27 Июля 2024 Суббота

Дело на шасси
Кирилл Седов, Александр Раскин Мединдустрия
23 сентября 2013, 15:33
7269

Производителя мобильных медкомплексов обвиняют в работе без лицензии

В 2012 году Минздрав дал старт культивированию и массовой закупке передвижных медицинских комплексов. С правилами игры в этой узкой и ориентированной на госзаказ нише, как вскоре выяснилось, знакомы не все производители. Гендиректора компании по производству мобильно-передвижных медкомплексов «ДжиСиМед» следствие обвиняет в незаконном предпринимательстве, выразившемся в работе без лицензии на производство медтехники. Считать ли нашпигованные медоборудованием КамАЗы и автобусы полноправными представителями медицинской техники, будет решать суд.

В 2012 году было закуплено 187 мобильных диагностических передвижных комплексов, и в ближайшее время программа по их приобретению для нужд региональных больниц будет продолжена. Об этом 26 июля заявила глава Минздрава Вероника Скворцова, выступая на рабочем совещании по вопросам организации медпомощи в труднодоступных и малонаселенных районах в Югре. Перед своим выступлением Скворцова осмотрела мобильный лечебно-диагностический комплекс, пациентами которого в прошлом году стали около 25 тысяч югорчан. Максим Махотин, гендиректор компании ≪ДжиСиМед≫, изготовившей этот комплекс, с января 2013 года находится под следствием. Его обвиняют в совершении преступления, предусмотренного п. ≪б≫ ч. 2 ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

С 19 июля Махотин находится под подпиской о невыезде. В сентябре следственное управление ГУ МВД РФ по Восточному административному округу Москвы завершило расследование. Если вина Махотина будет доказана в суде, то ему грозит пять лет лишения свободы. Следствие считает, что вина гендиректора ≪ДжиСиМед≫ состоит в том, что он два года работал без специальной лицензии Росздравнадзора на производство медицинской техники. По мнению следователя УВД по Восточному административному округу Москвы Екатерины Костиной, работая без лицензии, компания ≪ДжиСиМед≫ заработала 79,34 млн рублей и тем самым причинила государству ущерб, говорит адвокат бизнесмена Сергей Литвиненко.

Находясь под следствием, директор≪ДжиСиМед≫ Максим Махотин достаточно успешно продолжает развивать свой бизнес. Только за первые семь месяцев 2013 года компания поставила 26 мобильных комплексов, в то время как раньше ≪ДжиСиМед≫ удавалось в год продавать лишь около 10 машин. Среднюю себестоимость автомобиля Махотин не называет, указывая, что в зависимости от комплектации готовые медкомплексы продаются за сумму в пределах 12-16 млн рублей.

Собрать автомобиль себестоимостью в несколько миллионов рублей, комплектация и характеристика которого могут не устроить заказчика, невыгодно, поэтому каждый автомобиль создается с учетом конкретной нужды заказчика и параметров аукционной документации, рассказывают в компании. ≪В середине 2012 года мы вообще думали о закрытии. Тема передвижных медицинских комплексов никого особо не интересовала, а делать три-четыре машины в конце года и в сжатые сроки было невыгодно≫, – рассказывает Махотин, признаваясь, что прибыли в предыдущие годы фактически не было. Все изменилось после того, как в нишу передвижных медицинских комплексов были направлены бюджетные деньги.

Идею массовой закупки мобильных комплексов для диспансеризации жителей Вероника Скворцова впервые озвучила в мае 2012 года, выступая на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева по социальным проблемам села.

Адвокат директора ≪ДжиСиМед≫ считает, что проблемы с правоохранительными органами у его клиента возникли из-за несовершенства российского законодательства. По словам Сергея Литвиненко, мобильно-передвижные медицинские комплексы, согласно законодательству РФ, не являются медицинской техникой. ≪Компания моего подзащитного не выпускает томографы или флюорографы. ≪ДжиСиМед≫ их только устанавливает в модуль на колесах, а это не медицинская техника, а специальная, и для ее производства лицензия не нужна≫, – говорит адвокат. – К сожалению, в России нет нормативно-правовой базы, которая позволяла бы разграничивать смежные виды деятельности, требующие лицензирования и нет≫.

С выводами своего защитника согласен и сам бизнесмен. ≪Я инженер по биотехническим и медицинским аппаратам и системам и прекрасно понимаю, что такое производство медтехники. Но когда я беру фургон и в нем устанавливаю кондиционеры, конвекторы для обогрева, устанавливаю мебель – как это может быть производством медтехники?!≫ – недоумевает Максим Махотин. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств относит медицинские комплексы к специализированным транспортным средствам, к 45-му классу Общероссийского классификатора продукции, в то время как медицинская техника относится к 94 -му классу, добавляет Махотин.

Эксперты Росздравнадзора подтверждают наличие законодательной неопределенности в сфере обращения передвижных медкомплексов, однако вину с ≪ДжиСиМед≫ и его руководителя не снимают. ≪Я очень хорошо отношусь к компании ≪ДжиСиМед≫, хотя бы потому, что они делали и делают очень качественные передвижные медицинские комплексы. И мне очень жаль, что я вынужден в данном случае выступать против них. Но закон есть закон. Хотя, к сожалению, чиновники действительно время от времени меняют свои трактовки законов так, что производителю просто непонятно, как поступать≫, – на условиях анонимности говорит эксперт ФГБУ ≪ВНИИИМТ≫ Росздравнадзора.

По его мнению, передвижной медкомплекс является сложным специально изготавливаемым медицинским изделием, которое для подтверждения безопасности его применения в медицинских целях должно пройти испытания на соответствие нормативной документации Минздрава. ≪Бытует ошибочное мнение, что достаточно просто положить в автомобиль, прошедший сертификацию как транспортное средство, комплект медицинского оборудования, имеющего регистрационные удостоверения Росздравнадзора, и можно ездить и оказывать медицинские услуги населению. Однако базовое транспортное средство не приспособлено для обеспечения нормального функционирования медицинского оборудования и работы медицинского персонала. Оно сертифицировано только для перевозки грузов или людей. Тем, кто считает иначе, можно пожелать пройти при -40°С флюорографию или томографию в обычном неподготовленном модуле с ≪просто поставленными≫ в него флюорографом или маммографом≫, – говорит собеседник VM.

Независимый адвокат Сергей Нефедов считает перспективы уголовного дела неоднозначными. ≪Дело в том, что законодательно не определено, считать деятельность компании ≪ДжиСиМед≫ лицензионной или нет. Ответственность за это решение должен взять на себя суд, – рассуждает он. – Судебной практики по таким делам просто не существует. Поэтому в суде, скорее всего, будет настоящий ≪ринг≫, на котором каждая из сторон будет доказывать суду свою правоту≫. 

медтехника, мобильные комплексы, мобильный медкомплекс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении