27 Июля 2024 Суббота

Будущее нестоящего
Татьяна Равинская Фарминдустрия
3 августа 2015, 14:10
6336

Бум на рынке фармацевтических средств и БАДов для коррекции ЭД утихнет не скоро.

Рынок препаратов для терапии эректильной дисфункции абсолютно уникален потому, что в нем разбирается практически любой потребитель. При помощи Виагры Pfizer 17 лет назад совершила настоящую революцию в обширной целевой аудитории. Да и сейчас, несмотря на разрушительную силу дженериковых атак и появление других оригинальных молекул, блокбастер американской компании сохраняет на мировом и российском рынках устойчивые позиции.

Уже в первую неделю после лонча на инновационный силденафил было выписано более 245 тысяч рецептов. А только первый – 1998-й – год продаж легендарной «голубой таблетки» дал компании выручку в $1,5 млрд. Однако удерживать монополию на рынке препаратов группы ингибиторов ФДЭ-5 (фосфодиэстеразы 5-го типа) Pfizer смогла только в течение пяти лет. Настрой потреби­телей – мужчин, получивших универсальную отмычку от всех интимных проблем, – заставил конкурентов активизироваться. В 2003-м Bayer представила рынку свою оригинальную молекулу под брендом Левитра (варденафил), Eli Lilly – собственную разработку Сиалис (тадалафил). Но даже такой навал приглушил взрывной рост продаж Виагры лишь отчасти.

Pfizer ответил конкурентам агрессивным маркетингом – по экспертным оценкам, компания тратила более $350 млн в год только на продвижение препарата. Предприни­мал оригинатор силденафила и тактические уловки – например, запатентовал не только химическую формулу Виагры, но и способ ее применения. Правда, именно тут патентообладатель прогадал – конкуренты начали обращаться в суды за аннулированием этого патента. К концу «нулевых» Pfizer стала уступать в спорах, разгорающихся вокруг препарата по всему миру.

В Канаде, например, решением Верховного суда патент был признан недействительным в ноябре 2012 года, после его опротестования израильской Teva. Оказалось, что под раскрытую американской компанией родовую формулу подпадали несколько квинтиллио­нов химических соединений, и легитимный выпуск дженерика становился невозможным. Сразу после оглашения решения суда на сайте канадского подразделения Teva появилось сообщение о том, что компания начинает производство препарата Novo-Sildenafil.

Однако там, где патент на Виагру продолжал действовать, Pfizer не планировала упускать выгоду. Российский опыт этого противостояния представляет особый интерес.

В 2011 году Pfizer отреагировала на появление в России дженерика Динамико производства все той же Teva. Оригинатор подал иск к израильской компании, но, не дожидаясь рассмотрения дела в московском арбитраже, заключил с ответчиком конфиденциаль­ное соглашение об урегулировании спора. Уже в 2014 году сумма продаж Динамико в России достигла 716,6 млн рублей против 262,3 млн рублей в 2012 году (подробнее – в таблице «Окольные этажи»).

Похожим образом разрешился в 2013 году спор Pfizer с Sandoz, выпустившей аналого­вый препарат Торнетис. Детали соглашения компании утаили, но требования оригинатора по прекращению оборота дженерика на территории РФ были сняты. И если продажи Торнетиса в 2013 году, по данным DSM Group, едва превысили 35 млн рублей, то уже по итогам 2014 года скакнули почти до 250 млн.

«Поскольку изначально препарат разрабатывали для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и только на клинике выяснилось, что он эффективен в другом, было подано и два патента. Заявка на первый патент – на вещество силденафил – была подана еще в 1991 году, в 2011 году патент истек. Второй, более поздний патент, на применение силденафила непосредственно для лечения ЭД, истек в 2014 году. Этот патент и фигурирует в материалах большинства арбитражных дел», – суммирует патентные тяжбы вокруг Виагры партнер компании Gowlings в вопросах охраны и защиты прав интеллектуальной собственности Владислав Угрюмов.

Сегодня, когда в России перестал действовать патент на Виагру, она продолжает лидировать в группе, но на фоне активного продвижения дженериков и других оригинальных препаратов для лечения ЭД ее показатели несколько потускнели – с 3,9 млрд рублей в 2012 году до 3,2 млрд рублей по итогам 2014-го.

«Это естественный жизненный цикл, – говорит Угрюмов. – Силденафил – очень раскру­ченная молекула, и не исключено, что Виагра сможет еще долго удерживать существенную долю рынка только за счет бренда. Ведь в отличие от патента товарный знак может существовать бесконечно».

Медики, специализирующиеся на терапии ЭД, подтверждают констатацию и прогноз патентоведа. «Лидирующие позиции на рынке, на мой взгляд, до сих пор занимает Виагра. Видимо, потому, что это самое известное название, и чем дольше препарат на рынке, тем больше его покупают», – говорит заведующий отделом андрологии НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека Ника Ахвледиани.

Тем не менее некоторые аналитики полагают, что молекула тадалафила уже наступает Виагре на пятки, а во многих странах успела превзойти объемами продаж блокбастер от Pfizer.

«У тадалафила есть особенность – длительное действие, поэтому он показан группе пациентов, которые не хотят зависеть от времени прие­ма препарата. У них нет регулярной половой жизни, и они не знают, когда она произойдет», – поясняет Ахвледиани растущую популярность молекулы от Eli Lilly.

По мнению заведующего отделением андрологии и урологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Ку­лакова Сафара Гамидова, все лекарства группы ингибиторов ФДЭ-5 обладают примерно одинаковыми достоинствами, и производители сорев­нуются, добавляя своим продуктам уникальные свойства: «К примеру, стала выпускаться подъязычная форма препарата, имитирующая жвачку. Это удобно, когда мужчине нужно принять препарат незаметно. Он после ужина с женщиной в ресторане кладет таблетку под язык и уже спустя 15 минут, по приезде домой, испытывает действие препарата – ничего не надо изобретать».

Впрочем, фармпродукты от ЭД различаются не только механизмом действия, но и характером побочных эффектов. «У меня был пациент, который реагировал на препарат покраснением лица. Его жена-врач знала о таком специфическом эффекте, – рассказывает Гамидов, – поэтому мужчине, пытавшемуся скрыть от супруги свое бессилие, приходилось выбирать препарат, который вызывал у него головную боль».

Впрочем, гораздо более критически клиницисты относятся к БАДам, считая их малоэффективными, с одной стороны, и небезопасными – с другой, особенно в случаях самоназначения. Мужчины, не решающиеся обратиться к специ­алисту и в итоге получить рецепт на ЛП, тихо покупают БАД – и таких в нашей стране, подчеркивают медики профильных специальностей, большинство.

Тем не менее если объем продаж лекарствен­ных препаратов для коррекции ЭД в России за 2012–2015 годы суммарно набрал немногим более 25,3 млрд рублей, то тематических БАДов за эти годы в стране было продано на 17,3 млрд.

В апреле 2015 года НП «Объединение произ­водителей биологически активных добавок к пище» совместно с СПФО и Аптечной гильдией провели контрольную закупку и исследование образцов шести лидирующих по продажам в России БАДов к пище, улучшающих эректильную функцию (подробнее – в таблице «А что? А вдруг?»). По свидетельству исполнительного директора партнерства Леонида Марьяновского, в 25 из 29 образцов содержались тадалафил или силденафил.

виагра, эректильная дисфункция, сеалекс, pfizer

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении