27 Июля 2024 Суббота

Чужой рядит своих
Кирилл Седов Фарминдустрия
14 января 2014, 15:06
5539

В индустрию здравоохранения пришли прежде далекие от медицины инвесторы

В начале осени Вероника Скворцова объявила о том, что Минздравом России начат «новый этап, связанный с привле­чением негосударственных инвестиций в отрасль». Впрочем, частный капитал стал просачиваться в здравоохранение задолго до этого торжественного заявления, минувший же год в этом смысле запомнится активизацией непрофильных инвесторов. Например, «титановый патриарх» Владислав Тетюхин завершает строительство медцентра по протезирова­нию суставов в Нижнем Тагиле. Владелец медиаактивов Александр Винокуров увлекся созданием сети клиник «Чайка» в Москве. Наконец, категорически далекий от отрасли Владимир Потанин пришел и выбил из борьбы за контрольный пакет НПО «Петровакс Фарм» мощных профильных игроков – «Фармстандарт» и Abbott.

Первую клинику «Чайка» экс-вла­делец инвестиционно-банков­ского холдинга «КИТ Финанс» Александр Винокуров вместе с партнерами открыл в марте 2013 года. Первоначально инве­сторы планировали заняться добровольным медицинским страхованием, однако идея трансформировалась в проект по созданию полноценной меди­цинской сети. Клиники решено было открывать в деловых цен­трах и жилых комплексах. «Наш посетитель живет или работает в современных, благоустроенных, красивых, комфортных домах и офисах бизнес-класса и хочет иметь доступ к удобной инфра­структуре», – гласила презента­ция компании. Самому Алексан­дру Винокурову в ООО «Группа Чайка» принадлежит 50%. По 25% у бывших соратников бизнесмена по «КИТ Финансу» – Максима Цыганова и Сергея Тихонова. Совокупные инвестиции в про­ект составят 1,18 млрд рублей, и в 2015 году «Чайка» должна вый­ти на самоокупаемость. «Когда у нас партнеры спрашивают, в чем будет наше конкурентное преиму­щество – я просто рушусь на этом вопросе, – рассказывал VM в мае Александр Винокуров. – О преи­муществах можно будет узнать, когда вы придете на прием. Рассказать о том, что мы придумали какую-то гениальную штуку? Ну вот локейшн есть, мы близко и удобно расположены. Но к хоро­шему доктору ведь приедут куда угодно. Надеюсь, что мы просто станем обычной хорошей клини­кой». В течение 2013 года соучре­дители планировали открыть семь клиник, но успели только пять. Открытие шестой клиники, кото­рая будет располагаться в биз­нес-центре «Белые сады», запла­нировано на I квартал 2014 года, сообщает сайт «Чайки».

На те же даты, январь–март 2014 года, намечен и запуск Госпиталя восстановительных инновационных технологий Вла­дислава Тетюхина. В медцентре по эндопротезированию суставов общей площадью 52 тысячи кв. м будет представлена полная лечебная цепочка – от диагно­стики, консервативного лечения и оперативного вмешательства до глубокой реабилитации и про­филактики. 82-летний «патриарх титановой промышленности» Тетюхин вложил в свой проект 3,2 млрд рублей. Именно эту сумму он выручил за продажу в 2008 году «Ростехнологиям» своей доли в ВСМПО-АВИСМА, признался бизнесмен в интер­вью VM. Еще 1,2 млрд рублей в создание медцентра вложила Корпорация развития Среднего Урала, которая в дальнейшем получит 25% плюс одну акцию в совместной компании. Вооб­ще взаимодействие с областным руководством – один из важней­ших аспектов создания госпиталя и деятельности его гендиректора Тетюхина. При отсутствии пол­ноценной страховой медицины Тетюхину приходится ориен­тироваться на договоренности с регионом о финансировании определенного количества опера­ций. Свердловская область обе­щает выделить квоты на лечение 1620 человек – именно столько пациентов сможет обслужить в 2014 году медцентр, работая в одну смену. «Эндопротезиро­вание на бедре и колене сейчас переходит в специализированную медпомощь, а операции на спине пока остаются в высокотехноло­гичной медпомощи. Значит, будет соответствующее квотирование области, – рассказывал Тетюхин спецкору VM. – Потом эти услуги будут вводиться в ОМС, мы пока не знаем, какие там будут расцен­ки, потому что федеральная квота на замену сустава составляет от 126–129 тысяч рублей. Област­ные квоты на следующий год будут несколько выше. В какой мере эти квоты могут удовлетво­рить всех желающих пройти опе­рацию – вопрос». Сроки окупае­мости Госпиталя ВИТ превышают 10 лет, при этом сам Тетюхин сомневается в высокой коммерче­ской ценности своего проекта.

Прошлый год ознаменовался и выходом на рынок производ­ства лекарств ранее не присут­ствовавших на нем крупнейших российских инвестиционных компаний. Группа «Интеррос» Владимира Потанина купила контрольный пакет НПО «Петро­вакс Фарм» у ЕБРР и основателей предприятия Аркадия Некрасо­ва и Натальи Пучковой. Сделка стала неожиданной для рынка: до этого борьба за производителя шла между двумя другими ком­паниями – американской Abbott Laboratories и «Фармстандартом» Виктора Харитонина. Последний даже получал одобрение ФАС на покупку 100% «Петровакса», но договориться с владельцами компании ему не удалось. Экс­перты оценили приобретение НПО «Петровакс Фарм» минимум в $150 млн, таким образом, эта сделка вошла в число крупней­ших на российском фармрынке. Еще одним новым непрофиль­ным игроком в сегменте про­изводства лекарств стала ком­пания Alvansa, принадлежащая Газпромбанку и UFG Private Equity. В прошлом году структура купила 80,55% подмосковного предприятия OBL Pharm и в бли­жайшие три–пять лет инвестиру­ет в него около $20 млн. На этом планы Alvansa не ограничивают­ся – в ближайшей перспективе она собирается приобрести еще ряд производителей.

инвестиции в здравоохранение, тетюхин, винокуров, петровакс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении