27 Июля 2024 Суббота

Четки-пацан
Александра Шевелева, Анастасия Емельянова Мединдустрия
14 сентября 2015, 15:45
10749

Как единственный производитель орхидометров в России так и не разбогател на своей монополии

В марте 2015 года брянский филиал ГК «Медси» столкнулся с неожиданной проблемой. Контролеры из облздрава забраковали в числе прочих кабинет детского эндокринолога, в арсенале которого не оказалось устройства с античным названием «орхидометр». Большинство клиницистов страны знают о практических свойствах этого изделия, но редкий профильный специалист пользуется им. Тем не менее уже три года наличие орхидометра – обязательное лицензионное условие для всех детских поликлиник. Выглядит орхидометр как разновеликие бусы или четки, а назначение у него одно – измерять величину яичек у мальчиков и юношей. Отпускная цена доходит до 25 тысяч рублей за экземпляр. В России уникальный прибор выпускает всего одна компания со специфичным именем – ПО «Валькирия». Только вот толком заработать на вмененном продукте монополист не может.

Овальных кабинет

Сразу успокоим тех, кто переживает за судьбу брянской клиники «Медси&кaquo;. Директор филиала Людмила Цветкова рассказала, что все претензии, предъявленные проверяющими из регионального Департамента здравоохранения устранены, в том числе закуплен и сам орхидометр. Компания отделалась предупреждением со стороны контролеров. По словам Цветковой, из-за дефицита медицинских кадров прием детского эндокринолога в клинике некоторое время не проводился, поэтому оборудование для его кабинета не закупалось. Сейчас детский врач-эндокринолог в штате есть.

Но вернемся к орхидометру. Этот прибор ввел в обиход в 1966 году швейцарский эндокринолог профессор Андреа Прадер из Университета Цюриха. По-другому его называют «тестикулометр» или «профессорские бусы«. Сложное устройство представляет собой 12 пластмассовых или деревянных овальных бусин разного размера, собранных на веревочку. Его используют для измерения объема мужских тестикул. Каждая бусина пронумерована в соответствии с обозначаемым объемом – от 1 до 25 мм. Врач выбирает бусину, которая лучше всего подходит по размеру тестикулам пациента, и таким образом может понять, соответствует ли их развитие норме. Необходимость оценки объемов яичка возникает тогда, когда врач подозревает какие-то заболевания: воспалительные, врожденные пороки развития, застрявшее яичко (крипторхизм), водянку яичка, грыжу и другие.

Правда, в СССР изобретение швейцарца не использовали. «В широком применении в России прибор никогда не был, да и особенно не был нужен», – объясняет Юрий Рудин, заведующий отделом детской урологии НИИ урологии Минздрава. Но это было до поры, которая неожиданно настала в 2012 году. Тогда Минздрав выпустил приказ №561н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Детская урология-андрология», в котором прописал стандарт оснащения рабочего места врача – детского уролога. В частности, в каждом таком кабинете должен быть в том числе и орхидометр. Со стороны медицинского сообщества к этому приказу были претензии: «Я писал часть этого приказа, поэтому я его хорошо знаю, и против некоторых его позиций мы возражали, – говорит Дмитрий Тарусин, руководитель Научно-практического центра детской андрологии (НПЦДА). – Например, кроме орхидометра в требование этого приказа включили и смотровой цистоскоп. Однако цистоскопия – это инвазивная процедура, которую нельзя делать в кабинете уролога в поликлинике. Для этого должны быть оборудованы процедурная и гинекологическое кресло. Кроме того, если включен цистоскоп, нужна и моечная машина для эндоскопов».

Опытным путем

В теории министерский приказ создал целый рынок сбыта для производителей и поставщиков орхидометров. «Все детские поликлиники страны должны оказывать медицинскую помощь по профилю «детская урология-андрология&кaquo;, но не все оказывают, – очерчивает потенциальную емкость рынка Тарусин. – Штатная единица «уролог-андролог» полагается на 20 тысяч детей, в число которых входят и девочки. Если мы разделим количество детского населения в стране на 20 тысяч, то поймем, сколько таких специалистов должно быть».

По данным Росстата за 2014 год, в стране 24 млн детей, на них должно полагаться 1 200 кабинетов детских урологов. И всем работающим в них специалистам позарез нужны орхидометры. Обследование уролога входит в обязательный перечень диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста. Страховые компании в том случае, если осмотр выполнен не полностью (с дефицитом одного или более специалистов), имеют право не оплачивать такой страховой случай.

Поэтому большинство главных врачей стараются укомплектовать свой штат такими специалистами. В лицензионных требованиях говорится, что поликлинике достаточно иметь в арсенале всего один орхидометр. Но практики считают, что этого явно недостаточно. «Если мы берем пластиковый шарик на ниточке и прикладываем его к мошонке, а потом заходит следующий пациент и мы прикладываем другой шарик, потрогав предварительно тот, который мы уже трогали, к другой мошонке, это значит, что после каждого применения данный прибор необходимо как минимум обрабатывать путем предстерилизационной очистки, – рассуждает Дмитрий Тарусин. – Если бы я был бизнесменом, я бы еще догадался подсказать, чтобы на смену закупалось как минимум 10 орхидометров: использовал – сбросил в раствор, взял новый».

Таким образом, в теории, даже если взять среднюю закупочную цену 10 тысяч рублей за экземпляр, емкость рынка орхидометров может достигать 120 млн рублей. Где же деньги?

Орхи важно

Рынок орхидометров в России монополизирован одним производителем – санкт-петербургским ПО «Валькирия». Это небольшое производство пластмассовых изделий изготавливает, например, разноцветные шарики, шайбы для аэрохоккея, упаковки для яиц, а также занимается фрезерными и гравировальными работами. На сайте компании больше места занимает обоснование диковинного названия, чем прайс-лист. «Валькирия – Древний Оберег, охраняющий Мудрость, Справедливость, Благородство и Честь. Этот знак особо почитаем у воинов, защищающих Родную землю, свой Древний Род и Веру. Валькирии – воинственные девы, решающие по воле Богов исход сражений», – объясняет производитель орхидометров.

В пору счастливого монополизма «Валькирия» вступила в 2013 году. Тогда к руководству предприятия обратились представители питерских медучреждений, которые попросили изготовить недорогие орхидометры, потому что не могли себе позволить импортные. «Этот товар был очень дорогим, на тендерных аукционах он стоил порядка 200–250 тысяч рублей за одно изделие, – сетует Роман Сазонов, директор ПО «Валькирия». – Те люди, которые продавали это изделие за такую сумму, четыре – шесть месяцев получали на него сертификацию, поэтому оно и было такое дорогое».

Стратегия «Валькирии» по захвату рынка строилась на демпинге. Орхидометры собственного производства компания решила продавать по 3,5 тысячи рублей, а сейчас, «из-за инфляции», отдает дистрибьюторам по 4 тысячи. «Все сертифицировано, были получены все разрешения, отказные письма, что это изделие не подлежит официальной регистрации, потому что не имеет непосредственного контакта с кожей человека, –объясняет Роман Сазонов. – Я выставил такую цену, чтобы она была приемлема для всех».

В то же время транслировать монополию на рынок госзакупок Сазонов не захотел. «Я не буду участвовать в тендерах никогда: у нас столько работы, что нам просто не хочется на это дело распыляться, – говорит директор «Валькирии». Мы лучше будем изготавливать, чем будем заниматься этой волокитной работой: там кучу документов надо собрать и подать, поэтому есть фирмы, которые покупают у нас по 3 850 рублей, а продают по 10 тысяч. Но они берут эти деньги за то, что выигрывают тендеры».

10 тысяч рублей за орхидометр – это еще не потолок закупочной цены. По данным компании Meditex, которая занимается маркетинговыми исследованиями на рынке медицинских изделий, за последние четыре года цена за экземпляр колебалась в диапазоне от 3 600 до 25 800 рублей. Число проведенных тендеров оказалось близко к ничтожному. Объяснить это можно тем, что изделия со скромной стоимостью медучреждения могут закупать и без тендеров. И тем не менее Сазонов подтверждает, что взрывными темпами рынок не растет. «Это оказалось неперспективно, – сокрушается он. – Я тоже рассчитывал, что будет много продаж, но это не аховый продукт, который идет по 100 штук в день. Дай бог, по 20–30 в месяц».

Причины слаборастущего спроса на орхидометры специалисты ищут в двух плоскостях.

Орхидометры не зарегистрированы как медизделия. Использование орхидометра в работе идет вразрез со стандартами профессиональной деятельности.

Опрошенные Vademecum урологи-андрологи в своей работе орхидометром действительно не пользуются. Но не только в силу нормативных противоречий.

«Не уверен, что при наличии УЗИ с возможностью точного измерения яичка и оценки структуры органа орхидометр имеет ценность. Это прошлый век», – говорит Юрий Рудин, заведующий отделом детской урологии НИИ урологии Минздрава. «Орхидометры были актуальны, когда не было ультразвука, поскольку на глаз определять размер достаточно сложно, – добавляет Дмитрий Тарусин. – Сегодня при наличии ультразвука и крайне простой процедуры легко получить абсолютно достоверную информацию. Детские поликлиники неплохо оснащены аппаратами УЗИ. К тому же те градации, которые предлагают даже хорошие орхидометры, имеют погрешность примерно в 0,5 кубического сантиметра или даже в кубический сантиметр. Надо учитывать, что место, где располагается яичко, мошонка – имеет свойство не только изменять конфигурацию, но и толщину стенки, поэтому те данные, которые вы получаете, что-то к чему-то прикладывая, могут оказаться совершенно недостоверными».

медси, орхидометр

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении