
По такому же принципу строятся отношения лоббистских организаций. Разница лишь в том, что болельщикам этика не мешает высказывать свою общеизвестную позицию прямо в лицо. Лоббистам можно самовыражаться только за глаза. Зато и на общее дело они мобилизуются очень быстро. Свежий пример с историей вокруг законопроекта, разрешающего продавать безрецептурные препараты в продовольственных магазинах, тому подтверждение.
О том, что на regulation.gov.ru открыто обсуждение соответствующей законотворческой инициативы, все на рынке в одночасье узнали за четыре дня до финала голосования (два из этих дней были выходными).
Лоббисты от фармотрасли быстро собрались, быстро оповестили о наличии такого голосования общественность и к часу «икс» получили нужный результат – абсолютное большинство проголосовало против.
Тема объективно никому не выгодна, в том числе и многим производителям безрецептурных препаратов. Принятие законопроекта рискует разрушить непрочный фундамент коммерческого фармрынка. Безрецептурные препараты – это и фронт‑, и бэк‑маржа аптечной розницы. Перетекание (пусть и плавное) ассортимента и маркетинговых бюджетов в продовольственные сети фармрозницу сначала высушит, а потом задушит. На Rx‑препаратах аптечные сети, большинство из которых во всех смыслах живут в кредит, никогда столько не наварят. Упадут доходы, упадут расходы, закроются точки, уволятся сотрудники… Почему всем будет плохо, можно додумывать бесконечно.
Поэтому действительно вредную инициативу лучше пресечь сейчас, до того как она доберется до Госдумы. К счастью, лоббисты хорошо знакомы с культурой боления за общее дело.