Минздрав 6 марта опубликовал новую, третью по счету, версию раскритикованного медицинским сообществом проекта ФЗ «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)». Документ, как указано на Едином портале раскрытия информации, находится на завершающем этапе подготовки, следующий шаг – принятие нормативного акта. В новой редакции вступление в силу большинства нормативов отложено на год: 48 из 68 статей законодательного акта вместо 1 января 2015 года начнут действовать с 2016‑го. Несмотря на серьезную переработку, даже добавление статей, трансплантологи и представители пациентских организаций по‑прежнему называют документ неработоспособным.
Проект федерального закона был представлен на портале в предельно откровенном виде – со всеми изменениями, которые вносили разработчики. Основных рецензентов, судя по сохраненным исправлениям, было двое – «Лоцман» и «Рожкова». В первом – однозначно угадывается действующий помощник министра Людмила Лоцман, к слову, представлявшая отрасли начальную редакцию документа. Следы другого соавтора VM в структуре Минздрава отыскал не без труда: скорее всего, вторым рецензентом является Елена Рожкова, в 2011 году занимавшая ныне упраздненную должность начальника отдела организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи Департамента организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития.
ГИБРИД НЕ ВЫЖИВЕТ
«Видно, что старались, но те вкрапления здравого смысла, что внесены, сводятся на нет тем, что весь текст написан юристами без учета мнения профессионального сообщества – не только трансплантологов, но и анестезиологов-реаниматологов, – обобщает претензии руководитель Санкт-Петербургского центра органного донорства, председатель Ассоциации трансплантационных координаторов Олег Резник. – Предложения, которые были внесены, Минздравом не учтены. Готовится ужасный гибрид, который похоронит трансплантацию».
С жестким мнением клинициста солидарны и пациентские организации. «Законопроект неоправданно усложнил некоторые вещи, например, процедуру волеизъявления, которая должна быть простой. В нынешнем виде законопроект парализует трансплантацию вообще», – считает председатель правления пациентской организации «Нефро-Лига» Людмила Кондрашова, отправлявшая в Минздрав после публикации предыдущей версии законопроекта четыре страницы поправок. Однако ответа на свое обращение не получила: предложения представителей пациентских организаций, как и врачей, учтены не были.
Наиболее существенным изменением в новой версии стал перенос сроков вступления закона, точнее большинства его статей, в силу. Обозначенные в проекте годовые отсрочки в отрасли, прежде всего, связывают с межведомственными разногласиями. В частности, Минфин ранее отказался визировать проект Минздрава из-за непрописанных механизма финансирования организации донорства и уполномоченного федерального учреждения, координирующего работы по донорству и пересадке органов (VM писал об этом в #5 от 10 февраля 2014 года).
«Думаю, это связано c неготовностью инфраструктуры – не определен федеральный орган исполнительной власти, который будет всем этим заниматься, возможно, это будет ФМБА. Не готовы регистры, не готова даже оболочка для них, – приводит другие возможные причины заминки руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ им. академика Б.В. Петровского РАМН Михаил Каабак. – Я надеюсь, что Минздрав полностью откажется от идеи принятия этого закона в пользу совершенствования законодательства иными путями: детализации процессов волеизъявления, коммуникации с родственниками, посмертного донорства у несовершеннолетних и алгоритмов распределения донорских органов в виде отдельных законов или ведомственных нормативных актов».
Попытка объединить в одном законодательном акте все аспекты, связанные с двумя разными областями – организацией донорства и проведением трансплантаций, могут обрушить и без того слаборазвитую систему. «Поэтому, – считает Каабак, – надо разбить проблему на части, начать с главного – волеизъявления умерших или их родственников, и не трогать остальное. Но идеология, как мы видим, совершенно другая – ввяжемся в бой, а там видно будет. Олимпиаду так можно сделать, но лишь в том случае, если тратить на это миллиарды денег. С трансплантацией тоже могло бы получиться, если параллельно с непродуманным законом тратить много денег. Но непохоже, что кто-то собирается увеличить финансирование».
Внесенные в проект изменения коснулись порядка сообщения родственникам о смерти пациента и получения дальнейшего согласия на использование органов – в случае если погибший не оставил соответствующих распоряжений. Раньше врач, констатировавший смерть, должен был в течение часа сообщить супругу или другим родственникам о смерти пациента. Если в течение трех часов врачам не удавалось связаться с близкими умершего, медорганизация могла изымать органы. В новой редакции прописано, что врачи должны информировать близких «незамедлительно», срок, отводящийся больнице на попытки связи, сокращен с трех до двух часов, а кроме того, расширен набор причин, по которым сделать это невозможно, – к «отсутствию данных» о родственниках добавлена «недоступность абонента по телефону».
«Убрали верхнюю планку допустимого для информирования периода времени, то есть если раньше медики должны были в течение часа пытаться проинформировать родственников, то теперь надо сделать это «незамедлительно», и то и другое не имеет большого значения для реальной жизни, – поясняет Михаил Каабак. – На практике при отсутствии спецподготовки медики будут уклоняться от общения с родственниками, обозначая неудачную попытку дозвониться, например. Проблема – в обучающих программах для персонала, который будет разговаривать с родителями или родственниками, испрашивая согласие. Наработок по этому поводу масса, но все на иностранных языках, соответственно надо либо изобретать велосипед, либо привлекать иностранных консультантов. И нужно запретить неподготовленным людям говорить про донорство с родственниками».
Так же «незамедлительно» врачи должны сообщать родителям о смерти ребенка и одновременно спрашивать согласие на изъятие органов. У родителей есть два часа, чтобы принять решение. В случае если родители разрешают медикам изъять органы, чтобы пересадить их другому ребенку, они должны выразить согласие «очно в устной форме медицинским работникам этой медицинской организации либо письменно в форме заявления, заверенного руководителем медицинской организации или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально». Предыдущая версия законопроекта позволяла сообщить о положительном решении по телефону при условии записи разговора.
ИДУЩИЕ В БЮДЖЕТ
По-новому названы и источники финансирования кондиционирования донора (проведение медицинских мероприятий, связанных с сохранением донорских органов для дальнейшей пересадки). В первой версии законопроекта вообще не было прописано, за чей счет и каким образом должны оплачиваться эти процедуры. Пока на практике все затраты берет на себя больница, где умер пациент, но никаких компенсаций за проведенную работу ни медучреждение, ни врачи не получают – ни из регионального, ни из федерального бюджетов. Во второй версии законопроекта было указано, что финансирование происходит «за счет федерального бюджета». Согласно последней редакции, материальное обеспечение этой деятельности «осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ». Такая трактовка окончательно смущает специалистов, последовательно настаивающих, что процесс финансирования и механизм организации работ по донорству должны быть четко прописаны.
«Думаю, дело было так, – анализирует законотворческую логику Михаил Каабак. – Врачи требовали определенности в вопросе финансового обеспечения возросшего в цене кондиционирования – операции по изъятию органов начнут задерживаться из-за необходимости получать согласие родственников. Если раньше можно было сразу после констатации смерти приступать к изъятию, то теперь будет уходить время на общение с родственниками. Вместо определения источников финансирования вставлено указание на бюджет».
Новый пункт появился и в статье о финансовом обеспечении донорства органов и их трансплантации: «Формирование государственного задания по организации и координации донорства органов человека и их трансплантации федеральному государственному бюджетному учреждению по организации и координации донорства органов человека и их трансплантации и финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
«Похоже, это означает окончательный отказ от перехода на финансирование трансплантации через систему ОМС и консервацию существующей «квотной» системы на неопределенное время, – предполагает Каабак. – Переход в ОМС позволил бы повысить уровень финансирования и улучшить контроль за эффективностью работы трансплантологов посредством использования контролирующих ресурсов страховых компаний». В ФЗ №7 говорится, что госзадания для бюджетного учреждения формирует и утверждает учредитель.
«Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. <…> Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем», – сказано в ФЗ №7.
В «Нефро-Лиге» по этому поводу замечают, что гораздо удобнее и понятнее было бы ввести в новый закон отдельную статью – о финансировании системы органного донорства, где были бы прописаны все условия и источники. Общественники также предлагали закрепить в законе ответственность администрации больницы за отказ от участия в работе по органному донорству, расценивая его как «умышленное неоказание помощи пациентам». Но Минздрав это предложение проигнорировал. «Задача закона – обеспечить доступность трансплантации, – замечает в этой связи Олег Резник. – Должна быть своего рода инструкция, где прописано, как работает система донорства. Но вместо этого – обилие расплывчатых формулировок».
ПЕРЕВОДНОЙ ИНСТИНКТ
Появились уточнения в статье о распределении органов между реципиентами: в случае выявления нескольких реципиентов с равнозначными показателями для трансплантации приоритет будет у пациента «по статусу экстренности». «Тут кроется большая проблема, – говорит Михаил Каабак. – Если пересаживать органы только самым тяжелым пациентам, то, вероятно, будет высокая летальность, то есть неэффективное использование органов». Сейчас финансирование осуществляется исходя из количества трансплантаций, без учета результатов пересадок. «Нужно ограничивать допустимое количество органов, передаваемых в конкретный трансплантационный центр, исходя из результатов трансплантации. Тогда главный врач будет соблюдать баланс тяжелых и легких больных, чтобы рационально использовать ресурсы своей клиники и повышать шансы пациентов на выживание», – убежден Каабак.
«Пункт о продолжительности ожидания органа перекочевал в самый конец перечня и используется, только когда нужно выбрать из равнозначных реципиентов, – указывает VM на случившуюся в новой редакции документа «перетасовку» показателей для выявления пары «донор – реципиент» один из московских трансплантологов. – Это сделано специально, чтобы создать условия для коррупции: кто больше заплатит, тому и пересадят. За формулировкой этой статьи нужно следить особенно пристально». Мировая практика подбора таких пар основана на балльной системе – параметры совместимости добавляют одни баллы, каждый год ожидания операции – другие. Таким образом, пациент, ожидающий орган более пяти лет, количеством баллов «перебивает» и более подходящие параметры совместимости, и фактор удаленности, получая шанс на трансплантацию. «Антикоррупционную часть моего мозга возбуждает, зачем настолько детально прописывать в ФЗ алгоритм распределения, если можно это поручить создаваемому «уполномоченному органу федеральной исполнительной власти», – добавляет собеседник VM. – А в законе указать, что алгоритм работает на основании иммунологической совместимости и продолжительности ожидания, с учетом приоритета детей и состоявшихся живых доноров органов».
Из статьи, регулирующей наблюдение прижизненного донора, предоставившего орган или его часть для родственной трансплантации, исчезли несколько положений. В новой редакции из закона убрали пункт о регулярных осмотрах прижизненного донора, в то время как раньше были обозначены четкие сроки приема у врача: «каждые три, шесть месяцев». В предыдущей версии было указано, что наблюдаться донор должен в той организации, где проводилась трансплантация, а в новой – осмотры должны проводиться «в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом». Врачи возражают: такой порядок снизит уровень ответственности трансплантационного центра перед состоявшимся живым донором органов. «При этом в законопроекте нет ни слова о неродственном донорстве, – замечает Олег Резник, – муж не может отдать жене часть печени или почку».
Слабое взаимодействие с профильным врачебным сообществом на протяжении всех попыток отредактировать документ, отмечают клиницисты, приводило к появлению в тексте неточностей и некорректных формулировок. Убирая некоторые из них, разработчики тут же допускали новые оплошности. «В законопроекте много несоответствий: статья о полномочиях территорий противоречит статье об устройстве донорства. Работать положения, которые друг другу противоречат, не будут, – убежден Резник. – Приведенная классификация доноров не нужна, вследствие неграмотности и незнания английского в документ перенесли фрагмент европейских рекомендаций по учету умерших для планирования числа трансплантаций. В западных законах есть понятийный аппарат, но такой классификации нет ни в одном из них». Приведенная в законопроекте многоуровневая классификация доноров – «потенциальный», «приемлемый», «реальный», «актуальный» – может потребоваться, как считают практики, только для ретроспективного анализа, чтобы понять, на каком этапе теряются доноры. «Никто в России не будет вносить в регистр пациентов, которые при определенных условиях могут быть донорами, а именно это прописано в законе. Разработчики умозрительно переносят статистические категории в разряд клинических – в результате закон работать не будет», – повторяет Резник.
По информации VM, 8 апреля в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского должна состояться дискуссия, в ходе которой трансплантологи надеются высказать представителям Минздрава свои соображения о подготовленной регулятором версии законопроекта.