27 Июля 2024 Суббота

≪Будут оригинальные продукты – будет нормальный бизнес≫
Ольга Макаркина Фарминдустрия
17 ноября 2014, 19:23
7635

В кого превращаются госпитальные дистрибьюторы

Генеральный директор ЗАО «Р-Фарм» Василий Игнатьев рассказал VADEMECUM, зачем фармдистрибьютору потребовалось стать производителем и почему бизнес по локализации выпуска зарубежных препаратов в России он сам отказывается называть «услугой» для игроков Big Pharma.

– Компания ≪Р-Фарм≫ начала развивать производственную компетенцию относительно недавно – в 2009 году. Сначала купили в Ярославле недостроенный завод по производству детского питания, затем у Сергея Низовцева – костромское упаковочное предприятие ≪Ортат≫, потом – ≪Новосибхимфарм≫. Объясните логику каждого приобретения.

– В 2008 году единственный акционер ≪Р-Фарма≫ Алексей Репик вместе с менеджментом приняли решение развивать компанию по принципу вертикальной интеграции, добавив компетенции по разработке, производству и маркетингу лекарственных средств. За шесть лет мы в значительной степени этого достигли: сейчас группа ≪Р-Фарм≫ представляет собой фармацевтическую компанию со своим продвижением, производством, отделами регистрации, исследований и разработок. В итоге сегодня от других представленных на рынке фармкомпаний нас отличает лишь высокая доля дистрибуции в структуре выручки.

Насколько я помню, хронология нашего появления в сфере производства выглядела иначе. Сначала была покупка ≪Новосибхимфарма≫. И несмотря на то, что мы приобретали и сохраняем мажоритарную долю, это была скорее портфельная инвестиция. Цена сделки была достаточно привлекательной. При определенных модификациях, внесенных в принципы управления, и техническом оснащении завода можно было превратить его в прибыльное предприятие, что мы совместно с другими акционерами и сделали. Но в операционной деятельности завода активной роли мы не играем – участие ограничивается работой в совете директоров и на ежегодных собраниях акционеров. А вот заводы в Ярославле и Костроме – уже стратегические инвестиции. К моменту приобретения предприятия ≪Ортат≫ и началу строительства в Ярославле развитие производства, локализация стали очевидным трендом, поддержанным государством. И мы посчитали, что со временем локализация производства станет важным фактором для доступа на рынок. А значит, и наши партнеры, с препаратами которых ≪Р-Фарм≫ традиционно работал как дистрибьютор, наверняка будут заинтересованы получить локальный статус для своих ключевых продуктов. Развитие партнерства с местным производителем в этом плане для многих зарубежных игроков представлялось оптимальным решением. Строительство собственного завода многим могло показаться рискованным и долгим проектом. Да и местных предприятий, которые можно было бы приобрести без рисков, тоже не так много.

Взвесив все эти факторы, мы решили позиционировать себя и как проводника в деле локализации. И сделали еще одно логичное допущение: локализация – процесс поэтапный, никто сразу не станет тут синтезировать сложные субстанции, сначала пойдут в первичную и вторичную упаковку, затем – в выпуск ГЛФ, и лишь после этого кто-то решится на синтез активных ингредиентов. Следуя этой логике, строили и нашу стратегию: приобрели костромское предприятие ≪Ортат≫, соответствующее стандартам GMP, на котором уже осуществлялась первичная и вторичная упаковка. На момент сделки там велась упаковка широкой линейки препаратов Astellas. Одновременно мы приобрели площадку в Ярославле и со временем наладили современное производство готовых лекарственных форм.

– Как сейчас загружено каждое из этих предприятий? По каким стандартам сертифицированы их производственные мощности?

– ≪Ортат≫ перегружен. Ярославский завод полностью загружен по твердым формам и недозагружен пока по розливу. Все цеха соответствуют стандартам GMP.

– Инвестиции уже окупились?

– По ≪Ортату≫ – да, а по ярославскому заводу – нет, так как завод запущен недавно. Срок окупаемости – пять–семь лет, тем более что при проектировании, строительстве и оснащении ярославского завода мы не экономили – применялись в основном западноевропейские решения и технологии, чтобы заведомо соответствовать требованиям европейских стандартов GMP и внутренним регламентам наших иностранных партнеров.

– Согласно информации сайта ГРЛС, на мощностях ≪Р-Фарма≫ организованы упаковка и выходной контроль качества 47 препаратов сторонних компаний. В пятерку ваших ключевых заказчиков входят Astellas, Roche, MSD, Abbott и Schering-Plough.

– Таких продуктов больше 70. У ≪Р-Фарма≫ – 21 компания-партнер, больше 70 брендов и порядка 150 дозировок и форм выпуска. В качестве решения для локализации мы предлагаем партнерам организовывать лицензионное производство препаратов, которые мы продаем как дистрибьютор.

Мы создаем фармкомпанию со своими продуктами, однако пока наши разработки не готовы к коммерциализации, они находятся на стадии клинических исследований. Поэтому мы пошли достаточно логичным путем: приобрели лицензию на препараты, которые уже продаются на рынке.

– То есть полностью замыкаете зарубежных производителей на себе? Дистрибьюторские договоры ведь тоже эксклюзивные?

– Эра эксклюзивной дистрибуции в отрасли прошла. То было, но прошло в 2008-2009 годах, особенно после того, как ФАС высказалась о неприятии вертикальных эксклюзивных взаимоотношений. Эксклюзивной дистрибуции у нас нет – мы имеем лицензии по тем продуктам, которые выпускаем. Да, мы начинали с покупки сырья для упаковки – нерасфасованных ГЛФ. Но существует много проектов, где мы покупаем субстанцию и делаем ГЛФ сами. Мы всех наших партнеров стараемся убедить, что на упаковке останавливаться нельзя, надо развиваться дальше. Как производитель, мы препараты продаем: часть действительно идет через наш собственный канал дистрибуции, но мы не ограничиваем этим поставки – наши препараты доступны и другим участникам рынка. В этом смысле мы ведем себя так же, как другие производители, например, ≪Фармстандарт≫.

Приобретая лицензию на уже представленные на рынке препараты, мы выстраиваем у себя компетенции по производству, контролю качества и продвижению, а параллельно занимаемся формированием собственного портфеля, чтобы в дальнейшем меньше зависеть от наших лицензионных партнеров. У нас есть проекты собственного R&D, есть оригинальный препарат с мировым патентом на II фазе КИ.

Мы берем много продуктов на ранних стадиях разработки, покупаем права на продукт, чтобы по завершении разработки продавать его на территории СНГ и ближнего зарубежья. Но есть ряд сделок, когда мы получили и мировые права.

– Про новые правила игры – понятно. Но как вы сами для себя определяете это партнерство – как локализацию или как комплексную услугу сопровождения товара на рынке госзаказа?

– Мы продвигаем не услугу – мы продвигаем компетенции, их у нас пять: разработка, регистрация, производство, дистрибуция и маркетинг. Со всеми своими партнерами мы пытаемся максимально их загрузить. И, конечно, идеальный для нас партнер – это тот, кто с нами делает все. Естественно, что не вся Big Pharma готова сразу сотрудничать с нами по всем направлениям. Например, у ≪Р-Фарма≫ в течение ряда лет действует проект с Novartis, где мы занимаемся только продвижением антибиотиков. Мы не производим, дистрибутируем наравне с остальными, но продвигает препарат наш госпитальный отдел. Novartis в свое время просто не был готов на большее, но теперь в компании обсуждают с нами варианты сотрудничества уже по другим продуктам, затрагивающие и другие наши компетенции.

Вы упоминали Astellas – нашего старейшего партнера. Но эта компания пока работает с нами только как с производителем. Так сложилось исторически, еще до приобретения нами ≪Ортата≫. Мы готовы сохранять и развивать эти отношения, хоть и не позиционируем себя как контрактный производитель. Наша цель – лицензионное производство и комплексное партнерство. И я подчеркну: мы не любим слово ≪услуга≫. Услуга – это то, что можно на рынке купить. А то, что мы предлагаем, на рынке купить нельзя, а можно получить только в формате партнерских отношений с такими компаниями, как ≪Р-Фарм≫ или, к примеру, ≪Фармстандарт≫. Больше пока никого не назову, но есть целый ряд быстроразвивающихся российских компаний, которые развиваются похожим путем. И мы этому рады: чем больше адекватных игроков на рынке, тем лучше. Мы, конечно, можем и с ≪Фармстандартом≫ продолжать конкурировать на этом поле, но не против появления и новых игроков.

– А о каком заработке в данном случае идет речь? Говоря проще, сколько стоит у вас упаковаться?

– Мы не продвигаем компетенцию упаковщика! Кстати, раз уж зашла об этом речь: у большинства неспециалистов сложилось об этой стадии производства весьма поверхностное представление. Упаковка – это не просто вкладывание флакона в коробочку или закатывание таблетки в блистер. Ключевой элемент упаковки – трансфер аналитических методик и методов контроля качества. Чтобы выпустить препарат на рынок, ты должен проконтролировать сырье на входе и готовый препарат на выходе – получился он или нет. Сложность такого трансфера часто недооценивают, но на самом деле это крайне важный этап в цепочке технологического трансфера. Только после того, как это устоялось, можно переходить в розлив, в таблетирование, точнее, партнер готов идти с тобой дальше.

Ни мы, ни ≪Фармстандарт≫ не позиционируем себя как упаковщика. Да и завод ≪ЗиО-Здоровье≫, который теперь у ≪ФармЭко≫, тоже в свое время начинал с упаковки. Потому что ни один партнер не пойдет сразу в стерильный розлив. Это просто хронология локализации. Наши продвинутые партнеры уже доходят до полного цикла выпуска ГЛФ, остальные находятся где-то в начале или середине этого долгого пути.

– Вы уже говорили, что на рынке вы с ≪Фармстандартом≫ практически одни. Кто продвигает комплексные компетенции? Мы наблюдаем за тем, как Roche, завязавшая было плотное сотрудничество с ≪Фармстандартом≫, пришла со многими препаратами в ≪Р-Фарм≫. Вы переманиваете друг у друга клиентов или это чистое совпадение?

– Нет, не переманиваем. Roche – единственная компания, которая три-четыре года назад приняла решение локализовать весь свой госпитальный портфель и поделила препараты на две части: одну часть отдали ≪Фармстандарту≫, другую – нам. Перетекания продуктов не было. Как в свое время Roche их распределила, так и осталось.

– Постойте, но ≪Фармстандарт≫ позиционировался именно как стратегический партнер для Roche...

– ≪Р-Фарм≫ тоже был исторически стратегическим партнером, как и, например, ≪Ирвин 2≫ [входит в группу ≪ФармЭко≫. – VADEMECUM]. ≪Р-Фарм≫ всегда продавал многие продукты Roche как дистрибьютор. Решение Roche о разделении портфеля при локализации, считаю, было правильным. Оно позволило уменьшить риски, не складывая все яйца в одну корзину.

– А как у вас дела с трансфером технологий производства ЛС? Кто из ваших партнеров готов с вами дальше локализоваться?

– Полный цикл уже полностью локализован пока по одному препарату. Еще примерно по 10 идет процесс трансфера технологии производства ГЛФ. В активной фазе переговоры на эту тему примерно с 20 компаниями. Более-менее все производители готовы двигаться дальше. Большинство иностранных производителей готовы идти этим путем, правда, не по всей линейке продукции.

– Локализация упаковки, как видно из опыта торгов, не влияет на стоимость препаратов. По словам ЛЖВ-активистов, после монополизации закупок некоторых АРВ-препаратов она только выросла. На какой стадии локализации можно говорить о возможности снижения закупочных цен на оригинальные препараты зарубежных компаний? И возможно ли это до того момента, пока на рынке не появятся препараты-конкуренты, способные потеснить ≪Р-Фарм≫ и ее партнеров на тендерах?

– Не влияет и не должна. Себестоимость препарата при локализации производства несколько выше в силу утраты эффекта ≪экономии масштаба≫. Одно дело, когда на заводе на Западе огромные партии производятся и пакуются, другое дело, когда берется небольшая часть из серии и отправляется в Россию. Упаковка препарата в России, по определению, ≪мелкосерийная≫, поэтому она дороже. Другое дело, когда процесс производства углубляется. С точки зрения экономики, для иностранных партнеров это не экономия на себестоимости, это скорее преодоление барьера доступа на рынок. Пока для них это дополнительные расходы: они тратятся на трансфер технологии, присылают специалистов в Россию.

О возможном снижении цен на торгах можно будет говорить при появлении сразу нескольких дженериков, что и произошло на рынке иматиниба, интерферонов, препаратов рассеянного склероза. И тут важно понимать, что один дженерик не обрушит цены. Посмотрите, что происходит на западных рынках. Один дженерик снижает цену в среднем на 15% от оригинатора, и дальше она не снижается. Обвальное падение цен начинается, когда дженериков становится много, происходит падение цены на 80% и более. И в том же сегменте АРВ-препаратов именно такая картина сложилась в прошлом году с ламивудином. И она будет повторяться по мере окончания сроков патентной защиты оригинаторов и выхода критического количества дженериков.

– Давайте снова вернемся к ≪Фармстандарту≫. Мы изучили рыночную практику ваших компаний за последние несколько лет. И вот что видим: производственные начинания последних лет у обоих игроков нельзя рассматривать в отрыве от дистрибуторского бизнеса. Несколько лет назад ≪Р-Фарм≫ практически вышел из программы ≪Семь нозологий≫, а ≪Фармстандарт≫, наоборот, нарастил на этом бюджетном рынке свое присутствие. В свою очередь ≪Р-Фарм≫ спокойно продолжал наращивать свои компетенции на рынке АРВ-препаратов, в региональных тендерных программах и так далее. Обе компании не конкурировали и практически не встречались на одних и тех же торгах. Это совпадение или была некая договоренность на данный счет?

– Нет, никаких договоренностей не было. ≪Р-Фарм≫ некогда продавал в ≪Семи нозологиях≫ Гливек, Бетаферон, факторы крови, спорил за первое место по объему продаж с ≪Фармимэксом≫. Пока по соответствующим МНН были только оригинальные препараты, мы их продавали, как только появились дженерики – цены резко снизились и наши партнеры-оригинаторы из программы ушли.

В этом смысле ≪Фармстандарту≫ повезло больше. У наших партнеров кончилась патентная защита, и оригинаторы ушли. Это как раз естественный процесс. В ≪вичах≫ [тендеры по закупке АРВ-препаратов. – VADEMECUM] наши препараты пока не подверглись дженериковой атаке.

В свое время в отрасли бытовало мнение, что ≪Р-Фарм≫ – компания ≪Семи нозологий≫ и весь ее бизнес построен на минздравовских тендерах. Мы потратили много сил, чтобы это восприятие изменилось. Действительно, концентрация на одном заказчике не очень хороша для бизнеса. Сейчас у нас федеральные тендеры занимают менее 20% в обороте, зато региональную сеть мы выстроили мощную. У ≪Фармстандарта≫ такой, например, пока нет, хотя, надо признать, они ее достаточно быстро выстраивают.

– Но анализ текущего производственного портфеля ≪Р-Фарма≫ показывает, что теперь вы готовы конкурировать с ≪Фармстандартом≫ на бюджетном рынке. Как, например, расценивать ваш договор с Eli Lilly по инсулинам, ведь на этом рынке так основательно прописался ≪Фармстандарт≫? Можно ли прогнозировать войну двух компаний на бюджетном рынке?

– Все возможно. Но диабет я бы назвал пятым в ряду приоритетных направлений. А конкуренция, если ≪Фармстандарт≫ решит конкурировать с нами, будет в четырех других – онкопрепараты, так называемая ≪госпитальная линейка≫ (туда входят антибиотики, обезболивающие, препараты для ≪острой кардиологии≫), противовирусные препараты, а также препараты для лечения аутоиммунных заболеваний – прежде всего ревматоидного артрита и рассеянного склероза. Ну а если в ≪диабете≫ у нас будет формироваться адекватное портфельное решение, то мы, конечно, будем его активно развивать. Вообще, развитие тех или иных терапевтических направлений и у нас, и у ≪Фармстандарта≫, и у любой другой компании будет зависеть от продуктового портфеля: будут оригинальные продукты – будет нормальный бизнес, а уйдет все это в дженерики – придется идти в другие сегменты или перестраивать бизнес-модель.

Уверен, что в скором времени госпитальная дистрибуция тоже видоизменится: либо трансформируется в низкомаржинальную логистику, по аналогии с нынешней розничной дистрибуцией, либо превратится в бизнес аффилированных с конкретными производителями торговых домов, как это устроено у ряда игроков на рынке FMCG или, к примеру, у японских компаний. В структуре бизнеса ≪Р-Фарма≫ сейчас 46% от оборота – дистрибуция препаратов третьих лиц, 54% – свои и лицензионные продукты. В каком направлении будет развиваться наша собственная дистрибуция – посмотрим, но пока мы настроены ее в структуре группы сохранять.

Однозначно лишь то, что мы выстраиваем международный холдинг – развиваемся и в России, и на зарубежных рынках, готовимся запускать там свои разработки. Немецкий завод Pfizer мы покупали с простой целью: это производственные технологии и ноу-хау, а также готовые мощности для выпуска препаратов, которые будут востребованы на развитых рынках – в США и Западной Европе.


Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении