27 Июля 2024 Суббота

Челночные дипломаты
Алексей Каменский Фарминдустрия
1 июля 2013, 15:00
8255

Кто и сколько зарабатывает на лекарствах, не зарегистрированных в России

≪Раз вы занимаетесь контрабандой ради нужного людям дела, точнее, для спасения жизни, значит, Вы должны были принять все меры для нормального провоза…≫ – такой комментарий оставил один из пользователей LiveJournal под сообщением о задержании в декабре 2010 года на таможне в аэропорту ≪Внуково≫ сотрудницы фонда ≪Подари жизнь≫ Елены Муляровой. Она, впрочем, и не скрывала, что везет для подопечных фонда целый набор не зарегистрированных в России лекарств (по закону такие препараты можно ввозить только для себя лично). К счастью, ≪контрабандная≫ история закончилась для Муляровой благополучно. То, что с такими осложнениями проделала сотрудница благотворительного фонда, теперь все успешнее осуществляют кустари‑импортеры, переправляющие в Россию редкие лекарства отнюдь не бескорыстно.

Сиротская судьба

Лекарства, которых нет в России, – это обычно препараты, которые производители не хотят у нас продавать, потому что возможная прибыль от продаж не окупит регистрационных трат и хлопот. В Европе на одобрение препарата European Medicines Agency отводится семь месяцев, при этом лекарство получает доступ к рынку по крайней мере в 3,5 раза больше российского. А в России компания-посредник PharmaReg, имеющая среди своих клиентов, в частности, Pfizer, предлагает производителям регистрацию ≪под ключ≫ за 18 месяцев и 480 тысяч рублей. Деньги небольшие, но, как правило, нужно еще и заново проводить масштабные клинические исследования: чужие наше государство признает, только если это были международные исследования, причем с российским участием.

Насколько велик рынок редких лекарств, потребность в них? Например, мало шансов получить официальную ≪российскую прописку≫ у так называемых орфанных препаратов, лекарств от редких заболеваний. В США редкой считается болезнь, которой страдают меньше 200 тысяч человек по всей Америке, то есть примерно один человек из 1,5 тысяч, в Японии – один из 2,5 тысяч. Но самих орфанных болезней тысячи, и доля пораженных ими людей составляет примерно 5% населения Земли. Рынок орфанных препаратов Thomson Reuters оценил в прошлом году в $50 млрд. Это 5% всего рынка лекарств, и растет орфанный сектор в полтора раза быстрее, чем ≪в среднем по больнице≫. Выходит, в России должно быть примерно 7 млн человек с орфанными заболеваниями. И им есть о чем мечтать: например, с муковисцидозом в России живут в среднем 20–25 лет – почти в два раза меньше, чем в развитом мире. Орфанные лекарства, то есть сиротские, не зря так называются: их доля незавидна. Если работать с ними по обычным правилам, они никогда не окупятся.

Для их производителей на Западе существуют льготы – более дешевая регистрация, более длительная патентная защита. Плюс стабильный рынок сбыта за счет развитой страховой медицины. Недаром в США успешно работает крупная (оборот в районе $20 млрд) компания Alexion, хитом продаж которой является Soliris – препарат ценой $440 тысяч за курс. В России пациентов, нуждающихся в орфанных препаратах, поддерживает госпрограмма ≪Семь нозологий≫ – но только отчасти. Например, в ≪списке семи≫ значится статистически не относящийся к редким болезням рассеянный склероз, на который уходит 20% бюджета программы (в 2012 году на программу было выделено 52 млрд рублей, из которых потратили всего 31 млрд рублей). Специальной поддержки для редких препаратов в России, можно сказать, нет – частникам открывается простор для полезной и прибыльной деятельности.

Еще одна группа отсутствующих – лекарства, пропавшие из продажи. ≪Регистрация старых лекарств зачастую специально не продлевается, потому что внедряются другие, более выгодные продавцу≫, – уверена Анна Агафонова, руководитель портала по доставке препаратов из-за рубежа medorder.ru. ≪Например, трийодтиронин, – говорит Агафонова, – монопрепарат для лечения щитовидной железы. Вместо него теперь продаются комбинированные препараты. Государство должно побуждать производителей регистрировать нужные препараты, но этого не происходит, и дешевая часть ассортимента постепенно вымывается≫.

Отсутствуют в России и совсем новые лекарства, которые еще не успели получить российскую регистрацию. Например, Zytiga, средство против рака простаты на четвертой стадии, которое позволяет больному прожить на несколько месяцев дольше и с лучшим качеством жизни. Препарат, цена которого составляет примерно 5 тысяч евро за флакончик, был зарегистрирован в США еще в 2011 году, в России – годом позже, но до сих пор не продается. И это автоматически превращает 9 тысяч человек, ежегодно умирающих в России от рака простаты, в потенциальных клиентов фирм, которые помогают эти лекарства доставать.

Заграничное вещество

Посредники в покупке и доставке лекарств из-за рубежа находятся в интернете за несколько кликов. И первой появляется ≪Аптека без границ≫, самая, судя по всему, старая из таких структур, созданная шесть лет назад Иваном Новиковым. Новиков, долговязый молодой человек, смахивающий на Барака Обаму и очень уверенный в своей харизме, – настоящий гражданин мира: мать – русская, отец – кубинец, несколько лет проработал в Марселе, имеет французское гражданство. Медициной никогда не занимался, а его нынешний бизнес начался случайно, рассказал он VM: знакомые попросили найти какое-то лекарство, потом еще и еще, и стало понятно, что для человека с коммуникационным даром, говорящего на разных языках и свободно перемещающегося через границы, нашлась отличная работа.

Система устроена просто, а ее создание, признается Новиков, обошлось всего в несколько тысяч долларов – стоимость разработки сайта. У ≪Аптеки без границ≫ несколько представителей в европейских странах, которые ищут нужные лекарства. Платить им не надо – они и так зарабатывают как агенты компаний-дистрибьюторов и производителей. Соседнее звено – сотрудничающие с Новиковым европейские врачи, которые выписывают рецепты (большинство ввозимых препаратов – рецептурные). За ≪еврорецепт≫ Новиков берет с покупателей 120 евро.

Услуга оказывается по желанию – у европейских аптек нет единства в вопросе, как относиться к российским рецептам. По опыту покупателей, аптеки нередко признают и российский рецепт – важно только, чтобы он был написан разборчиво, имелись бы латинское название лекарства, точное его количество и схема приема. Особенно благосклонна к российским рецептам Финляндия, а французские аптеки, рассказывают в блогах, порой удовлетворяются даже фото рецепта на экране мобильника. Если рецепт все-таки требуется, можно записаться к врачу и, заплатив 30-70 евро в зависимости от страны, получить рецепт у него. ≪Поскольку речь идет о покупке за полную стоимость, без страховой компенсации, проблем не возникает, даже российский рецепт предъявлять не нужно≫, – уверяет Анна Агафонова.

Следующее звено в схеме Новикова – пятерка курьеров. Это люди, как и он, с двойным гражданством, доставляющие препараты из-за границы в течение суток. А в начале схемы расположился сам Новиков, он отвечает на все звонки, принимает заказы и деньги.

Хозяин ≪Аптеки без границ≫ не мелочится – за доставку одного заказа он просит 1500 евро, и вся эта сумма достается ему, за вычетом небольшого вознаграждения курьеру. Правда, когда VM позвонил в аптеку уже под видом покупателя, Новиков назвал чуть меньшую сумму – 1250 евро. Отдельно клиент должен заплатить за билет на самолет для курьера. Владелец ≪Аптеки без границ≫ четко ориентируется на богатую аудиторию, для которой ≪такие деньги вообще не проблема≫, особенно когда речь идет о препаратах ценой в десятки тысяч евро. Заодно он нашел синергию: помимо аптеки оказывает помощь в покупке зарубежной недвижимости, и утверждает, что клиенты легко перетекают из аптечной сферы в риелторскую и обратно.

Новиков надеется на сарафанное радио, не пользуется рекламой, и даже, как показал эксперимент VM, не отвечает на письма клиентов – только на телефонные звонки. Свободный рынок позволяет вести себя как угодно. Новиков, бывший сотрудник компании ≪Тройка Диалог≫, занимавшийся инвестиционным консультированием, еще тогда завязал кое-какие полезные знакомства. Для небольшого бизнеса клиентов достаточно, говорит он: два десятка звонков в день, из которых примерно с двумя, прикидывает Иван, начинаются серьезные переговоры, и с несколькими – но уже в неделю, а не в день – совершается сделка: Новиков сам приезжает за стопроцентной предоплатой лекарства. Потребности в медицинском образовании он не испытывает. Тем более, что сейчас новое веяние: многие даже не просят разыскать что-то необычное, а заказывают из-за заграницы лекарства, которые можно спокойно купить в России, – потому что верят в особое ≪заграничное качество≫.

Еще одно успешное и удобное в работе направление ≪Аптеки без границ≫ – товары для животных. Компании, занимающиеся доставкой лекарств, не испытывают давления конкурентов, согласна Анна Агафонова. У нее ≪десятки клиентов в месяц≫, а цена услуги каждый раз определяется индивидуально: ≪Препарат может стоить 10 евро, но находиться в сотнях километров от Франкфурта, куда я прилетаю: нужна будет доставка≫. Агафонова летает за лекарствами сама, и, например, ребенку может привезти препарат даже по себестоимости.

Однако в целом это для Агафоновой бизнес. В блогах medorder.ru иной раз обвиняют в том, что цены здесь вдвое выше, чем в Европе. Агафонова свой процент не раскрывает, но отмечает: ≪Я задешево не работаю. Тем более что, как врач, еще и консультирую больных≫. Лекарства ценой до тысячи евро она привозит без предоплаты, и даже имеет некоторое количество уже ввезенных на собственные деньги лекарств для выполнения самых распространенных заказов.

Как для себя

Согласно принятому летом 2010 года соглашению ≪О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу…≫, для провоза не зарегистрированных в России лекарств никаких разрешений не требуется. Главные слова здесь – ≪для личного пользования≫. По сути, все, кто ввозят лекарства не для себя или ближайших родственников, нарушают закон – тем более, если везут лекарства на продажу. Но такие правила игры придумало государство: ведь юридические лица могут ввозить не зарегистрированные в России лекарства только для клинических исследований и в случае, когда Минздрав признает необходимость такого лекарства для конкретного больного и выдаст соответствующее разрешение. Провоз лекарства физическим лицом – явно более простой и быстрый способ.

Как обычному гражданину доказать таможне, что речь идет о личном пользовании? В ≪порядке перемещения≫ перечисляются разные критерии, в том числе и такой – насколько часто данный гражданин перевозит товары через границу. Но главный показатель – наличие рецепта. Обычно, говорит Агафонова, рецепты не проверяют, но углубляться в детали своих взаимоотношений с таможней она отказалась. Нюансов, каждый из которых в принципе дает таможне возможность не впустить лекарство, очень много. Не подходит рецепт, выписанный не на ближайшего родственника (об этом надо подумать заранее, при получении рецепта от врача в Европе). Лекарство в количестве более 10 упаковок может считаться товарной партией. Большие сомнения у таможенников вызывает и ситуация, когда лекарств довольно много, и все они – от разных болезней.

У Агафоновой и Новикова ≪главная база≫ в России, но многие доставители лекарств располагаются, наоборот, за рубежом – обычно в Германии или Израиле. Например, виттенбергская apteka.de Артура Шмидта, позиционирующая себя как благотворительная организация, но при этом имеющая вполне четкие тарифы в зависимости от скорости и места доставки. Чеков аптека не предоставляет, мотивируя это тем, что покупает товары оптом. Если чек все-таки нужен, придется доплатить от 20 до 50 евро. Занимаются доставкой лекарств и другие компании, часто совмещая это с помощью в организации лечения за рубежом.

≪Если лекарства специализированные и специфичные по сфере применения, для бизнеса невыгодна их поставка в Россию, и, значит, помогать в организации поставок должно государство, или, может быть, нужен специальный дистрибьютор для этой сферы≫, – считает топ-менеджер крупной дистрибьюторской компании.

Пока о помощи в поставках речь не идет – государство очень медленно движется по пути либерализации правил ввоза. В 2005 году ЛПУ дали право ввозить в Россию незарегистрированные лекарства, но воспользоваться им было невозможно: лекарства клиники могли ввезти, только получив разрешение Минздравсоцразвития (на каждый случай ввоза – новое отдельное разрешение), и только если являлись субъектом внешнеэкономической деятельности. А таких клиник просто не было. В 2010 году система выдачи разрешений на ввоз немного упростилась, и в том же году была отменена десятипроцентная таможенная пошлина на такие лекарства. ≪Благотворителям мы просто не решались сказать, что при ввозе купленного на их деньги лекарства на территорию России, по закону надо заплатить еще и пошлину≫, – пишет ≪внуковская сиделица≫ Елена Мулярова. Через год отменили и 18-процентный НДС.

А ≪Подари жизнь≫ сумел договориться о недорогой доставке незарегистрированных препаратов с компанией DHL. Но фонд, как признается его директор Екатерина Чистякова, в состоянии помочь лишь нескольким сотням человек в год.

А больных редкими болезнями – миллионы.

контрабанда, подари жизнь, pharmareg

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении