Депутат Заксобрания Приморского края Сергей Сопчук предложил разработать для региона нормативный документ, регламентирующий оказание платных медуслуг в государственных клиниках. Идея созрела по результатам проверки краевой Контрольно-счетной палаты, которая обнаружила массу нарушений. По мнению автора инициативы, соответствующий закон позволит разделить потоки «платных» и «бесплатных» пациентов, а также исключить существенную разницу в стоимости услуг в разных клиниках. Насколько необходим и как должен быть реализован контроль за коммерческим сектором в госструктурах, Vademecum спросил у заинтересованных сторон.
У нас есть законы общего назначения. Например, №83-ФЗ о коммерциализации бюджетных учреждений, где прописано разрешение на оказание платных медуслуг. И если уж разрешили оказывать платную медпомощь в госсекторе, то устанавливать какие-то ограничения по ее стоимости должны не в отдельно взятом регионе, а централизованно, чтобы во всех субъектах цены на услуги были одинаковые. Отдельные потуги на местах ничего не изменят. Пациент не должен думать о том, сколько ему в конкретной структуре придется платить: в 10 раз дешевле или дороже. С другой стороны, любое сдерживание будет носить искусственный характер и уводить в тень. Поэтому решение по данному вопросу должно быть принципиальным, чтобы была абсолютная ясность, как быть с платежами и ОМС, потому что пока у нас это не ОМС, а работа «по понятиям».
Предложение найти формы законодательного регулирования коммерческого сегмента в государственных медучреждениях региона появилось по факту анализа краевой Контрольно-счетной палатой законности и эффективности использования имущества при оказании платной медпомощи в 2015 году. Мы увидели, что цены на одни и те же услуги в разных госорганизациях значительно различаются. Более того, на повышение цены оказывает влияние закупка нового оборудования: чем оно новее, тем выше стоимость. Законодательные ограничения для оказания платных услуг на оборудовании, приобретенном за госсчет, сегодня отсутствуют. Также нет четких требований по распределению средств, полученных за платные услуги. Одни учреждения закупают на них оборудование и расходные материалы, другие направляют на зарплату. Выявляются и прямые злоупотребления: навязывание или предоставление за деньги медпомощи, оплачиваемой по ОМС. В связи с этим мы считаем, что необходимо разработать краевой закон, который упорядочил бы предоставление платных услуг в госклиниках. Сейчас мы изучаем соответствующие возможности на уровне региона. Если не найдем решения, будем выходить на федеральный уровень. В этой сфере нужны четкие и понятные правила.
Каким образом сегодня возможно определить, что платная медуслуга оказывается на иных условиях или сверх объемов программы госгарантий? Программа госгарантий включает в себя огромный объем медицинской помощи, которая на деле оказывается не вся либо не всем. Причина кроется в общем дефиците финансирования системы здравоохранения. При определении ее реальных мощностей в оказании конкретного объема бесплатных услуг в течение планового периода за скобки выносятся потребности, обеспечить которые не представляется возможным. И вот тогда у пациента будет выбор: получить эту помощь бесплатно, но позже, либо сейчас, но заплатить. В таком случае возрастает открытость системы по отношению к пациенту. Повышение эффективности использования материально-технической базы учреждений, на которую потрачены колоссальные бюджетные средства, возможно только с увеличением числа пациентов ОМС либо увеличением оказания платных услуг на этом же оборудовании. В любом случае и пациент, и система здравоохранения будут в выигрыше от развития платного сектора. При адекватном управлении госорганизацией за счет платных услуг можно привлечь новые технологии, а вместе с тем – заинтересованность пациентов и вовлеченность врача.