27 Июля 2024 Суббота

Как государственные и частные акушерско-гинекологические клиники пекутся о материнстве и деньгах
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
25 ноября 2016, 18:18
Фото: shkola-zdorovia.ru
5771

С тех пор как 10 лет назад Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать стратегию преодоления демографического кризиса, акушерско‑гинекологическая служба стала едва ли не самым опекаемым сегментом отечественного здравоохранения. Ежегодные затраты государства на поддержание женского здоровья и родовспоможение приближаются к 100 млрд рублей, или около 5% всего бюджета на оказание медицинской помощи в стране. Начиная с внедрения родовых сертификатов в 2006 году, Минздрав и другие заинтересованные ведомства регулярно запускают программы по улучшению базовых показателей сегмента. В конце октября 2016 года стартовал оцениваемый в 69 млрд рублей приоритетный проект, нацеленный к 2018 году завершить формирование всех уровней оказания акушерской медпомощи – от профильных отделений больниц до перинатальных центров. Но, несмотря на все усилия, говорят эксперты, стройности и порядка системе родовспоможения по‑прежнему недостает. Перинатальные центры работают на износ, традиционные роддома и женские консультации испытывают дефицит финансирования и кадров. Почему ни масштабные инвестиции, ни пристальный государственный контроль, ни активизировавшаяся частная инициатива не могут разрешить инфраструктурные проблемы отрасли, попытался разобраться Vademecum.

Настойчиво привлекать внимание общественности, законодательной и исполнительной властей к демографической тематике президент Путин начал в 2005-2006 годах. Тогда же Совет по реализации приоритетных национальных проектов был преобразован в Совет по национальным проектам и демографической политике, а словосочетания «материнство и детство» и «бэби-бум» вошли в обиход российских чиновников. Акушерско-гинекологическая служба попала под пристальное внимание властей, и главным индикатором ее эффективности стал уровень материнской и младенческой смертности.

На первый взгляд, государство последовательно и успешно принимало меры по увеличению рождаемости и снижению смертности. В 2006 году в стране заработала система родовых сертификатов. В процессе реализации нацпроекта «Здоровье» в 2007–2012 годах были введены в эксплуатацию 24 перинатальных центра, следом была запущена еще одна, рассчитанная на 2013–2016 годы, программа по организации сети высокотехнологичных профильных центров. Щедрое финансирование и недюжинный административный запал принесли свои плоды. За 10 лет, с 2005 по 2015 год, коэффициент материнской смертности в России удалось снизить с 25,4 до 10,1 на 100 тысяч успешных родов, а младенческой – с 11,2 до 6,5 на тысячу родившихся живыми. Как говорят источники Vademecum в Минздраве, динамику этих показателей Вероника Скворцова курирует лично и регулярно докладывает об очередных достижениях президенту страны.

Сейчас, как следует из заявлений представителей Минздрава, трехуровневая система, состоящая из акушерских отделений натальных центров, в целом выстроена и демонстрирует свою эффективность. Увенчать инфраструктурную благодать должен стартовавший 25 октября 2016 года приоритетный проект «Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающее в том числе развитие сети перинатальных центров в РФ». После его успешного завершения в России начнет действовать порядок распределения беременных в зависимости от степени риска для здоровья самой роженицы и ее ребенка. А перинатальные центры будут заниматься не только сложными случаями беременности, родовспоможения и выхаживания, но и отслеживать работу профильных учреждений второго и первого уровней, а также вести телемедицинский мониторинг пациенток, стоящих на учете в женских консультациях. Совокупность усилий, как рассчитывает Минздрав, позволит к 2018 году снизить показатели младенческой смертности до 5,8 на тысячу родившихся живыми.

Эксперты сомневаются, что система к заявленному сроку будет отлажена и заработает в полную силу. Несмотря на весомую инвестиционную поддержку, в отрасли до сих пор не решен целый комплекс инфраструктурных проблем, а секторы акушерства и гинекологии действуют несинхронно и даже обособленно. Сместив акцент на акушерство, государство обделило вниманием первичное звено – женские консультации и гинекологические кабинеты, которые как раз отвечают за оценку рисков беременности и гинекологическое здоровье женщины. Более того, вопреки действующему законодательству, безоговорочно признающему эти медучреждения важнейшими элементами системы профильной медпомощи, в первичном звене дефицит финансирования проявляется особенно остро. А о повсеместном вдумчивом взаимодействии гинекологов с акушерами, торжествовавшем в советское время, сегодня остается только мечтать.

Веерная организация перинатальных центров действительно помогла сократить материнскую и младенческую смертность, но существовавшая прежде инфраструктура родовспоможения оказалась не готова к встраиванию в одну систему с новыми высокотехнологичными клиниками. Роддома первого и второго уровней, так же как и многие отечественные медучреждения, страдают от дефицита материальных и человеческих ресурсов. Такой расклад вынуждает перинатальные центры во многих регионах брать на себя нагрузку клиник первого и второго уровней, принимать непрофильных пациенток, и в результате они тоже начинают испытывать нехватку оборотных средств.

Усугубляет ситуацию недостаток просветительской деятельности, умножающий безответственное отношение женщин к собственному здоровью. Большинство наших соотечественниц, несмотря на вроде бы известные риски потери репродуктивной функции, пренебрегают профилактикой и обращаются к гинекологам, когда симптомы уже невозможно игнорировать. Как выяснил ВЦИОМ, по заказу Gedeon Richter опросивший 1 200 женщин, только треть россиянок посещают гинеколога, как полагается, один раз в полгода, еще 48% опрошенных стараются не пропускать ежегодные приемы, а 14% отправляются к врачу только по факту заболевания. По словам самих участниц опроса, своевременной профилактике в первую очередь мешают цены на анализы и лекарства и низкая доступность медицинских услуг. Ощущения потребителей подтверждают и результаты исследования сотрудниц ЦНИИОИЗ Минздрава РФ Марины Бантьевой и Люд- милы Сухановой, которые проанализировали работу амбулаторной акушерско-гинекологической службы на примере Московской области. Одним из наиболее значимых негативных результатов исследования оказался низкий показатель «кратности посещений на одно обращение», то есть количества повторных визитов после постановки диагноза.

Недоработки государственной профильной службы обращают в свою пользу коммерческие операторы. По данным BusinesStat, в 2015 году на платной основе – в государственных и частных клиниках – акушерско-гинекологическая помощь была оказана на общую сумму 49,7 млрд рублей (без учета теневых платежей), что равно 36% совокупного объема рынка профильных медуслуг. . Бизнес-активность уже не ограничивается амбулаторным и оперативным гинекологическим сегментами. Вслед за известным консолидатором отрасли ГК «Мать и дитя» к родовспоможению тянутся другие независимые игроки и инвесторы. В октябре в Москве бывшие топ-менеджеры компании «Метрострой» открыли первый частный роддом/

гинекология, перинатальные центры, путин, скворцова, минздрав, женские консультации, мать и дитя, акушерство
Источник: Vademecum №21, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении