Рынок препаратов для терапии эректильной дисфункции абсолютно уникален потому, что в нем разбирается практически любой потребитель. При помощи Виагры Pfizer 17 лет назад совершила настоящую революцию в обширной целевой аудитории. Да и сейчас, несмотря на разрушительную силу дженериковых атак и появление других оригинальных молекул, блокбастер американской компании сохраняет на мировом и российском рынках устойчивые позиции.
Уже в первую неделю после лонча на инновационный силденафил было выписано более 245 тысяч рецептов. А только первый – 1998-й – год продаж легендарной «голубой таблетки» дал компании выручку в $1,5 млрд. Однако удерживать монополию на рынке препаратов группы ингибиторов ФДЭ-5 (фосфодиэстеразы 5-го типа) Pfizer смогла только в течение пяти лет. Настрой потребителей – мужчин, получивших универсальную отмычку от всех интимных проблем, – заставил конкурентов активизироваться. В 2003-м Bayer представила рынку свою оригинальную молекулу под брендом Левитра (варденафил), Eli Lilly – собственную разработку Сиалис (тадалафил). Но даже такой навал приглушил взрывной рост продаж Виагры лишь отчасти.
Pfizer ответил конкурентам агрессивным маркетингом – по экспертным оценкам, компания тратила более $350 млн в год только на продвижение препарата. Предпринимал оригинатор силденафила и тактические уловки – например, запатентовал не только химическую формулу Виагры, но и способ ее применения. Правда, именно тут патентообладатель прогадал – конкуренты начали обращаться в суды за аннулированием этого патента. К концу «нулевых» Pfizer стала уступать в спорах, разгорающихся вокруг препарата по всему миру.
В Канаде, например, решением Верховного суда патент был признан недействительным в ноябре 2012 года, после его опротестования израильской Teva. Оказалось, что под раскрытую американской компанией родовую формулу подпадали несколько квинтиллионов химических соединений, и легитимный выпуск дженерика становился невозможным. Сразу после оглашения решения суда на сайте канадского подразделения Teva появилось сообщение о том, что компания начинает производство препарата Novo-Sildenafil.
Однако там, где патент на Виагру продолжал действовать, Pfizer не планировала упускать выгоду. Российский опыт этого противостояния представляет особый интерес.
В 2011 году Pfizer отреагировала на появление в России дженерика Динамико производства все той же Teva. Оригинатор подал иск к израильской компании, но, не дожидаясь рассмотрения дела в московском арбитраже, заключил с ответчиком конфиденциальное соглашение об урегулировании спора. Уже в 2014 году сумма продаж Динамико в России достигла 716,6 млн рублей против 262,3 млн рублей в 2012 году (подробнее – в таблице «Окольные этажи»).
Похожим образом разрешился в 2013 году спор Pfizer с Sandoz, выпустившей аналоговый препарат Торнетис. Детали соглашения компании утаили, но требования оригинатора по прекращению оборота дженерика на территории РФ были сняты. И если продажи Торнетиса в 2013 году, по данным DSM Group, едва превысили 35 млн рублей, то уже по итогам 2014 года скакнули почти до 250 млн.
«Поскольку изначально препарат разрабатывали для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и только на клинике выяснилось, что он эффективен в другом, было подано и два патента. Заявка на первый патент – на вещество силденафил – была подана еще в 1991 году, в 2011 году патент истек. Второй, более поздний патент, на применение силденафила непосредственно для лечения ЭД, истек в 2014 году. Этот патент и фигурирует в материалах большинства арбитражных дел», – суммирует патентные тяжбы вокруг Виагры партнер компании Gowlings в вопросах охраны и защиты прав интеллектуальной собственности Владислав Угрюмов.
Сегодня, когда в России перестал действовать патент на Виагру, она продолжает лидировать в группе, но на фоне активного продвижения дженериков и других оригинальных препаратов для лечения ЭД ее показатели несколько потускнели – с 3,9 млрд рублей в 2012 году до 3,2 млрд рублей по итогам 2014-го.
«Это естественный жизненный цикл, – говорит Угрюмов. – Силденафил – очень раскрученная молекула, и не исключено, что Виагра сможет еще долго удерживать существенную долю рынка только за счет бренда. Ведь в отличие от патента товарный знак может существовать бесконечно».
Медики, специализирующиеся на терапии ЭД, подтверждают констатацию и прогноз патентоведа. «Лидирующие позиции на рынке, на мой взгляд, до сих пор занимает Виагра. Видимо, потому, что это самое известное название, и чем дольше препарат на рынке, тем больше его покупают», – говорит заведующий отделом андрологии НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека Ника Ахвледиани.
Тем не менее некоторые аналитики полагают, что молекула тадалафила уже наступает Виагре на пятки, а во многих странах успела превзойти объемами продаж блокбастер от Pfizer.
«У тадалафила есть особенность – длительное действие, поэтому он показан группе пациентов, которые не хотят зависеть от времени приема препарата. У них нет регулярной половой жизни, и они не знают, когда она произойдет», – поясняет Ахвледиани растущую популярность молекулы от Eli Lilly.
По мнению заведующего отделением андрологии и урологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Сафара Гамидова, все лекарства группы ингибиторов ФДЭ-5 обладают примерно одинаковыми достоинствами, и производители соревнуются, добавляя своим продуктам уникальные свойства: «К примеру, стала выпускаться подъязычная форма препарата, имитирующая жвачку. Это удобно, когда мужчине нужно принять препарат незаметно. Он после ужина с женщиной в ресторане кладет таблетку под язык и уже спустя 15 минут, по приезде домой, испытывает действие препарата – ничего не надо изобретать».
Впрочем, фармпродукты от ЭД различаются не только механизмом действия, но и характером побочных эффектов. «У меня был пациент, который реагировал на препарат покраснением лица. Его жена-врач знала о таком специфическом эффекте, – рассказывает Гамидов, – поэтому мужчине, пытавшемуся скрыть от супруги свое бессилие, приходилось выбирать препарат, который вызывал у него головную боль».
Впрочем, гораздо более критически клиницисты относятся к БАДам, считая их малоэффективными, с одной стороны, и небезопасными – с другой, особенно в случаях самоназначения. Мужчины, не решающиеся обратиться к специалисту и в итоге получить рецепт на ЛП, тихо покупают БАД – и таких в нашей стране, подчеркивают медики профильных специальностей, большинство.
Тем не менее если объем продаж лекарственных препаратов для коррекции ЭД в России за 2012–2015 годы суммарно набрал немногим более 25,3 млрд рублей, то тематических БАДов за эти годы в стране было продано на 17,3 млрд.
В апреле 2015 года НП «Объединение производителей биологически активных добавок к пище» совместно с СПФО и Аптечной гильдией провели контрольную закупку и исследование образцов шести лидирующих по продажам в России БАДов к пище, улучшающих эректильную функцию (подробнее – в таблице «А что? А вдруг?»). По свидетельству исполнительного директора партнерства Леонида Марьяновского, в 25 из 29 образцов содержались тадалафил или силденафил.