27 Июля 2024 Суббота

Бостон у нас песней зовется
Ольга Гончарова Мединдустрия
3 февраля 2014, 17:17
10319

Как нейрохирург из Гарварда ищет деньги для сети семейных клиник в России

Антон Титов, нейрохирург и бывший директор по инвестициям фонда «Сколково», выводит на рынок медицинских услуг модный инструмент – краудфандинг. Предприниматель предлагает всем желающим вложить деньги в его новую сеть Boston Clinic, взамен обещая программу медобслуживания в клиниках или долю в их уставном капитале. Отраслевые эксперты скептичны – это как минимум пятая попытка Титова найти средства под свой проект. Тем временем с помощью краудфандинга предприниматель уже собрал больше $200 тысяч.

Титов называет себя продюсером – уже больше семи лет он ведет переговоры с потенциальными инвесторами о создании масштабной сети медучреждений с рабочим названием Boston Clinic и представляет этот проект на всех отраслевых площадках. Концепция основана на принципах классической семейной медицины: небольшие клиники площадью 250–350 кв. м предлагают своим постоянным клиентам широкий спектр амбулаторно-поликлинических услуг для взрослых и детей – от приема врача общей практики до консультаций нефролога и пульмонолога. Ноу-хау в том, что пациент такой клиники за фиксированную плату в размере около $100 в месяц получает полный набор медицинских услуг и не платит за разовый прием. Аудитория каждой клиники, по расчетам Титова, будет ограничена и составит 2,5–5 тысяч пациентов. ≪Когда я думаю о Boston Clinic, то вижу аналогию кофейни ≪Старбакс≫, – фантазирует продюсер. – Человек приходит в них не просто выпить кофе, а пообщаться, поразмышлять и почитать – провести время в так называемом третьем пространстве. Сейчас людям неприятно думать о посещении клиник – врач часто воспринимается как барьер. В моих клиниках барьеров не будет: пациенты будут общаться с врачом на равных и будут платить не за процесс лечения, а за результат≫.

С середины 2000-х годов Антон Титов уже перепробовал все возможные схемы привлечения денег в этот проект, успел разойтись с несколькими потенциальными партнерами и потерять помещение, арендованное под первую клинику сети, но еще ни разу не отказался от своих планов.

ГАРВАРД МАНИТ

Двадцать лет назад у Антона Титова, который тогда учился в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, была другая мечта – получить медицинский опыт за границей. ≪Я тогда просто поехал в Англию: в кармане у меня было несколько страниц оглавления, вырванного из толстой британской медицинской книги, которую я купил в комиссионном магазине. Я начал звонить всем подряд, спрашивая, могут ли авторы глав этой книги взять меня на практику. Большинство недоумевали и отказывали, кто-то даже сказал, что человек, которому я звоню, умер. Но, в конце концов, повезло – один доктор из Withington Hospital в Манчестере сказал: ≪Приезжай!≫, и я автостопом за пару часов добрался до госпиталя≫, – рассказывает Титов. В Англии он поработал в нескольких госпиталях, а потом уехал в США, где окончил Медицинскую школу Гарвардского университета, получив клиническую специальность нейрохирурга, степень PhD в Рокфеллеровском университете и MBA в Гарвардской школе бизнеса. Титов говорит, что мог бы продолжать работать нейрохирургом в резидентуре в Гарварде, но решил уехать в Россию. Ему уже тогда пришла в голову идея создания гибкого сетевого формата клиник, которую он даже ≪описал в одном из своих эссе≫.

Приехав в Россию в середине 2000-х, он начал вести переговоры о создании сетевого проекта клиник с инвесторами. Сооснователь ≪Аптечной сети 36,6≫ Артем Бектемиров стал одним из первых адресатов предложения Титова. Управляющий партнер DMG Владимир Гераскин, который тогда работал в аптечной сети, рассказывает, что задумка Титова в то время отвечала планам Бектемирова – ≪36,6≫ развивала Европейский медицинский центр (ЕМЦ) и хотела диверсифицировать бизнес по оказанию медицинских услуг за счет ≪экономичной≫ сети клиник, расположенных рядом с аптеками. Однако договориться о партнерстве им не удалось. ≪Мы хотели делать клиники под брендом ≪36,6≫ и в тандеме с розницей, а Антон Титов настаивал на своей концепции и бренде Boston Clinic≫, – поясняет Гераскин. Но основной причиной, по его словам, было то, что вскоре ≪36,6≫ решила совсем отказаться от непрофильных активов, продала ЕМЦ, и предложение Титова было отклонено само собой. Титов же говорит, что сам принял решение не сотрудничать с Бектемировым: ≪Становясь частью крупной компании, вы решаете одни проблемы, но приобретаете другие≫.

Параллельно с поиском партнеров для построения сети клиник Титов начал активно работать с инвестиционными фондами – был вице-президентом Delta Private Equity Partners, советником по медицинскому бизнесу в Восточной Европе немецкого инвестиционного фонда TVM Capital, а потом директором в департаменте инвестиций в ≪Сколково≫. Его бывший коллега в Delta Private Equity Partners говорит, что Титов показал себя в фонде как ≪опытный и талантливый специалист в финансовых вопросах≫. А представитель ≪Сколково≫, работавший с Титовым, отмечает, что, работая в фонде, он не переставал заниматься своим проектом Boston Clinic. ≪Для получения дохода и опыта я периодически работал в разных местах, куда меня приглашали. Иногда понимал, что это не идеальная ситуация, но нужно было двигаться к цели≫, – поясняет Титов.

РУБЛЕВСКАЯ ХАНДРА

Цель почти стала реальностью в 2007 году, когда Титова пригласили на работу в Медицинский центр ≪Жуковка≫, обслуживающий VIP-клиентов с Рублевского шоссе. ≪Соинвестором клиники стал тогда Владимир Гурдус [сейчас исполнительный директор компании ≪Тим Драйв≫. – VM], именно он позвал Титова провести ребрендинг и модернизацию центра≫, – рассказывает топ-менеджер одной из крупных московских клиник. Вторым инвестором рублевского медцентра был и остается совладелец компании ≪НефтеТрансСервис≫ миллиардер Вадим Аминов.

Владимир Гурдус подтвердил VM, что клиника в Жуковке входит в число его проектов. По данным СПАРК-Интерфакс, ООО ≪Медицинский центр ≪Жуковка≫ на 49% принадлежит Вадиму Аминову, а на 51% – Марии Макаровой, в прошлом гендиректору компании ≪Рекавери Групп≫, в которой Владимир Гурдус является председателем совета директоров.

Приняв предложение Гурдуса, Антон Титов переименовал центр в Boston Clinic, набрал новую команду врачей и занялся пиаром – например, через участие в опросах газеты ≪На Рублевке≫. ≪Людям, подверженным сезонной хандре, рекомендуется проводить больше времени на свежем воздухе. По возможности, лучше ходить на работу или за покупками пешком≫, – советовал он своей целевой аудитории в одном из материалов издания.

Активность нового управленца быстро привлекла внимание медицинского сообщества. На форуме медицинского сервера им. Антонио Марии Вальсавы развернулись бурные обсуждения биографии и образования Титова. Зарегистрированный на форуме пользователь regent даже запросил у представителей Гарвардской бизнес-школы подтверждение того, что Титов имеет степень MBA. Правда, сомнения врача быстро развеялись. ≪Могу подтвердить, что Антон Титов действительно получил степень MBA 9 июля 2005 года≫, – цитирует regent на форуме сообщение, полученное им от представителя Гарвардской бизнес-школы Эмили Хейден.

Антон Титов говорит, что сотрудничество с акционерами клиники на Рублевке продолжалось около года, но его видение дальнейшего развития медпредприятия не совпало с мнением владельцев, он ушел из проекта, а центр был переименован в клинику ≪Бостон в Жуковке≫. Представители клиники ≪Бостон в Жуковке≫ говорят, что Титов предлагал им развивать Boston Clinic в сетевом формате, ≪рассчитанном в том числе на массовый сегмент≫, и эта идея не получила одобрения руководства. При этом бывших работодателей Титова не смущает схожесть названий клиник, и продюсер Boston Clinic до сих пор регулярно общается, например, с Владимиром Гурдусом. ≪Это, пожалуй, единственный человек в деловой среде Москвы, которого я называю на ≪ты≫, – замечает Титов.

Последнюю попытку договориться со стратегическим инвестором Антон Титов совершил в 2013 году. Он вел переговоры с представителями компании ≪Ситилаб≫ о привлечении инвестиций в три клиники будущей сети. Арендовал даже помещение для первой клиники на ул. Академика Анохина, провел там ремонт и уже готовился к открытию, но в итоге партнеры оставили проект. ≪Мы вели с Антоном переговоры в течение весны и лета, но не дошли до подписания юридических документов≫, – говорит представитель инвестирующего в ≪Ситилаб≫ фонда AMI Capital Владислав Хабаров. ≪Мы не сумели подписать окончательные юридические соглашения≫, – подтверждает Антон Титов. По его утверждению, в результате он потерял помещение – сейчас все работы там приостановлены, и предприниматель подыскивает новые площади.

Неудачи в переговорах с инвесторами не останавливают Титова. ≪Это все равно продвигает меня вперед. Например, в Жуковке я научился подбирать эффективную команду врачей, а работа с помещением на ул. Академика Анохина дала мне понимание, как должен выглядеть дизайн моих будущих клиник≫, – оптимистичен продюсер.

УЗИ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

И все же приобретенный опыт заставил Титова поменять стратегию и диверсифицировать инвестиционные риски. Теперь в проект Boston Clinic он предлагает вложить средства всем желающим. Летом прошлого года на сайте bostonclinic.ru появилась новая программа для инвесторов и партнеров – возможность получить такой статус теперь ≪начинается с 300 долларов и заканчивается полным финансированием одной или нескольких новых клиник≫.

Привилегии инвесторов зависят от вложенной суммы. Например, за $300 партнер сможет получить один раз консультацию у любых двух штатных врачей клиники в течение года, провести развернутый клинический анализ крови, общий анализ мочи, сделать электрокардиограмму, спирометрию, УЗИ одной части тела, измерить глазное давление и остроту зрения на автокераторефрактометре. Чтобы стать соучредителем клиники, нужно вложить минимум $10 тысяч. При этом у человека, готового инвестировать такие средства, есть выбор. Он может, например, получить программу обслуживания пяти членов семьи в течение двух лет в клинике, кубок ≪Золотой партнер Boston Clinic≫ для офиса и дома, а также его имя будет внесено в специальный лист ≪Золотые партнеры Boston Clinic≫, размещенный на стенде внутри приемного холла клиники. В качестве альтернативы соинвестору предлагается 0,5% в уставном капитале медпредприятия. Антон Титов рассчитывает, что в состав учредителей каждой из его клиник реально привлечь несколько десятков человек, хотя планы предпринимателя этим не ограничиваются. ≪В идеале я бы предпочел, чтобы 1000 человек вложили в клинику по 1000 долларов, стали бы ее и совладельцами, и клиентами≫, – говорит продюсер.

Необходимые инвестиции в создание одной клиники Титов оценивает в $850 тысяч, заявляя при этом, что ему удалось договориться о привлечении ≪от трети до половины≫ этих денег. ≪У меня уже есть несколько частных инвесторов, готовых вложить по $50 тысяч, несколько человек – по $10 тысяч, и ряд людей, пожелавших участвовать меньшими суммами≫, – перечисляет Титов. Юридическое оформление соглашений с партнерами и инвесторами начнется после аккумуляции полной суммы.

Среди инвесторов проекта – друзья и бывшие коллеги Титова. Например, предприниматель Алишер Ашуров, который вместе с Титовым получал MBA в Гарвардской бизнес-школе, говорит, что готов вложить в этот проект от $25 до 50 тысяч личных средств. ≪Во-первых, я верю в Антона – он очень способный и талантливый человек. Во-вторых, поскольку я живу в Лондоне, мне не очень интересна программа обслуживания в этой клинике, но мне интересны эти инвестиции с финансовой точки зрения и последующей продажи доли в ней≫, – мотивирует Ашуров. А замдиректора по правовым вопросам фонда ≪Открытые инновации≫ Искендер Нурбеков, раньше работавший с Титовым в ≪Сколково≫, говорит, что ≪лично инвестировал бы в такую клинику и в идею, но все же скорее с целью возврата своих денег через качественные услуги, а не через прибыль клиники≫.

Антон Титов не ограничивался кругом знакомых и пытался привлечь средства через популярные краудфандинговые площадки, но пока этот инструмент денег не принес. Например, в графе ≪инвестиции в Boston Clinic≫ на международной площадке Crowdrise.com, где зарегистрирован проект, значится ≪$0≫.

АМБУЛАТОРНАЯ МОДА

Наблюдатели признают: Титов сделал ≪оригинальный ход≫, направив модный инвестмеханизм в растущий сегмент амбулаторно-клинической медпомощи, составляющей треть (примерно 100 млрд рублей) рынка частных медицинских услуг в России. ≪Этому сегменту еще далеко до насыщения, о чем говорят запуски таких проектов, как ≪Доктор рядом≫ [подробнее об этом примере ГЧП читайте в VM #3 от 27 января 2014 года. – VM], – отмечает топ-менеджер крупной сети частных поликлиник.

В то же время отраслевые эксперты по-разному оценивают риски Boston Clinic. Юрист краудфандинговой площадки Planeta.ru Алексей Чесноков говорит, что краудинвестинг, или механизм привлечения большого количества инвесторов в состав учредителей компании, остается в России ≪одним большим правовым пробелом≫. ≪Пока российское законодательство не позволяет подобрать оптимальную юридическую форму для реализации этого инструмента, – убежден юрист. – Например, количество участников в ООО ограничено 50 лицами, и оформлять вхождение каждого из них в состав учредителей должен нотариус. ЗАО тоже предполагает ограничение количества акционеров, а при регистрации ОАО необходимо проводить эмиссию акций, что тоже связано с оформлением большого количества документов≫. А краудфандинг, или привлечение средств от большого количества людей за оказание им определенных услуг, пока, по мнению Чеснокова, до конца не отработан в социальной сфере. Самые успешные проекты краудфандинга пока связаны с культурой – например, Евгению Гришковцу недавно удалось собрать с поклонников около 1 млн рублей на видеоверсию своего спектакля, а взамен он подарил фанатам DVD со своим выступлением.

Сам Антон Титов уверен, что юридических проблем с реализацией проекта не возникнет: ≪В силу моего опыта у меня нет проблем с контактами среди юристов, которые смогут разработать приемлемую для всех схему. Например, можно создать несколько ООО, которые владеют долей в другом ООО или ЗАО – таким образом можно расширить список возможных учредителей≫.

А Искендер Нурбеков из фонда ≪Открытые инновации≫ предлагает альтернативный вариант: ≪Может быть интересна модель, когда проект создает для мелких инвесторов аналог ПИФ, который отдается в управление какой-то инвестиционной компании, а затем входит в капитал клиники наряду с другими инвесторами≫.

Управляющий директор Paul Ramsay Russia Александр Ледовский, напротив, считает, что Титов выбрал сегмент, несущий в себе минимум рисков: ≪В таких клиниках оказываются простые медицинские услуги, покрывающие до 80% потребностей пациентов, при этом вложения в создание одного учреждения невелики≫. С другой стороны, по оценкам управляющего партнера DMG Владимира Гераскина, такому формату, как Boston Clinic, будет сложно достичь привлекательного для инвесторов уровня рентабельности: ≪При уровне загрузки в 30–0% они могут рассчитывать в лучшем случае на 10–5% рентабельности. А, например, рентабельность многопрофильной клиники с полноценным диагностическим оборудованием при такой же загрузке может превышать 20%≫. Антон Титов говорит, что показатель EBITDA для его проекта составит 25–5%, а мнения экспертов его не смущают: ≪На рынке пока еще нет более адекватного медицинского предложения≫.

краудфандинг, boston clinic, антон титов, сеть клиник

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении