27 Июля 2024 Суббота

Будда готов
Евгения Журавлева Мединдустрия
23 сентября 2014, 16:25
4185

Китай открывает доступ иностранцам на рынок медуслуг

В конце августа несколько китайских ведомств во главе с Министерством торговли и Комиссией по делам здравоохранения и планирования семьи обнародовали новый закон, призванный облегчить доступ иностранного капитала на рынок медицинских услуг КНР. По прогнозу правительства, их объем к 2020 году должен достигнуть $1,3 трлн, и китайские власти постепенно идут к этой цели, привлекая все новые источники инвестиций.

Курс на постепенную либерализацию рынка здравоохранения был взят в далеком 1989 году, когда власти разрешили создавать китайцам и иностранцам совместные предприятия в области медицины. Но в 2010 году коммунистическое государство решило прибегнуть к использованию дополнительных рыночных рычагов, тогда Госсовет КНР опубликовал закон, в характерном китайском стиле названный ≪Уведомление о мнении по поводу дальнейшего поощрения и привлечения социального капитала в учреждение медицинских организаций≫, в котором под ≪социальным капиталом≫ понимались именно частные инвестиции.

В марте 2013 года к власти в Китае пришел новый лидер – председатель Си Цзиньпин, и принятые в октябре того же года ≪Несколько идей по поводу способствования развитию услуг в области здравоохранения≫ стали важным сигналом для отрасли, означающим, что курс на либерализацию сохраняется.

На фоне масштабной реформы здравоохранения, затраты на которую в 2013 году выросли на 13% – до 820 млрд юаней ($133 млрд), что составляет 5,8% от бюджета страны, власти поставили перед частным бизнесом конкретную цель – к 2015 году обеспечить оказание до 20% всех медицинских услуг. На первый взгляд, частная медицина развивается в Китае вполне успешно: по данным официальной статистики на апрель 2014 года, число частных клиник достигло 10 234, почти сравнявшись с количеством государственных – 13 381. Однако частные клиники в основном небольшие, с малым количеством коек, поэтому 90% всех оказываемых медицинских услуг все равно приходится на государственный сектор, сообщает информационное агентство ≪Синьхуа≫.

Откликнувшись на призывы своего правительства, в сектор медуслуг потянулись китайские инвесторы, прежде всего крупные фармацевтические компании –Sinopharm, Fosun Pharma, Guangzhou Baiyunshan Pharmaceutical, Guizhou Bailing, Hengkang Medical Group, Kangmei Pharmaceutical и другие. Всего в 2013 году в развитие рынка медуслуг так или иначе уже вложились 17 китайских публичных фармкомпаний (см. ≪Поднебеса обетованные≫ в VM #23 от 2 декабря 2013 года).

С иностранными инвестициями дела обстоят сложнее: согласно закону, принятому в 2000 году, в организациях, оказывающих медуслуги, доля иностранных инвесторов не должна превышать 70%. Компаниям со 100%-ным иностранным капиталом, разрешено было регистрироваться только на особых территориях – в Гонконге, Тайване и Макао. Ограничения сдерживали развитие сегмента, иностранные инвестиции в китайские клиники относительно невелики – не более $2 млн, и только в 10% случаев превышают $10 млн, сообщают китайские власти.

На основной территории материкового Китая открыты лишь две клиники, которые можно условно считать ≪иностранными≫ – тайваньская Shanghai Landseed International Hospital и гонконгская C-MER Shenzhen Dennis Lam Eye Hospital. Shanghai Landseed International Hospital – многопрофильный центр со стационаром на 100 коек, принимает около 150 тысяч пациентов в год. C-MER Shenzhen Dennis Lam Eye Hospital представляет собой специализированную офтальмологическую клинику, которая открылась только в прошлом году.

В сентябре 2013 года госсовет КНР разрешил создавать клиники со 100%-ным иностранным капиталом в зоне свободной торговли Шанхая. В июле 2014 года этой возможностью решил воспользоваться немецкий провайдер медуслуг Artemed Group, который планирует возвести здесь больницу площадью более 10 тысяч кв. м. Возможно, это будет первая иностранная больница в Китае.

Помимо ограничений на капитал, иностранным клиникам мешают развиваться в Китае проблемы с государственной страховкой, нехватка персонала и прочие административные барьеры. Ввиду того что расценки на услуги в иностранных клиниках выше, чем в государственных, СП не могут работать по тарифам государственной медицинской страховки, что явно ограничивает поток клиентов.

Проблему пытаются решать, например, C-MER Shenzhen Dennis Lam Eye Hospital в июне этого года приравняла себя по тарифам к государственной больнице второго (провинциального) уровня, но это касается только услуг местных китайских врачей. За прием у иностранного специалиста пациенту все равно придется доплатить минимум 150 юаней ($24,3) из своего кармана. К тому же врачей еще нужно нанять. Казалось бы, это несложно, учитывая разницу в зарплате. Например, в шанхайском отделении крупнейшей частной клиники United Family Hospital (UFH) медсестре обещают 7 тысяч юаней ($1 137) в месяц, а в государственной Первой народной больнице Шанхая – всего 1,5 тысячи юаней ($243). Но, как отмечают китайские наблюдатели, госслужба считается более надежной работой, и, вероятно, к сумме зарплаты следует прибавить различные доплаты и премии, что увеличит ее в несколько раз. При приеме на работу иностранных специалистов руководство клиники обязано их регистрировать, причем срок регистрации не превышает года, потом процедуру необходимо проходить снова.

Кроме того, большинство иностранных провайдеров медицинских услуг оснащены высококлассным сложным медоборудованием, которое, согласно букве китайского закона, они обязаны регистрировать в местном департаменте здравоохранения, что создает дополнительные бюрократические сложности.

Однако власти страны явно стремятся к усилению присутствия иностранцев на рынке здравоохранения. 25 марта 2014 года премьер-министр КНР Ли Кэцян еще раз подчеркнул, что необходимо уменьшить ограничения на участие иностранцев в создании клиник, и, наконец, в августе вышел очередной закон, реализующий эту идею. Новый документ разрешил создавать клиники со 100%-ным иностранным капиталом еще в семи административных округах Китая – городах Пекин, Шанхай, Тяньцзин и провинциях Цзянсу, Фуцзянь, Гуандун и Хайнань. Во всех этих точках уже прорабатываются пилотные проекты. Кроме того, значительно упрощается процедура их регистрации – теперь инвестору достаточно получить одобрение в департаменте здравоохранения провинции, не обращаясь в центральный аппарат Комиссии по делам здравоохранения и планирования семьи. По мнению ИА Reuters, такие меры со стороны властей Поднебесной обусловлены стремлением обеспечить доступность медицинских услуг огромному населению страны, как в прямом смысле, так и с точки зрения стоимости.

Заместитель секретаря Китайской ассоциации больниц Чжуан Ицян полагает, что появление иностранных клиник принесет немало пользы – дополнительные инвестиции, новые технологии, возможности обучения для китайских медиков. Новый закон получил положительный отзыв и у инспектора Комиссии по делам здравоохранения и планирования семьи провинции Гуандун Ляо Синьбо. Чиновник отметил, что предприятия с иностранным капиталом могут благотворно повлиять на методы управления медучреждениями, уровень оказания медпомощи, коренным образом изменить отношение к пациенту.

Например, работник международной компании Ли Сыюань поделился с китайским изданием Huaxia Shibao своим опытом посещения госклиники и больницы, открытой иностранцами. По словам пациента, в иностранном медучреждении врач беседовал с ним около 40 минут, задавая при этом много дополнительных вопросов для постановки точного диагноза. С тем же недугом Ли Сыюань обратился в обычную государственную больницу, где он для начала ожидал час, чтобы попасть к врачу, который в итоге потратил на осмотр мужчины всего три минуты.

Тут, конечно, ключевым становится вопрос цены. По данным китайской прессы, стоимость услуг значительно разнится: в обычной госклинике роды обойдутся в 1,5–3 тысячи юаней ($243,6–$483,7), а кесарево сечение – в 5-6 тысяч юаней ($812,2–$974,7), в то время как в пекинской UFH те же процедуры будут стоить 60 тысяч юаней ($9 747) и 100 тысяч ($16 245) соответственно.

Отрасль не ожидает сильных потрясений на рынке ввиду последних послаблений для иностранных инвесторов. ≪Иностранные клиники не представляют угрозы для крупных государственных клиник Китая, в основном ожесточенная конкурентная борьба может начаться в узкоспециализированных сферах≫, – заявил сотрудник одной из клиник изданию Huaxia Shibao.

китай, медуслуги

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении