27 Июля 2024 Суббота

Босс велел делиться: что врачи и медсестры думают о перераспределении клинических полномочий
Дарья Шубина, Тимофей Добровольский, Анастасия Левкович Мединдустрия
29 июня 2018, 9:09
Фото: grizv.ru
11108

О том, что функционал медицинских сестер следует расширить, отраслевые опинион-лидеры твердят не один десяток лет. Минздрав эти призывы услышал и четыре года назад утвердил тематическую «дорожную карту», предполагавшую скорое появление «новой организационно‑правовой модели» деятельности медсестры. Однако в отсутствие правовой базы дерзкий план регулятора получил сущностное воплощение лишь в качестве эксперимента, начатого в нескольких десятках региональных медучреждений. Тем не менее, как показал зеркальный опрос Vademecum, медицинские сестры (44%) и врачи (65%) считают, что среднему медперсоналу следует делегировать большие полномочия, вот только подразумевают под этим разное: первые хотят получить клиническую самостоятельность, вторые – скинуть на медсестер всю бумажную работу.

В приказе Минздрава №309 от 25 июня 2014 года так и говорится: функциональные обязанности медсестер в современной системе здравоохранения необходимо пересмотреть и оптимизировать. А начать с эксперимента – попытаться внедрить новый формат в 17 пилотных регионах (в каких именно, в документе не уточняется). Результаты точечного внедрения планировалось проанализировать и уже в 2015 году распространить наиболее эффективные практики на всю страну, попутно пересмотрев номенклатуру специальностей, образовательные стандарты, должностные обязанности, а также разработав критерии оценки деятельности «для перехода на «эффективный контракт».

За четыре года удалось выполнить только экспериментальную часть, попавшую в зону ответственности региональных властей и отдельных клиник. В столице, например, «примерка» медсестрами расширенных полномочий вписалась в городской проект «Московский стандарт поликлиники». «Это предложение было продиктовано желанием освободить врачей от «немедицинских» функций и лишней бумажной работы. На медицинском посту, созданном практически в каждой поликлинике, фельдшеры и медсестры выполняют процедуры, не требующие участия врача. Помимо этого, выписывают повторные рецепты хроническим больным в тех случаях, когда не требуются различные справки, коррекция лечения, санаторно-курортные карты, направления на медико-социальную экспертизу», – рассказала Vademecum главный внештатный специалист ДЗМ по управлению сестринской деятельностью Татьяна Амплеева, добавив, что такое перенаправление потока пациентов позволило почти вдвое сократить очереди.

В Самарской области опробовали раздельный прием участковой медсестры и врача общей практики. Сестры ведут диспансеризацию, мероприятия по профилактике заболеваний, патронаж пожилых и маломобильных пациентов.

За счет этого, подтверждает главный специалист Минздрава по сестринскому делу Сергей Двойников, врач может уделить больше внимания сложным случаям. Патронажем занимаются и медсестры ряда поликлиник в Забайкальском крае. В учреждениях первичного звена нескольких регионов сестринским корпусом организованы и курируются различные школы – сахарного диабета, по уходу за пациентами, перенесшими инсульт, грудного вскармливания и другие.

Некоторые стационары применили на практике модель клинической медсестры, одновременно выполняющей в разных сочетаниях функции палатной, перевязочной и процедурной. Эффект такого совмещения проявился в снижении нагрузки на одного специалиста – с 25 до 8–10 пациентов. Пионером внедрения этой модели стал астраханский Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, где клинические медсестры начали работать еще в 2010 году. А после издания приказа Минздрава №309 «универсального солдата» начали использовать и в других стационарах. 

Старшая медсестра неврологического отделения №2 Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко в Улан-Удэ Наталья Москвитина рассказала на одной из региональных конференций в 2014 году о собственном опыте: «Среди плюсов хочется отметить повышение уровня профессионализма, среди минусов – повышение уровня ответственности, ведь медсестрам нужно успеть везде и ко всем. Сначала они немного терялись, но теперь стали хорошо и оперативно выполнять свои многочисленные функции». За каждой медсестрой в отделении Москвитиной закреплены по 8–10 человек.

Те же показатели нагрузки в Башкирии, где к пилотному проекту в декабре 2017 года присоединилась горбольница Кумертау. «В будние дни в подразделениях, в зависимости от коечного фонда, функционируют три-четыре поста медицинской сестры, что позволяет при транспортировке и организации ухода за тяжелобольными обеспечить взаимопомощь при перекладывании пациента, так как в этот момент большую роль играет уменьшение физической нагрузки на одного медработника. При этом все медицинские сестры взаимозаменяемые, что гарантирует более качественный уход за пациентами», – отчиталась в феврале 2018 года Ассоциация медсестер Башкортостана.

Однако до сих пор никаких правовых инструментов для тиражирования успешной методики нет. Кроме того, по наблюдениям Сергея Двойникова, к новому формату работы на самом деле готовы далеко не все участники клинического процесса. «И главные медсестры, и рядовые рассуждают так: мы хотим работать по-старому, но получать больше. И когда я начинаю их вразумлять, взывать к логике и совести, у них готов ответ: без главного врача они ничего решить не могут», – заявил главный профильный специалист в интервью Vademecum. Сверить показания сторон – медсестер и врачей – Vademecum решил посредством зеркального опроса, проведенного с 13 по 22 июня 2018 года среди 918 специалистов. Мнения врачей собирались с помощью профессиональной сети «Врачи РФ», медицинских сестер – в крупнейшем (более 93 тысяч подписчиков) профсообществе «ВКонтакте» – «Медсестра!».

Оказалось, что и медсестры (34%), и врачи (33%) полагают нормальным строгое производственное разграничение – каждый должен заниматься своей работой. При этом чуть большее число медсестер (40%) считают себя несвободными в решениях и отмечают, что выполняют только то, что предписал врач. Почти 30%, впрочем, признают свою относительную – в пределах компетенций – независимость. Такой результат, скорее всего, связан с характером деятельности респондентов-медсестер – большинство из них трудятся в стационарах, где, в отличие от поликлиник, «бумажной» работы не так много. 

К врачам обращаться не станут.jpg

пиши пропало .jpg

Выяснилось, что и врачи, и медсестры в целом поддерживают расширение сестринского функционала. При этом почти половина опрошенных врачей (47%) видят это расширение как раз в делегировании среднему персоналу обязанностей по заполнению медицинских карт, выписке рецептов и направлений. Медсестры же (37%) готовы самостоятельно работать на приеме пациентов, проводить простые манипуляции, в том числе профилактические осмотры взрослых и детей. Поддерживают такой формат работы и врачи – 44% участников опроса.

Медсестры (36%) готовы пойти дальше – ставить так называемый сестринский диагноз и назначать лекарства. Те самые «универсальные» медсестры фактически уже выполняют эти функции – например, фиксируя болевой синдром, медикаментозно помогают пациенту с ним справиться.

Скепсис по поводу самостоятельности медсестер опрошенные Vademecum врачи объясняют своей неуверенностью в компетентности среднего медперсонала: низкий уровень образования и квалификации сестер отметили 34% опрошенных врачей. 

Есть и другой, не менее важный фактор, мешающий сестрам стремиться к самосовершенствованию, считают респонденты Vademecum, воспользовавшиеся опцией дополнительных комментариев к опросу об организации и оплате труда. «Для начала медсестра должна получать достойную зарплату, и все остальные вопросы снимутся сами по себе. Корень зла – в оплате труда, напрямую влияющей на достоинство и уважение окружающих к среднему специалисту», – написал пользователь сети «Врачи РФ» Владимир Гарманов.

«Куда их еще-то расширять? И так всех оптимизировали, ставки приема и манипуляций объединили. Раньше одна на 1,5 ставки работала – ставка приема и 0,5 перевязочной, например. Теперь расширили должностную инструкцию, и все это же она же делает на ставку. <…>Пока не будет грамотной организации и, разумеется, оплаты труда, ничего не изменится. В стационаре наши медсестры живут на работе, чтобы заработать. Их уже мужья выгнать грозятся, все равно дома не ночуют», – возмутился наш респондент с никнеймом Йожин Бажин.

С ним согласна Варвара Веретюк, по свидетельству которой, на девять врачей в ее отделении приходится три медсестры. «Когда медсестра была на приеме, около 40% времени она «простаивала». <…>По моему мнению, в поликлинике врач должен вести прием самостоятельно. Одна или две медсестры нужны для доврачебного осмотра ВСЕХ пациентов перед приемом – температура, рост, вес, ОТ, АД и ЧСС. <…>Еще две медсестры – на посту для выписки направлений на анализы, назначенные врачом, – комментирует Веретюк. – При такой организации и у врача будет больше времени на общение с пациентом, и кадровый дефицит медсестер будет не таким острым».

Действительно, более половины респондентов-врачей отметили, что в их медорганизации соотношение медсестер и врачей на уровне один к одному, ту же пропорцию подтвердили 32% опрошенных медсестер, притом что в Концепции развития здравоохранения до 2020 года указан минимум миниморум – четыре медсестры на одного врача.

Судя по комментариям в группе «Медсестра!», наши респонденты к расширению полномочий особенно не стремятся. «У нас медсестер обязали по часу в день дежурить у инфомата. Еще постоянные наезды – то здесь не так, то это не этак. Это вообще законно? Ведь есть должность администратора. Вообще не моя работа. Все язык засунули и молча дежурят. Надо стучать куда-то или смириться?» – вопрошает аноним из сестринского сообщества.
медсестры, сестринское дело, врачи, двойников, минздрав
Источник: Vademecum №11, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении