23 Сентября 2023 Суббота

Дело на шасси
Кирилл Седов, Александр Раскин Мединдустрия
23 сентября 2013, 15:33
7030

Производителя мобильных медкомплексов обвиняют в работе без лицензии

В 2012 году Минздрав дал старт культивированию и массовой закупке передвижных медицинских комплексов. С правилами игры в этой узкой и ориентированной на госзаказ нише, как вскоре выяснилось, знакомы не все производители. Гендиректора компании по производству мобильно-передвижных медкомплексов «ДжиСиМед» следствие обвиняет в незаконном предпринимательстве, выразившемся в работе без лицензии на производство медтехники. Считать ли нашпигованные медоборудованием КамАЗы и автобусы полноправными представителями медицинской техники, будет решать суд.

В 2012 году было закуплено 187 мобильных диагностических передвижных комплексов, и в ближайшее время программа по их приобретению для нужд региональных больниц будет продолжена. Об этом 26 июля заявила глава Минздрава Вероника Скворцова, выступая на рабочем совещании по вопросам организации медпомощи в труднодоступных и малонаселенных районах в Югре. Перед своим выступлением Скворцова осмотрела мобильный лечебно-диагностический комплекс, пациентами которого в прошлом году стали около 25 тысяч югорчан. Максим Махотин, гендиректор компании ≪ДжиСиМед≫, изготовившей этот комплекс, с января 2013 года находится под следствием. Его обвиняют в совершении преступления, предусмотренного п. ≪б≫ ч. 2 ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

С 19 июля Махотин находится под подпиской о невыезде. В сентябре следственное управление ГУ МВД РФ по Восточному административному округу Москвы завершило расследование. Если вина Махотина будет доказана в суде, то ему грозит пять лет лишения свободы. Следствие считает, что вина гендиректора ≪ДжиСиМед≫ состоит в том, что он два года работал без специальной лицензии Росздравнадзора на производство медицинской техники. По мнению следователя УВД по Восточному административному округу Москвы Екатерины Костиной, работая без лицензии, компания ≪ДжиСиМед≫ заработала 79,34 млн рублей и тем самым причинила государству ущерб, говорит адвокат бизнесмена Сергей Литвиненко.

Находясь под следствием, директор≪ДжиСиМед≫ Максим Махотин достаточно успешно продолжает развивать свой бизнес. Только за первые семь месяцев 2013 года компания поставила 26 мобильных комплексов, в то время как раньше ≪ДжиСиМед≫ удавалось в год продавать лишь около 10 машин. Среднюю себестоимость автомобиля Махотин не называет, указывая, что в зависимости от комплектации готовые медкомплексы продаются за сумму в пределах 12-16 млн рублей.

Собрать автомобиль себестоимостью в несколько миллионов рублей, комплектация и характеристика которого могут не устроить заказчика, невыгодно, поэтому каждый автомобиль создается с учетом конкретной нужды заказчика и параметров аукционной документации, рассказывают в компании. ≪В середине 2012 года мы вообще думали о закрытии. Тема передвижных медицинских комплексов никого особо не интересовала, а делать три-четыре машины в конце года и в сжатые сроки было невыгодно≫, – рассказывает Махотин, признаваясь, что прибыли в предыдущие годы фактически не было. Все изменилось после того, как в нишу передвижных медицинских комплексов были направлены бюджетные деньги.

Идею массовой закупки мобильных комплексов для диспансеризации жителей Вероника Скворцова впервые озвучила в мае 2012 года, выступая на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева по социальным проблемам села.

Адвокат директора ≪ДжиСиМед≫ считает, что проблемы с правоохранительными органами у его клиента возникли из-за несовершенства российского законодательства. По словам Сергея Литвиненко, мобильно-передвижные медицинские комплексы, согласно законодательству РФ, не являются медицинской техникой. ≪Компания моего подзащитного не выпускает томографы или флюорографы. ≪ДжиСиМед≫ их только устанавливает в модуль на колесах, а это не медицинская техника, а специальная, и для ее производства лицензия не нужна≫, – говорит адвокат. – К сожалению, в России нет нормативно-правовой базы, которая позволяла бы разграничивать смежные виды деятельности, требующие лицензирования и нет≫.

С выводами своего защитника согласен и сам бизнесмен. ≪Я инженер по биотехническим и медицинским аппаратам и системам и прекрасно понимаю, что такое производство медтехники. Но когда я беру фургон и в нем устанавливаю кондиционеры, конвекторы для обогрева, устанавливаю мебель – как это может быть производством медтехники?!≫ – недоумевает Максим Махотин. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств относит медицинские комплексы к специализированным транспортным средствам, к 45-му классу Общероссийского классификатора продукции, в то время как медицинская техника относится к 94 -му классу, добавляет Махотин.

Эксперты Росздравнадзора подтверждают наличие законодательной неопределенности в сфере обращения передвижных медкомплексов, однако вину с ≪ДжиСиМед≫ и его руководителя не снимают. ≪Я очень хорошо отношусь к компании ≪ДжиСиМед≫, хотя бы потому, что они делали и делают очень качественные передвижные медицинские комплексы. И мне очень жаль, что я вынужден в данном случае выступать против них. Но закон есть закон. Хотя, к сожалению, чиновники действительно время от времени меняют свои трактовки законов так, что производителю просто непонятно, как поступать≫, – на условиях анонимности говорит эксперт ФГБУ ≪ВНИИИМТ≫ Росздравнадзора.

По его мнению, передвижной медкомплекс является сложным специально изготавливаемым медицинским изделием, которое для подтверждения безопасности его применения в медицинских целях должно пройти испытания на соответствие нормативной документации Минздрава. ≪Бытует ошибочное мнение, что достаточно просто положить в автомобиль, прошедший сертификацию как транспортное средство, комплект медицинского оборудования, имеющего регистрационные удостоверения Росздравнадзора, и можно ездить и оказывать медицинские услуги населению. Однако базовое транспортное средство не приспособлено для обеспечения нормального функционирования медицинского оборудования и работы медицинского персонала. Оно сертифицировано только для перевозки грузов или людей. Тем, кто считает иначе, можно пожелать пройти при -40°С флюорографию или томографию в обычном неподготовленном модуле с ≪просто поставленными≫ в него флюорографом или маммографом≫, – говорит собеседник VM.

Независимый адвокат Сергей Нефедов считает перспективы уголовного дела неоднозначными. ≪Дело в том, что законодательно не определено, считать деятельность компании ≪ДжиСиМед≫ лицензионной или нет. Ответственность за это решение должен взять на себя суд, – рассуждает он. – Судебной практики по таким делам просто не существует. Поэтому в суде, скорее всего, будет настоящий ≪ринг≫, на котором каждая из сторон будет доказывать суду свою правоту≫. 

медтехника, мобильные комплексы, мобильный медкомплекс

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года