≪В ЭМК должен существовать минимальный объем полей. В медучреждениях разных классов разные медкарты – сравните гематологический центр и роддом, – поясняет свой тезис Эльянов. – Расписать поля для всех организаций физически невозможно, поэтому карта должна быть организована таким образом, чтобы каждый мог вводить свои поля, но при этом был бы обязательный минимум≫.

Авторам ЭМК пришлось решать непростую задачу консолидации и систематизации чрезмерно объемного материала, снижает градус критики директор по информационным технологиям компании ≪Астон Консалтинг≫ Михаил Черников. ≪ЭМК имеет 15 обширных разделов, в той или иной степени отражающих важные аспекты состояния здоровья пациента. С точки зрения визуального анализа, данного врачом по одному пациенту, ЭМК свою роль выполняет, – полагает эксперт. – Многие параметры пациентов можно проанализировать и в совокупности, получив определенную статистику, не вдаваясь в клинические особенности той или иной нозологии≫.

Но полнота и качество внесения сведений все равно останутся в числе первостепенных проблем. ≪Как показывает практика ведения регистров пациентов, даже при существенно меньшем объеме данных весьма сложно добиться полноты и качества, особенно в части анамнеза, – добавляет Черников. – Говорить об ≪удачности≫ структуры ЭМК можно будет только через два‑три года после ее реального внедрения в клиническую практику≫.

Технических проблем с внедрением возникнуть не должно: в рамках ≪базовой информатизации≫, проведенной в 2011–2012 годы, большинство регионов озаботились созданием необходимой инфраструктуры и закупили различные МИС, в базовых возможностях которых заложено ведение электронных медкарт. Вопросы у специалистов возникают к практике введения ЭМК. ≪Осуществить быстрый переход на ЭМК маловероятно. Минздрав сообщил лишь структуру карты, ни слова не сказав о том, как нужно исполнять переход≫, – конкретизирует претензию коммерческий директор компании ≪Открытые Технологии≫ Григорий Шевченко.

≪Говорить о повсеместной готовности к переходу на ЭМК еще слишком рано со всех точек зрения, – соглашается с коллегой Михаил Черников. – Но в то же время в отдельных компактных регионах и ЛПУ с подготовленной инфраструктурой до конца 2014 года это произойдет≫. По прогнозам специалистов, потребуется несколько лет, чтобы вся система заработала реально, а не только на бумаге.

≪Унификация МИС – это вообще отдельный вопрос. В свое время все регионы добивались от Минздрава, чтобы ведомство сообщило единые требования к внедряемым МИС, но это так и не было сделано. Теперь унификация превращается в достаточно затратный по времени и деньгам процесс, – продолжает Григорий Шевченко. – Запрограммировать предложенную Минздравом структуру несложно и недорого, а вот внедрить и использовать – куда сложнее и дороже≫.

≪Пока не совсем понятно, как именно должны унифицироваться системы, какие именно, в какой срок, и каковы критерии оценки – выполнена унификация или нет. Представляется, что для этого должен быть разработан отдельный нормативный документ≫, – размышляет Александр Гусев.

Отсутствие методики перехода к ЭМК Григорий Шевченко называет одной из основных проблем, которые могут возникнуть при реализации регионами поручения Минздрава. ≪То есть опять каждый будет придумывать свои алгоритмы перехода, и в результате часть перейдет, часть застрянет, а часть просто перестанет переходить≫, – прогнозирует эксперт. На этапе адаптации региональных МИС к требованиям ведомства могут проявиться и другие недочеты.

≪Изменение связей, таблиц, типов полей данных влечет переформатирование уже накопленной информации, что зачастую приводит к ее потере или искажению, – отмечает Михаил Черников, прогнозируя нестыковки, возможные из‑за различия методик сбора информации. – Например, те же метрики, результаты лабораторных анализов или инструментальных исследований будут создавать информационные конфликты≫.

Александр Гусев, в свою очередь, отмечает нехватку специалистов, которые бы могли эффективно внедрять ЭМК и поддерживать эти внедрения на местах, и неясный статус IT‑службы медицинских организаций. Эксперты единогласно указывают на нерешенный вопрос с ведением двойной документации – бумажной и электронной. ≪Что делать с действующими бумажными картами, – размышляет Григорий Шевченко, – оцифровывать? Дорого. И опять‑таки неясно, как это сделать. Оставить как есть? Тогда надо будет поддерживать оба формата≫.

С юридической точки зрения отказаться от бумажных карт пациентов в пользу ЭМК медучреждения не могут: не выпущено нормативных актов, упраздняющих прежний порядок. ≪Это вроде как не будет противозаконно, прямого запрета нет, а значит, что не запрещено, то разрешено. Но здравоохранение – весьма консервативная среда, – замечает Александр Гусев. – Там нужно прямое указание регулятора, и пока его нет – все риски ведения ЭМК будут на главвраче и лечащем враче≫.

По замыслу Минздрава, региональные МИС должны стать источниками для интегрированной электронной медкарты (ИЭМК). Если ЭМК ведутся на уровне локальных медучреждений, то в ИЭМК собираются сведения из электронных карт пациентов, открытых в разных ЛПУ. Таким образом, ИЭМК отводится роль одного из базовых элементов федеральных сервисов ЕГИСЗ. Регионы самостоятельно решают, как будет организовано взаимодействие их информационных систем с федеральной базой. ≪Где‑то на уровне субъекта будет построено облако, которое будет синхронизироваться с федеральным ресурсом. А где‑то учреждения станут взаимодействовать с центром напрямую≫, – рассказывал Роман Ивакин в марте текущего года в интервью Cnews.

В 2011 году конкурс по созданию ≪первой очереди ИЭМК и сервисов доступа к ней≫ выиграл за 1 рубль при начальной цене кон‑ тракта 83 млн рублей Ростелеком (подробности внедрения ЕГИСЗ – в исследовании ≪Софтдепия≫, опубликованном в #18, 21–7 октября 2013 года).

Но Михаил Эльянов говорит о формальном внедрении ИЭМК: ≪Должен быть нормальный конкурс на разработку структуры ИЭМК, и выиграть конкурс должен кто‑то понимающий в этом деле, чтобы выдать продукт и потом за это отвечать≫.

Конкурс по созданию ≪второй очереди прикладных информационных систем в рамках реализации концепции создания ЕГИСЗ≫ выиграло ООО ≪УСП Компьюлинк≫. Контракт на 590 млн рублей (начальная цена – 593 млн рублей), заключенный 16 сентября текущего года, предполагает разработку техзаданий по развитию сервисов ИЭМК, Федеральной электронной регистратуры, Единой системы идентификации, аутентификации и авторизации пользователей ЕГИСЗ, а также соответствующего ПО. По завершении работ функционал ИЭМК должен быть расширен.

Параллельно регионы должны до 15 декабря интегрировать свои фрагменты с ИЭМК. В течение первых трех месяцев 2014 года Минздрав будет проверять исполнение этого задания. Тесты планируется завершить к 10 апреля 2014 года. О том, начнут ли с этого момента в ИЭМК поступать данные из региональных МИС, эксперты судить не берутся.

электронная карта, электронная медицинская карта, мис
Поделиться в соц.сетях
В Адыгее за 449 млн рублей построят корпус психоневрологического дома-интерната
Сегодня, 13:32
«Ростех» запустит производство HIFU-комплексов для терапии онкозаболеваний в 2021 году
Сегодня, 12:57
Центр медицинской радиологии в Димитровграде обещают открыть 20 сентября
Сегодня, 11:58
Удмуртские больницы заработали на платных услугах 2,7 млрд рублей в 2018 году
Сегодня, 11:04
В Шотландии МИС разослала пациентам «фейковые» диагнозы
23 Августа 2019, 18:45
Сергей Морозов собирает рабочую группу по стандартизации технологий ИИ в здравоохранении
16 Августа 2019, 13:18
В базу пилотного проекта «Национального биомедицинского оператора» вошли данные о 298 тысячах пациентов
13 Августа 2019, 12:21
СП: медучреждениям не хватает средств на высокоскоростной интернет
Счетная палата РФ проанализировала практику внедрения и использования «информационно-коммуникационных технологий» в здравоохранении, в том числе подключение медучреждений к интернету, внедрение медицинских информационных систем (МИС) и телемедицинских технологий. Аудиторы обратили внимание на рост тарифов на интернет-связь, в некоторых регионах динамика достигала 330%, а 18 из 68  опрошенных СП субъектов  в  2019 году на эти цели требуется дополнительно 187,7 млн рублей.
30 Июля 2019, 20:21
Мединдустрия
«Наша цель – создать общество заботы о здоровье»
Делегаты Национального конгресса Vademecum 4P-Medicine замеряли готовность врачей и пациентов к лечению до начала заболевания
471
О чем говорили на конгрессе Vademecum 4P-Medicine
Сегодня, 23 апреля, в отеле «Марриотт Москва Гранд» прошел Национальный конгресс Vademecum 4P-Medicine. На беспрецедентный по тематике форум, организованный Издательским домом «ФФ Медиа» при поддержке Министерства здравоохранения РФ, зарегистрировались более 300 делегатов. О чем говорили на сессиях конгресса – в текстовой трансляции.
23 Апреля 2019, 11:00
Национальный конгресс Vademecum 4P-Medicine состоится 23 апреля в Москве
Издательский дом «ФФ Медиа» при поддержке Минздрава РФ проводит первый Национальный конгресс Vademecum 4P-Medicine и приглашает к дискуссии о возможностях превентивной медицины и ее месте в системе отечественного здравоохранения всех заинтересованных представителей отраслевого сообщества. Мероприятие состоится 23 апреля в отеле «Марриотт Москва Гранд».
5 Марта 2019, 18:13
Автоматизация клиники «на вырост»: как сократить расходы на старте и не заплатить дважды в будущем
Большинство клиник, которые открылись недавно или просто впервые решились на автоматизацию, оказываются на распутье: универсальная коробочная медицинская информационная система (МИС) или индивидуальный продукт. А поскольку медицинский бизнес относится к одним из самых дорогих, желание сэкономить вполне объяснимо. Как выбрать оптимальный вариант по соотношению «цена – качество», если вы хотите, чтобы МИС росла вместе с вами?
10 Декабря 2018, 8:57
Михаил Тишман
Генеральный директор Medswiss
«Про нас думают, что нам легко живется»
15 Ноября 2018, 9:27
СП: ни в одном регионе не выстроена система телемедицинской помощи
8 Ноября 2018, 8:28
В России зарегистрирована ассоциация разработчиков и пользователей медицинских ИИ-систем
31 Октября 2018, 16:57
Мединдустрия
Челюсть имею: Основатели MSQRD и Владимир Александровский запускают ИИ для стоматологии
9975
Мединдустрия
ТОП100 частных многопрофильных клиник по выручке в 2017 году
30209
Яндекс.Метрика