В конце мая должна разрешиться одна из главных интриг сезона: удастся ли канадской фармкомпании Valeant в союзе с фондом Pershing Square Capital поглотить американcкую компанию Allergan – производителя знаменитого препарата Ботокс. VM составил хронику первых актов этой увлекательной пьесы с бюджетом более $50 млрд.
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Уильям Шекспир, «Ромео и Джульетта»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Майкл Пирсон – председатель совета директоров Valeant Pharmaceuticals International Inc. Это канадская фармацевтическая компания, основанная в 1960 году. Valeant производит офтальмологические препараты, лекарства для лечения неврологических проблем, заболеваний кожи, а также инфекционных болезней. В портфолио компании более 500 препаратов, среди них Цесамет, Эфудекс, Местинон, Рибавирин. В последнее время развивается за счет поглощения конкурентов. Годовая выручка компании в 2013 году составила $5,8 млрд, что на 66% больше, чем в 2012 году. В 2013 году Valeant приобрела за $8,7 млрд крупного производителя офтальмологической продукции – Bausch & Lomb Holdings Inc. Вынашивает амбициозный план войти в пятерку крупнейших игроков мирового фармацевтического рынка.
Дэвид Пайотт – председатель совета директоров Allergan Inc. Основной продукцией этой американской фармкомпании является препарат Ботокс, а также имплантаты для пластической хирургии. Общая выручка компании в 2013 году составила $6,3 млрд, из которых $2 млрд принесли продажи Ботокса. Продажи офтальмологического препарата Restasis составили $940 млн, а продажи имплантатов – $378 млн. По результатам I квартала 2014 года Allergan сообщила о выручке в $1,62 млрд, продажи Ботокса выросли на 13% и принесли компании за первые три месяца $502 млн, а выручка от продажи офтальмологической продукции выросла на 9,2% – до $730 млн.
Уильям Экман – экстравагантный миллионер, основатель и глава американского хеджингового фонда Pershing Square Capital Management. Фонд управляет активами на сумму $13 млрд. По сообщениям прессы, мыслит неординарно: например, он привлекал к работе над проектами фонда бывшего теннисиста и даже ≪человека, которого встретил в такси≫. Экман прославился в 2012 году, когда поссорился с другим знаменитым инвестором – Джорджем Соросом – из-за компании Herbalife. Сорос считает бизнес Herbalife, построенный на торговле БАДами и косметикой с помощью сетевого маркетинга, весьма эффективным. Экман, напротив, назвал компанию ≪пирамидой≫. Оба бизнесмена сделали на бирже крупные ставки – Сорос на рост, а Экман, соответственно, на падение акций компании.
А также: госрегуляторы, СМИ, акционеры, инвесторы и аналитики.
АКТ I
В прошлом месяце на первых полосах деловых изданий появился инсайд, полученный от источников в американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC): Valeant Pharmaceuticals и фонд Билла Экмана 22 апреля сделали совместное предложение о приобретении Allergan. Потенциальные покупатели вскоре подтвердили эту информацию и сообщили, что оценили Allergan в $152,88 за акцию, то есть на 7% выше стоимости акции на момент закрытия торгов в понедельник, 21 апреля. На основании этой оценки покупатели предложили за каждую акцию Allergan $48,30 наличными плюс 0,83 акции Valeant. Стоимость акции Valeant 21 апреля на торгах в Нью-Йорке составила $139. Общая сумма предложения партнеров превысила $46 млрд.
Попутно выяснилось еще одно важное обстоятельство: действуя по прямому поручению своих канадских партнеров, фонд Экмана в начале апреля без лишней огласки уже скупил на бирже 9,7% акций производителя Ботокса.
После обнародования информации о возможной сделке стоимость акций Valeant выросла на 10%, а стоимость акций Allergan – на 21%.
Похоже, это застало руководство Allergan врасплох. Представители компании заявили, что ≪переговоры по этому вопросу не проводились ни с Valeant, ни с Pershing Square Capital≫, однако оговорились, что готовы рассмотреть предложение.
На следующий день, 23 апреля, совет директоров Allergan заявил, что компания пока не только не готова согласиться на предложение, но и примет защитные меры от возможного недружественного поглощения. Превентивные меры, тут же названные прессой ≪отравленной пилюлей Allergan≫, заключались в принятии нового положения об обороте акций компании.
В соответствии с этими правилами в случае, если какой-либо инвестор станет владельцем пакета свыше 10%, другие акционеры получат право купить акции компании с большой скидкой. Таким образом миноритарии получили возможность препятствовать увеличению чьей-либо доли в компании.
Комментируя действия Allergan, глава Valeant Майкл Пирсон заявил, что ≪разочарован≫, но выразил надежду, что приобретение все же состоится: ≪Билл [Экман. – VM] публично говорит о своей позиции и не сдается. Мы тоже не сдаемся≫. Экман, со своей стороны, дал понять, что не смущен отказом, и даже посоветовал директорам Allergan ≪начать переговоры с другими крупными фармацевтическими компаниями и потенциальными покупателями≫.
АКТ II
За два дня после объявления о сделке принадлежащие Экману акции Allergan подорожали более чем на $1 млрд. Такое стремительное обогащение не могло не вызвать вопросов и обвинений в инсайдерской торговле, на которые инвестор ответил 23 апреля в прямом эфире телекомпании CNBC.
По его мнению, скупка акций Allergan никак не может рассматриваться как ≪опережающая сделка, основанная на незаконно полученной инсайдерской информации≫ и полностью соответствует закону. Согласно правилам SEC, сделка в отношении компании может быть признана инсайдерской и незаконной только в том случае, если она основана на информации, полученной от сотрудника компании или ее доверенного лица, который таким образом действует против интересов акционеров. ≪На рынке ценных бумаг допускаются действия, основанные на инсайдерской информации… в случае, если источник, передавший эту информацию, не нарушил... обязательств по сохранению конфиденциальности, – заявил Экман. – Valeant обратилась к нам с предложением о совместной работе в случае, если мы поможем компании купить Allergan. Мы сказали: ≪Отлично!≫ и сформировали альянс. Мы получили право и разрешение от компании на покупку доли в Allergan≫.
АКТ III
Руководство Allergan решило принять совет Экмана и приступило к переговорам с другими фармкомпаниями. Об этом со ссылкой на информированные источники сообщило агентство Bloomberg. По его данным, Allergan установила контакты с Sanofi и Johnson&Johnson (последняя приобрела конкурирующий с Ботоксом препарат PurTox, но недавно отказалась от его разработки), чтобы изучить возможность слияния с одной из этих фармкомпаний в качестве превентивной меры против поглощения Valeant и фондом Экмана. По словам источника, руководство Allergan еще не определилось c окончательным ответом на предложение Valeant и хочет понять, возможна ли сделка с более крупным покупателем. По информации Bloomberg, ≪представители инвестиционных банков≫ также связывались по этому вопросу с руководством немецкого концерна Bayer. Официальные спикеры Allergan, Sanofi, J&J и Bayer отказались от комментариев.
АКТ IV
На пресс-конференции 8 мая Valeant объявила об увеличении выручки на 77% в I квартале 2014 года и росте дивидендов на 35%. Основную роль в увеличении продаж сыграло приобретение в 2013 году производителя глазных линз Bausch & Lomb. Говоря об Allergan, Пирсон подчеркнул, что Valeant имеет ≪сильную поддержку среди акционеров Allergan≫, а его коллега по совету директоров Ховард Шиллер даже не исключил вероятности созыва собрания акционеров американской компании с целью смены совета директоров. Valeant предложил свой план развития для Allergan. По словам Пирсона, слияние двух компаний позволит производителю Ботокса оптимизировать свой бизнес и сократить расходы на $2,7 млрд, в том числе за счет уменьшения инвестиций в R&D.
Дэвид Пайотт не замедлил с ответом. Он обвинил Valeant и Экмана в том, что те диктуют свои законы акционерам Allergan, создают излишние риски и вообще предложили слишком мало: ≪После тщательного изучения предложения Valeant совет директоров единогласно решил, что Valeant существенно недооценивает Allergan, а также не учитывает объемы ее продаж, маркетинговые возможности, ее лидерство в исследованиях в профильной области, а также перспективы в отношении роста ее выручки и прибыли≫.
Кроме того, по мнению Пайотта, интересы Valeant и Экмана полностью противоречат стратегии Allergan, направленной на исследование и внедрение новых продуктов, что позволяет ежегодно увеличивать выручку на 10% и более.
АКТ V
≪Allergan отклонил наше предложение о совместном развитии бизнеса без каких-либо обсуждений деталей этого сотрудничества с Valeant, – возмутился Майкл Пирсон. – Руководство Allergan намерено придерживаться своей прежней стратегии в развитии бизнеса, пытаясь при этом дискредитировать нашу компанию. Теперь стало окончательно ясно, что акционеры Allergan должны выбрать одно из двух совершенно противоположных видений будущего компании≫.
Пирсон уверен в том, что сделка рано или поздно состоится: ≪Учитывая позицию руководства Allergan, мы планируем доработать наше предложение, так как верны нашему курсу на объединение. Мы не откажемся от наших намерений осуществить эту сделку, пока сами акционеры Allergan не заявят о том, что они предпочитают свой план развития альянсу с Valeant≫. Его партнер Билл Экман пообещал, что лично свяжется с каждым из крупных акционеров Allergan, чтобы убедить их принять предложение Valeant.
Новое предложение Valeant и Pershing Square должно быть обнародовано 28 мая. ≪Valeant может представить очень серьезные аргументы. Акционеры Allergan будут очень пристально слушать, какой план объединения и оптимизации расходов хочет им предложить Valeant≫, – полагает аналитик Алекс Эрфи из консалтинговой компании BMO Nesbitt Burns. По его прогнозу, Valeant может увеличить на 40% свое предложение в части наличных денег, доведя его до $20,8 млрд. Общая сумма предложения может составить до $54 млрд из расчета $176 за акцию.
Один из миноритарных акционеров Allergan Брайан Экер также убежден в том, что стоимость Allergan будет выше, чем изначально предложенная сумма. Но, по его мнению, высокая цена соответствует амбициям Valeant. ≪Если Valeant получит Allergan, то сможет выбрать для поглощения новую, еще более крупную рыбу. Если бы я был одной из этих крупных рыб, я бы начал серьезно волноваться, – цитирует Экера агентство Reuters. – Если Allergan не устоит перед натиском Valeant, то нас может ждать впереди еще более крупная игра…≫
Однако очень вероятен сценарий, при котором амбициозным планам Valeant в отношении Allergan не суждено сбыться. Бизнес-портал Seeking Alpha делает прогноз: благодаря наличию в портфеле Allergan перспективных продуктов и возможному появлению новых блокбастеров, стабильному финансовому положению и солидным активам, стоимость акции американской компании к 2019 году может составить $251. ≪Любое предложение, сумма которого окажется ниже $251, будет невыгодным для акционеров Allergan. Однако маловероятно, что Valeant удастся найти для них даже $80 наличными≫, – полагает автор статьи.