27 Июля 2024 Суббота

Благорастворители
Евгения Журавлева, Ольга Каныгина Мединдустрия
10 февраля 2014, 18:08
6653

Как некоторые американцы превращают чужую доброту в свой бизнес

США в прошлом году заняли в Рейтинге мировой благотворительности (World Giving Index) первое место. На нужды благотворительности американские граждане и компании потратили в 2013 году, по данным Центра филантропии при Университете Индианы, $316 млрд. Неудивительно, что США лидируют и по числу мошенников, пытающихся сколотить капитал на чужом сострадании.

В прошлом году несколько американских СМИ, в том числе Центр журналистских расследований (CIR), CNN и Tampa Bay Times, выпустили серию репортажей о худ­ших благотворительных фондах Америки и составили своеобразный антирейтинг. Инициаторы расследования изучили доку­ментацию, предоставленную властями шта­тов. Их интересовало, прежде всего, сколько денег фонды отдают компаниям-посредни­кам, которые собирают для них средства. В сумме ТОП50 худших благотворителей США собрали за 10 лет $1,3 млрд, из которых фандрайзерам заплатили $1 млрд. Если бы эти средства пошли на благотворительность, пишут авторы расследования, на них мож­но было бы построить 20 тысяч домов для бедных семей, купить 7 млн инвалидных кресел или оплатить маммографию 10 млн незастрахованных женщин.

Щедрость фондов не осталась совсем уж безнаказанной: на 39 благотворительных ор­ганизаций регуляторами штатов были нало­жены взыскания (рекорд – семь взысканий на одну организацию), восьми организациям было запрещено работать на территории по крайней мере одного штата. Одна бла­готворительная организация была и вовсе закрыта властями, но позже снова открылась под новым названием. Других наказаний не последовало.

Собирая деньги, худшие благотворите­ли Америки не забывают о родственниках и друзьях. American Breast Cancer Foundation, созданная в 1997 году Филлис Вульф, пла­тила телемаркетинговой компании Non Profit Promotions, принадлежащей Джозефу Вульфу, сыну Филлис. В 2010 году Филлис сместили с должности из-за шумихи в прес­се, но к тому моменту фонд успел перевести Non Profit за услуги в области маркетин­га $18 млн. После ухода Филлис Вульф American Breast Cancer Foundation вообще перестала использовать телемаркетинг для привлечения средств.

Первое место в рейтинге худших благо­творителей заняла организация Kids Wish Network, которая собирает деньги на испол­нение желаний больных детей. По подсчетам журналистов, Kids Wish Network тратила на свою основную цель примерно цент с по­жертвованного доллара. Вероятно, название организации было выбрано из-за сходства с названием организации Make-A-Wish Foundation, которая занимается аналогичной деятельностью, но ни в чем плохом не заме­чена.

По заявлению Make-A-Wish, фонд на протя­жении многих лет получает жалобы от лю­дей, у которых просят деньги организации с похожим названием (в США, кроме пере­численных, работают также фонды Children's Wish Foundation International и Wishing Well Foundation). Make-A-Wish Foundation тра­тит на «исполнение желаний» более 60% собранных средств. А Kids Wish, собрав­шая в 2012 году $18,6 млн, потратила из них на благотворительность всего $240 ты­сяч. Основатель Kids Wish Марк Брейнер зарабатывал на посту директора этой ком­пании не менее $130 тысяч в год, при этом ухитрившись заплатить $1,7 млн за кон­сультационные услуги компании Dream Giveaway, которой управлял его бывший коллега, и не отразить в отчетности ни цента из этой суммы. Впрочем, и после ухода Брей­нера Kids Wish продолжала платить Dream Giveaway, а также принадлежавшей Брей­неру компании United Charities International (UCI) – в общей сложности им было пере­числено $2,1 млн.

Через пару лет Kids Wish все-таки зафиксировала в своей отчетности выплаты Dream Giveaway. Произошло это после того, как одна из сотрудниц Kids Wish, Мианда Дюбэй, заявила руководству компании, что расскажет всю правду и будет искать поддержки властей по программе защиты осведомителей. Мианда была тут же уволена и обвинена в краже конфиденциальной информации, которую она якобы добыла, взломав компьютеры Kids Wish. ФБР доказательств вины Дюбэй не нашло, но Kids Wish подала теперь в суд на Дюбэй за нарушение контракта и клевету. Ошибки в своих отчетах Kids Wish объяснила тем, что их выполняла аутсорсинговая бухгалтерская фирма. Ситуацию со сбором средств Брейнер вообще отказался комментировать, относительно налоговой отчетности заявил, что аудит налоговой службы (Internal Revenue Service) не показал ничего предосудительного, в том числе повода для возникновения конфликта интересов. Официальных обвинений в отношении Kids Wish Network или ее основателя Марка Брейнера выдвинуто не было. Как пишут в своем расследовании журналисты, Kids Wish за последнее десятилетие заплатила компаниям-фандрайзерам $110 млн, а сама с июня 2011 года по май 2012-го заработала примерно $25 млн, из которых на исполнение желаний детей пошло чуть менее 1% ($237 986). Само по себе использование посредников для сбора пожертвований широко применяется в США – этот способ, пишут журналисты, используют более 6 тысяч американских благотворительных организаций. Все дело в распределении средств. 50 худших фондов, отдав посредникам более трех четвертей собранных денег, на саму благотворительность потратили менее 4%. Фонд помощи больным диабетом собрал за десятилетие не менее $14 млн, а до нуждающихся дошло около $10 тысяч, менее десятой доли процента. Как ни странно, бывает и хуже. Проект Cure, за 15 лет собравший $65 млн, заплатил фандрайзерам сравнительно пристойные 40%, зато на заявленную цель не потратил вообще ничего. Участники расследования отмечают неразборчивость и безжалостность сборщиков средств. Они выяснили, что среди привлеченных фандрайзерами доноров оказалась 72-летняя женщина, страдавшая слабоумием. В результате активных действий телемаркетинговых компаний с 2008-го по 2011 год она перевела около $15 тысяч трем вошедшим в антирейтинг фондам – Cancer Fund of America, Children's Cancer Fund of America и Committee for Missing Children. Классическая схема эволюции американской благотворительной организации, решившей прибегнуть к помощи посредников, – история Woman to Woman Breast Cancer Foundation. Фонд был основан в 2007 году супругами Грей, в течение года они устраивали благотворительные турниры по гольфу и обзванивали потенциальных дарителей самостоятельно. Результаты не поражали – в 2008 году удалось собрать $15 тысяч. Но затем они начали работать с профессиональным фандрайзером Марком Гельваном. Уже в 2009 году сборы выросли до $1,5 млн, в 2010 году – до $6,3 млн, а еще через год достигли $6,7 млн. Однако на благотворительность шли весьма скромные суммы – $50 тысяч в первый год сотрудничества с Гельваном и $544 тысячи в 2011 году. Более 90% собранных средств фонд заплатил фандрайзерам, а $700 тысяч потратил на свою собственную деятельность. На маммографию и другие диагностические процедуры для женщин шло менее $20 тысяч в год. Жаклин Грей, сама преодолевшая рак, возмущена тем, что фандрайзеры получают такой большой процент, но свою вину отрицает. «Мы делаем то, что должны делать», – заявила Грей журналистам. По ее словам, она пыталась пересмотреть контракт с Гельваном, но тот не согласился, зато пред­ложил схему «натуральных подарков». Речь идет об отправке медицинской продукции в развивающиеся страны для нуждающихся. Гельван предлагал завысить стоимость самих посылок и транспортных расходов и таким образом довести долю средств, выделяемых Woman to Woman на благотворительность, до более приличной цифры.

Нажиться на сострадании пытаются не толь­ко фонды, но и обычные граждане. VM подо­брал самые яркие примеры такого мошенни­чества, все они произошли в 2012-2013 годах. Как правило, речь идет о симуляции онколо­гического заболевания.

27-летняя жительница города Финикс Джей­ми Линн Толер придумала себе рак молочной железы, чтобы собрать деньги на операцию по увеличению груди. Женщина обманывала всех вокруг, включая работодателя и близких родственников, утверждая, что ей срочно необходимы две операции – мастэктомия (удаление молочной железы) и установка им­плантатов. По словам Джейми Линн, меди­цинской страховки у нее не было. Ей удалось собрать $8 тысяч, пока не было установлено, что никакого рака у нее нет.

Другой случай произошел в Нью-Йорке, где 25-летняя Джессика Вега добилась свадьбы своей мечты, убедив местных бизнесменов в том, что она больна лейкемией. Вега бес­платно получила свадебное платье, орга­низацию мероприятия и медовый месяц на острове Аруба в Карибском море. После того как выяснилось, что девушка не была больна, ее арестовали и выдвинули обвине­ния в мошенничестве и хищении имущества.

Не менее изобретательной оказалась Соня Люкер, которая в период с 2004-го по 2010 год благодаря пожертвованиям друзей, соседей, коллег и представителей церкви на лече­ние онкологического заболевания собрала $19 тысяч. Из них $14 тысяч она потратила на оплату долгов за дом, а на $4 тысячи ку­пила мужу мотоцикл Harley Davidson. Люкер получила почти два года тюремного заклю­чения и 200 часов общественных работ.

31-летний Скотт Веллингтон из Нью-Гэмп­шира решил обмануть своих коллег, заявив, что у его жены последняя стадия рака. Бла­годаря их состраданию Веллингтон получил $7 тысяч, дорогие подарки, а также дополни­тельный оплачиваемый отпуск, чтобы про­вести время с «умирающей женой». Сомне­ния в правдивости Скотта появились, когда он сообщил своему работодателю о смерти супруги: попасть на похороны или хотя бы прочесть некролог никто из его коллег так и не смог. Окончательно все раскрылось, когда его жена увидела письмо с соболезно­ваниями по поводу своей собственной смер­ти, к которому прилагался почтовый перевод на $500. Женщина даже подумать не могла, что муж в течение двух лет разыгрывал ее болезнь, а потом и смерть.

Порой американские аферисты работают семьями. Супруги Алисия и Стивен Келли, родители четверых детей, объявили всему миру, что их 15-летняя дочь умирает от рака. Родители убедили в этом и саму дочь, заста­вив ее принимать лекарство, которое они на­зывали «химиопрепаратом». Через несколько недель девочка поняла, что не больна, одна­ко боялась кому-то рассказать о происходя­щем. Родители тем временем создали сайт, предназначенный для сбора средств на ее лечение, где подробно описывалась ежеднев­ная борьба девочки с тяжелым заболеванием. Алисия и Стивен Келли получали помощь церкви, обычных граждан и благотворитель­ных организаций, в том числе The American Cancer Society’s Relay for Life. Точный размер собранной ими суммы не называется.

Однако кто-то из «доброжелателей» донес на них в правоохранительные органы. Муж с женой тут же сознались, что их дочь никог­да не была больна раком и не подвергалась лечению. В ходе следствия стала известна еще одна шокирующая деталь: на протяже­нии почти двух лет супруги хранили му­мифицированное тело умершего дедушки и не сообщали о его смерти, чтобы получать за него социальные выплаты.

благотворительность, благотворительный фонд

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении