27 Июля 2024 Суббота

Бюджет-сет
Ольга Макаркина, Екатерина Михайлова Госзакупки Фарминдустрия
17 июня 2014, 13:40
9079

Какие дистрибьюторы поднялись в верхние слои рынка лекарственного госзаказа

Рынок госзакупок лекарственных средств устроен сложно. Специфика здесь прослеживается во всем – и в отсутствии единого подхода к формированию объемов и определению источников финансирования отдельных целевых программ, и в наличии нередко субъективного подхода к выбору уполномоченного поставщика у тендерных комиссий. Тем не менее никакие риски не отпугивают оптовиков от работы с государством, на долю которого сегодня приходится почти половина от общего объема фармрынка. И масштаб бюджетных трат, и число желающих поучаствовать в освоении выделяемых денег только растут. В прошлом году в госзакупках лекарств приняли участие уже 3 тысячи юридических лиц. VM представляет рейтинг 100 крупнейших игроков бюджетного рынка.

«Провальный» год

Да, бюджетный рынок управляется практически в ручном режиме. Даже от всеобщего тренда на децентрализацию закупок препаратов (а вместе с тем и ответственности за качество снабжения) при большой нужде можно уклониться. Угол уклона в каждом отдельном случае определяется не без помощи лоббистов, а интенсивность их усилий находится в прямой корреляции с размером бюджета соответствующей программы и уровнем конкуренции поставщиков внутри нее. Живой пример тому – неожиданный отказ от передачи регионам прав на проведение тендеров по самой «жирной» программе – «Семь нозологий».

Но все же децентрализация закупок на структуре бюджетного рынка отразилась весьма заметно. С 1 января 2013 года была закрыта ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», и в регионы целиком «провалились» закупки многих категорий ЛС, в том числе противодиабетических, антиретровирусных и противотуберкулезных. Даже для ветеранов тендерного рынка, имеющих наработанные связи не только на федеральном, но и на региональном уровне, это означало кардинальную смену правил игры. Рынок отреагировал на децентрализацию торгов резким ростом числа их участников, обострением конкуренции не только на уровне дистрибьюторов, но и производителей, и, как следствие, снижением закупочных цен по многим позициям. Сами оптовики к негативным факторам относят рост логистических и производственных издержек на фоне снижения маржи, но зато подмечают и позитивный – реорганизация сделала систему определения потребности в ЛС более гибкой. Впрочем, вряд ли последнее сильно успокаивает тех, кто лишился контроля над тем или иным сегментом бюджетного рынка. Число игроков, дорвавшихся в 2013 году до тендеров, этого рынка весьма высока, а позиции ведущих игроков преимущественно крепки – на долю первой сотни пришелся 71% от общей суммы закупок.

ОБОЛОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Стоит оговориться, что ТОП100 представляют 168 компаний. Откуда взялась эта разница в 68 юрлиц? А это обнаруженные VM так называемые аффилированные структуры крупнейших дистрибьюторов, которые нередко предпочитают выходить на торги через компании, не всегда формально с ними связанные. При желании наличие иных связей и зависимых отношений установить не так трудно – они выявляются по эксклюзивным контрактам, совпадению юридических адресов расположения филиалов и региональных складов, общим совладельцам. Ну и живое общение с участниками рынка, которые так любят следить друг за другом, очень помогло.

Перепроверка разведданных в 99 из 100 случаев подтвердила высокий уровень организации шпионской сети в отрасли. Но сразу отметим, что список всех компаний-оболочек, через которые играют реальные оптовики, мы тактично оставим за рамками этого проекта.

Первое место в нашем рейтинге с большим отрывом от остальных занимает ЗАО ≪Р-Фарм≫ Алексея Репика со своими аффилированными структурами. В 2013 году компания заключила контрактов на 38 млрд рублей, что составляет 13,24% от всего объема рынка. За год компания подросла (объем отгрузок в 2012 году был на уровне 30,89 млрд рублей), но темп роста доли на увеличившемся в объеме рынке подрастеряла – в предыдущем году дистрибьютор лидировал с показателем в 13,61%.

Генеральный директор ≪Р-Фарм≫ Василий Игнатьев называет более-менее близкие показатели. Общие продажи компании он оценил в 56,1 млрд рублей: из них продажи вторичным игрокам составили 15,2 млрд, а прямые контракты, которые, собственно, и учитывает VM, – 40,9 млрд. Однако скрупулезная перепроверка данных не помогла нам найти разницу в 2,9 млрд рублей. Можно ли обвинить компанию в приписках? Определенно мы можем сказать только то, что наши расчеты при перепроверке полностью подтвердились. Хотя аргументы об отличиях в методике расчетов мы не отвергаем: VM учитывает только данные выигранных контрактов в одном календарном году, а ≪Р-Фарм≫ делает ≪отсечку≫ непосредственно по поставке, а значит, в теории деньги могут ≪гулять≫ из года в год. ≪Контракт не равен отгрузке – в силу разных и разнонаправленных обстоятельств возможны как неполная выборка контрактов, так и увеличение объема поставки на 10%, возможно календарное смещение (поставки по госконтрактам 2012 года в 2013-м и тому подобное), – объясняет Игнатьев. – В наши отгрузки могут попадать поставки мелкой лабораторно-диагностической техники и расходники к ним. Вычленять их довольно трудоемко≫.

НЕПРИМИРИМЫЕ СОЮЗНИКИ

Цели ≪Р-Фарма≫ на бюджетном рынке ясны – занять доминирующее положение в сегментах онкологических, онкогематологических, антиретровирусных и противодиабетических препаратов. Добивается этого компания проверенным способом, пытаясь выстроить эксклюзивные отношения с производителями оригинальных препаратов, в том числе предлагая им услуги по локализации отдельных стадий производства, преимущественно упаковки.

По аналогии развивается и ближайший преследователь ≪Р-Фарма≫ – ≪Фармстандарт≫. Вектор развития этого игрока вполне понятен – взять под полный контроль программу ≪Семь нозологий≫. В прошлом году компания Виктора Харитонина выручила 18,06 млрд рублей, преимущественно в трех сегментах: по ≪Семи нозологиям≫ компания заработала 13 млрд рублей, 2 млрд принесли поставки антиретровирусных препаратов, 1,3 млрд – инсулины.

≪Рынок ≪Семи нозологий≫ для нас очень важен. Это одно из главных стратегических направлений развития с учетом того, что ОТС-бизнес выделился в отдельную компанию≫, – подтверждает советник гендиректора Ирина Бахтурина. К 2014 году ≪Фармстандарт≫ напрямую контролирует шесть из 18 МНН госпрограммы, а с учетом последних сделок Харитонина (подробнее – в материале ≪Требуются разноразрабочие≫, VM #16 от 26 мая 2014 года) в ведении его структур будут уже рынки девяти МНН.

Примечательно, что ≪Р-Фарм≫ и ≪Фармстандарт≫ практически не конкурируют друг с другом на торгах. Первую компанию два последних года не видно на тендерах ≪Семи нозологий≫, вторая снизила свое участие в рынках антиретровирусных препаратов и инсулинов. Впрочем, гласная или негласная договоренность двух бюджетных принципалов может быть нарушена уже скоро. На аукцион по закупке гормона роста (эту тендерную строку ≪Фармстандарт≫ монополизировал еще в 2009 году) минувшей весной заявилась некая ≪Русская медицинская компания≫. Первые торги она ≪Фармстандарту≫ проиграла, однако нет гарантий, что неизвестный игрок не повторит попыток обыграть монополиста. ≪Эта компания близка к ≪Р-Фарму≫. В случае победы к поставке могут быть предложены два препарата, один из которых – Нордитропин от Novo Nordisk≫, – говорит собеседник VM, знакомый с планами ≪Р-Фарма≫. Однако Василий Игнатьев уверяет, что у его компании к рынку гормона роста интереса нет.

ДОЛЕВОЙ СИНДРОМ

Кто больше всех потерял в 2013 году? ≪Биотэк≫ Бориса Шпигеля. Вообще 2013 год в истории некогда могущественной компании был, вероятно, самым печальным. Скандальный разрыв с Teva, стратегическим партнером, не замедлил повлиять на ее позиции. Компания сократила свою долю на бюджетном рынке вдвое – с 6,09% до 3,23%, но пока остается в ТОП5. Сопоставимо с ≪Биотэком≫ просел и другой ветеран рынка госзакупок – ≪Фармимэкс≫ Александра Апазова.

Кто же в лидерах роста? Таких игроков три: ≪Евросервис≫ (вырос с 5,8 млрд рублей до 8,8 млрд рублей), ≪Ланцет (на 85,39%) и ≪Фармкомплект≫ (1 128,12%). Высокий результат последнего объясняется просто – у нижегородской компании в прошлом году, по сути, был дебют на бюджетном рынке.

Интересно, что еще один дебютант-рекордсмен родился в результате описанного выше скандального расставания ≪Биотэка≫ с Teva. Это ≪дочка≫ израильской компании – ООО ≪Тева≫. Не решившись передать поставки своих наиболее маржинальных препаратов, в том числе Копаксона (закупается по ≪Семи нозологиям≫), производитель оставил эксклюзив самому себе и выручил как оптовик 2,84 млрд рублей. Судя по всему, ≪дочка≫ хочет поработать дистрибьютором и в этом году. Мириться с появлением такой альтернативы в ≪Биотэке≫ не хотят. О том, чем закончилась очередная попытка Бориса Шпигеля отбить упущенную выгоду, VM расскажет в следующем номере.

рынок фармдистрибуции, госзакупки лс, госзаказ

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении