27 Июля 2024 Суббота

Бюст всемогущий
Василий Когаловский, Дарья Шубина, Софья Лопаева, Екатерина Макарова Пластическая хирургия Мединдустрия
5 октября 2015, 13:58
Фото: Fotolia/PhotoXpress
9094

Увеличение груди стало самой востребованной пластической операцией.

В 2014 году в российских клиниках и отделениях пластической хирургии было выполнено более 115,4 тысячи эстетических операций на общую сумму свыше 10 млрд рублей. В тройку самых популярных вмешательств вошли увеличение груди, блефаропластика и подтяжка лица. Несмотря на то что пластическая хирургия продолжает активно развиваться в регионах, лучше всех удалось поработать клиникам Москвы – в 2014 году они сделали 36% операций по стране, зато в деньгах заняли более половины рынка.

Трогательная история

В прошлом году отечественный рынок эстетической пластической хирургии по сравнению с результатами 2013 года показал динамику в 24% по количеству операций и вырос на 15% в денежном выражении – с 9,1 млрд рублей до 10,4 млрд рублей. Рост связан в основном с увеличением количества операций разного профиля. Частично на итоговый показатель повлияло увеличение количества клиник и отделений, опрошенных аналитиками Vademecum в ходе исследования, – с 281 до 314 участников рынка. Выборка увеличилась по ряду причин, объективных и субъективных. Несколько клиник обратились в наш аналитический центр по собственной инициативе, еще с десяток организаций мы вычислили в ходе первичного мониторинга рынка. Причем для части из них 2014-й стал первым годом работы. Это, например, московская IMC Med, Клиника доктора Пономарева в Тольятти, Клиника профессора Шапкина во Владивостоке и другие.

Некоторые игроки, напротив, ушли с рынка - временно или навсегда. Например, не было эстетических операций в прошлом году в тюменском медцентре «ЮниМед» (хотя в спектре услуг клиники пластическая хирургия все еще числится) и в санкт-петербургском Институте красоты на Гороховой, где в прошлом году продолжался ремонт. В столичном Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины уже в 2013-м.

Как стекло

Критерии определения прозрачности участников рейтинга выполнялись только подтяжки нерассасывающимися нитями, а в прошлом году инъекционная и аппаратная косметология полностью вытеснила «пластику».

Специфика взаимодействия с респондентами в ходе исследования – ответственность и пунктуальность одних и диаметрально иное поведение других, – а также общение с отраслевыми экспертами натолкнули Vademecum на мысль включить показатель прозрачности в рейтинг российских клиник. Прозрачность понимается нами просто – предоставила клиника все запрошенные нами данные либо выдала информацию частично, например, заявила о более чем 500 выполненных вмешательствах, но глубинный и подтверждающий эту цифру опрос пройти отказалась. «Отказники» или затянувшие до неприличия с ответом на наши вопросы клиники были маркированы соответствующим образом как непрозрачные.

Еще одно новшество рейтинга – степень верификации данных (подробности – в таблице «Верю – не верю»). Благодаря верификационным экспертным опросам и опросам администраторов несколько клиник, как столичных, так и региональных, были вычеркнуты из нашей базы. Представители таких организаций откровенно обманывали аналитиков Vademecum – заявляли о невероятных операционных объемах, на самом деле не занимаясь хирургией. Показательный пример – Клиника Александры Рашель. Несмотря на все уверения ее владелицы, «клиника» является не клиникой, а посредником, консьержем между пациентами и пластическими хирургами из других медучреждений.

Москва силиконовая

Московским клиникам в прошлом году удалось заработать на «эстетике» 5,4 млрд рублей – это более половины всего российского рынка, то есть все остальные города, вместе взятые, выручили денег меньше, чем столица. Причина в том, что, хотя Москва занимает чуть более трети рынка по количеству операций, их стоимость порой в разы выше, чем в других городах страны. По данным Vademecum, увеличение груди в Москве в 2014 году в среднем стоило 240 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 186 тысяч рублей, а в других городах-миллионниках – на уровне 120 тысяч. Относительно недорогая блефаропластика в столице оценивалась в 56–80 тысяч рублей, в Питере –в 44–58 тысяч рублей, в других городах-миллионниках – в 28–41 тысячу рублей.

При этом в Москве становится меньше пациентов из регионов, отмечают участники рынка. «За последние три года заметно выросло число клиник в регионах. Если раньше, например, в Рязани оперировал один хирург, то сейчас – уже четверо, в Новосибирске или Омске было три-четыре хирурга, а сейчас их восемь-девять. Пациентам незачем ехать в Москву, раз они могут получить услугу на месте», – говорит главный врач клиники «Корчак» Владимир Корчак.

Концентрация клиник в Москве – в прошлом году здесь работали 116 клиник – влияет на загруженность специалистов. В целом среди столичных пластических хирургов более, чем в других городах, распространена практика совместительства. Если в Москве один хирург в одной клинике за год выполняет в среднем 116 операций, то в других городах – около 180 операций. В частных клиниках занятость специалистов в среднем выше, чем в государственных, – 160 эстетических операций в год против 144.

В России, по подсчетам ISAPS, в 2014 году работали 2 тысячи пластических хирургов. В рамках исследования рынка аналитики Vademecum выясняли не только число хирургов, задействованных в работе клиники в отчетный период, но и фиксировали их имена, что позволяет выявить совместителей и подсчитать корректное число хирургов. Результаты этой части исследования будут опубликованы к концу осени 2015 года.

В три разреза

Региональный фактор влияет и на распространенность типов операций. Если в Москве увеличение груди обгоняет блефаропластику (см. инфографику «Грудь всему голова»), то, чем глубже в регионы, тем популярнее коррекция век. В миллионниках, за исключением Санкт-Петербурга, блефаропластика в 2014 году заняла первое место и составила 20% от общего количества операций в этих городах. В городах с населением менее 1 млн человек – 19,5% от общего количества операций. Наиболее популярна блефаропластика, естественно, в азиатской части РФ, особенно в Якутии, Южно-Сахалинске и Владивостоке. На популярность блефаропластики влияет также и упомянутый ценовой фактор. Блефаропластика как способ коррекции возрастных изменений заметно дешевле эндоскопических и тем более круговых подтяжек лица: в городах-миллионниках стоимость блефаропластики стартует от 28 тысяч рублей, а подтяжки лица – от 60 тысяч, в городах с населением менее 1 млн человек средний минимум стоимости коррекции век составляет 20 тысяч, всего лица – 50 тысяч рублей.

Увеличение груди, тем не менее, остается драйвером роста для российского рынка в целом. Помимо Москвы, высокую операционную активность по этому профилю в 2014 году продемонстрировали Санкт-Петербург и Екатеринбург. «Рынок маммопластики с имплантатами в 2014 году вырос на 8% по сравнению с 2013-м. Общее количество операций, по нашим оценкам, составило около 20 тысяч, лидирующие позиции принадлежат Москве и Санкт-Петербургу. Екатеринбург также выходит вперед, в основном за счет серьезных оборотов Центра косметологии и пластической хирургии», – говорит представитель дистрибьюторской компании Silimed Екатерина Андрейкина. Тезис подтверждает и генеральный директор клиники Doctor Plastic Юлия Карлссон, отмечая, что в 2014 году количество таких операций в их клинике, которая специализируется на увеличении груди, возросло приблизительно на 18%.

Зато подтяжки лица, занявшие третье место в общероссийском топе, получили такую позицию только за счет регионов. На третьем месте этот тип операций в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, а также в городах с населением менее 1 млн человек. Из 12,6 тысячи подтяжек лица 26% делались нерассасывающимися нитями. Зачастую в клиниках отмечали, что нити применяются как вспомогательная технология во время классических подтяжек. Так же сочетанно применяется и липофилинг, но эти случаи, по методологии исследования VM, не считаются отдельными операциями. «Мы применяем липофилинг во время всех подтяжек лица, а в ряде случаев и при ринопластике у возрастных пациентов. Бывает и так: пациентка старше 30 лет хочет скорректировать объем губ. Логично предложить ей получить более полную омолаживающую процедуру: набрать не 2-3 мл жира, а 20–30 мл и распределить его по всем зонам на лице, где требуется дополнительный объем», – говорит руководитель отделения хирургии Приморского краевого диагностического центра Сергей Мошак.

Липосанкции

В прошлом году продолжилась тенденция сокращения количества липосакций. По сравнению с 2013 годом их доля уменьшилась на 1,1%. «Липосакций действительно стало мало. Если хирург делает хотя бы одну липосакцию раз в два месяца, это уже очень хороший показатель. Люди уже пришли к пониманию того, что липосакция – это процедура для коррекции тела, например, зоны галифе или живота, а не способ похудеть. Пациенты худеют сами, в том числе с помощью бариатрии. После этого им нужны подтяжки тела, а не липосакция», – отмечает Владимир Корчак.

По словам руководителя Клиники Века Таира Алиева, интерес пациентов к липосакции также отбило большое число некачественных результатов: «В этом году в нашей клинике было сделано пять липосакций. А ведь когда-то я делал семь в день! Люди разочаровались в этой операции, боятся непрофессионализма хирурга. Мне даже кажется, что такой предмет женского гардероба, как пляжное парео, появился как раз после того, как липосакция приобрела массовую популярность, чтобы скрыть неровности, втяжения и другие следы неправильно выполненной липосакции».

Как отмечают эксперты и участники рынка, за последний год практически не было пациентов, желающих исправить результаты неудачной липосакции. Зато большая доля исправлений – до 30% – в ринопластике. «В год мы оперируем повторно около 10 таких пациентов. В семи случаях первичная ринопластика не привела к ожидаемому результату – улучшению дыхания. Остальные трое жалуются на некорректно исправленную форму», – объясняет Алиев. Вторым по популярности среди повторных вмешательств является замена или удаление имплантатов. 80 клиник, которые ответили Vademecum на вопрос об исправлениях, в общей сложности выполнили в 2014 году около 670 замен и удалений. По словам Сергея Мошака, абсолютно довольными увеличением груди остаются порядка 40% пациентов. «Примерно 20% пациенток не очень довольны результатом операции, но к активным исправлениям не стремятся.

Делятся сомнениями с подругами, общаются на тематических форумах, показывают друг другу фотографии и жалуются. Еще 40% – вовсе не устраивает полученный результат, поэтому они постоянно ходят по врачам с просьбой что-то переделать и скорректировать. Так вот потенциальных «активно недовольных» можно определить еще до того, как сделана операция, – рассказывает хирург. – Чаще всего они делятся на две основные группы: первая – это пациентки с завышенными, сказочными запросами, а вторая – пациентки с индивидуальными анатомическими особенностями, например, с тонкой кожей и тонким подкожно-жировым слоем, с асимметрией и так далее. То есть исходное состояние груди далеко не всегда позволяет достичь того результата, о котором мечтают все пациентки».

Таир Алиев говорит, что коллеги регулярно направляют к нему пациенток, желающих повторно скорректировать грудь: «В год ко мне приходят с жалобами порядка 25 человек, из них только 12–15 я берусь оперировать. Остальные, как правило, хотят либо невозможного результата, либо сама операция слишком рискованная. Основная часть исправлений приходится как раз на увеличивающую маммопластику. Даже за год человек может сильно измениться – похудеть, поправиться, либо изначально операция была выполнена неверно. Самые сложные в этом смысле операции – увеличение с подтяжкой».

Округлились в нужных местах

В нынешнем году российский рынок эстетической пластической хирургии претерпевает влияние целого спектра факторов. Рост цен на имплантаты и расходные материалы, вызванный резким скачком курсов доллара и евро, а также медицинская инфляция, достигшая 20%, влияют на конечную стоимость операций. Например, стоимость блефаропластики в московской клинике Beauty Line выросла по сравнению с 2014 годом на 9 тысяч рублей, а липосакция одной зоны в «СМ-Клинике» подорожала более чем в два раза – с 11 тысяч рублей до 24 тысяч. Это может отразиться на пациентском потоке и общем количестве операций. При этом поставщики имплантатов отмечают, что резкого падения продаж продукции они в текущем году не чувствуют –объемы держатся на уровне 2014 года.

Стоит ожидать перераспределения долей рынка среди производителей. Если в 2014 году в практике хирургов еще присутствовали французские имплантаты Cereform, реализация которых прекратилась в апреле, то в нынешнем году на рынке их уже не будет. Неясны перспективы бренда Silimed, продукция которого в конце сентября лишилась европейского сертификата качества CE, – в российском представительстве компании на момент сдачи номера эту ситуацию не прокомментировали. Напротив, наращивать обороты намерена немецкая компания – производитель имплантатов Polytech, сменившая дистрибьютора.

Меняется и структура рынка. В конце 2014-го – начале 2015 года отрасль пополнилась несколькими игроками. В Москве, например, с нынешнего года оперируют в клиниках GMT Clinic и «Основа». Интерес к высокомаржинальному медицинскому направлению проявляют и многопрофильные клиники. Например, ОАО «Медицина», ранее сотрудничавшее с клиникой Doctor Plastic, взяло в штат собственного пластического хирурга Бориса Мирзояна, а уфимская клиника «Мать и дитя» открыла целое отделение пластической и эстетической хирургии и косметологии, которое возглавила пластический хирург Наталья Шорнина, ранее работавшая в отделенческой больнице ОАО «РЖД».


пластическая хирургия, пластика груди, пластическая операция
Источник: Vademecum №35, 2015

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении