27 Июля 2024 Суббота

Бицепс об заклад: какие деньги и смыслы вкладывают в фитнес американцы
Ахмед Малороев Мединдустрия
19 января 2019, 12:42
Дженнифер Хоппер, председателя Совета директоров Ассоциации медицинского фитнеса США, вручает награду директору одного из сертифицированных оздоровительных центров
Фото: starexponent.com
4061

Понятие «фитнес» впервые в мире оформилось именно в США более 100 лет назад. И этого факта, в принципе, достаточно для объяснения того, почему американский рынок профильных услуг, генерирующий порядка $30 млрд в год, оставляет далеко позади другие страны и держит в мировой фитнес‑индустрии долю около 40%. Помимо навыка коммерциализировать все, что движется и не движется, сохранять глобальное физкультурное лидерство американцам помогают пропаганда ЗОЖ, внятная система регулирования и жесткий контроль качества спортивно‑оздоровительных услуг.

 

УМНОЖЕНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

По прогнозам International Health, Racquet & Sportsclub Association (IHRSA), ежегодно замеряющей основные параметры глобальной фитнес-индустрии, до конца 2018 года объем этого рынка преодолеет отметку в $87,5 млрд. По крайней мере, с 2015 года отрасль стабильно растет в среднем на 2,7% в год.

Абсолютный чемпион мира по физкультуре – США: по данным той же IHRSA, в 2018 году фитнес-клубы посещали порядка 20% жителей страны, или 70 млн американцев, из них 61 млн человек – в статусе постоянного клиента. Такая популярность фитнеса в стране неудивительна – явление, обретшее клубный, а затем и массовый формат, появилось на рубеже XIX–XX веков именно здесь.

Прародителем фитнес-движения считается завоевавший в свое время мировую славу американский культурист Бернар МакФадден, добившийся выдающихся успехов не только как спортсмен, но и как популяризатор культуризма, и как предприниматель. В конце XIX века МакФадден начал издавать журнал «Физическая культура». А в самом начале XX века стал регулярно проводить конкурс на звание «мужчины с самым совершенным телосложением в Америке», а затем – всеамериканские соревнования по бодибилдингу. Заниматься фитнесом (от англ. to fit – соответствовать, быть в форме), стремиться выглядеть не просто подтянуто, но и фактурно – стало модой, подтолкнувшей зарождение индустрии.

Примечательно, что стимулировали развитие системы фитнес-клубов в современном понимании этого слова женщины – дамы не стремились к созданию бодибилдерских рельефов, но хотели радовать свой и мужской глаз осанкой, упругим и гармонично развитым телом. Ответом на растущий день ото дня спрос и стали первые фитнес-клубы, которые к середине прошлого века оформились в полноценный рынок спортивно-оздоровительных услуг.

Все тематические предприятия, действующие сейчас в США, условно можно разделить на четыре категории. К первой относятся так называемые «медицинские фитнес-центры» (medical fitness center), как правило, курируемые конкретным учреждением здравоохранения или, как минимум, обладающие соответствующими сертификатами. В таких фитнес-центрах работают не просто специалисты с медобразованием, но и имеющие опыт клинической практики.

Клиенты медицинских фитнес-центров получают целый спектр реабилитационных процедур и специализированных упражнений спортивной медицины. Особой популярностью у широкой аудитории пользуются оздоровительные клубы (health club) и фитнес-клубы (fitness club), обе категории физкультурных учреждений не используют каких-либо специализированных медицинских практик и фокусируются исключительно на тренировках.

Наконец, четвертая категория профильных предприятий – спортивные залы (gym) или секции, обычно предлагающие тренировки внутри одной спортивной дисциплины, например, бокса или каратэ. Каждая категория заведений имеет свои особенности регулирования.

ШТАТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Несмотря на столетнюю историю, подходы к регулированию этой отрасли сформировались только к 80-м годам XX века. Из четырех категорий предприятий под обязательное нормативное описание и жесткий контроль не попадают только спортивные залы (gym). Правда, регулирование отрасли происходит не на федеральном уровне, и потому регламенты, в том числе и нормативные определения профильных учреждений, от штата к штату разнятся.

Например, в законодательной базе штата Нью-Йорк можно найти такую формулировку: оздоровительный клуб – это «лицо, фирма, корпорация, партнерство компаний, некоммерческая ассоциация или любое другое деловое предприятие, предлагающее услуги в сфере инструктажа, обучения или оказания помощи и предоставления средств для сохранения, поддержания, стимуляции и развития физической подготовки и состояния». А в соседнем Нью-Джерси оздоровительный клуб квалифицируется как «учреждение, деятельность которого минимум на 40% направлена на предоставление услуг базового развития, подготовки и поддержания физического состояния клиента (покупателя услуги)».

Естественно, в многомиллиардной индустрии большинство регламентов, написанных для двух, самых востребованных фитнес-заведений, определяют коммерческие взаимоотношения между клиентом и предприятием. То есть категории health club и fitness club легко обходятся без детального описания собственно услуг и связанной с их оказанием деятельности.

Впрочем, есть один федеральный закон, касающийся в том числе и предприятий фитнес-индустрии: это принятый в 1990 году The Americans with Disabilities Act (ADA), защищающий права людей с ограниченными возможностями. В соответствии с документом во всех местах общественного пользования, к которым относятся и фитнес-клубы, должны быть созданы условия, максимально приемлемые для этой группы людей.

Ряд других, базирующихся на ADA нормативов конкретизирует специфические требования к фитнес-клубам – определены стандарты для конфигурации тренажеров, оговорены условия передвижения по всей территории клуба.

Помимо этого, некоторыми штатами сформулированы требования по наличию в спортивно-оздоровительных центрах средств для оказания первой медицинской помощи. В штате Иллинойс, например, с 1 января 2005 года действует закон «Коллин О’Cалливан», в соответствии с которым любые профильные предприятия (в том числе фитнес-клубы, гольф-клубы и даже муниципальные спортивные площадки) должны быть оборудованы автоматизированными дефибрилляторами, а сотрудники этих учреждений должны уметь оказывать первую помощь, а значит, пройти соответствующее обучение.

Закон был назван именем 30-летней местной жительницы, погибшей в августе 2002 года во время фитнес-тренировки: в клубе, где она занималась, был дефибриллятор, но никто из персонала не умел им пользоваться. Иллинойс – не единственный штат, законодательно закрепивший превентивную практику.

Например, в одном из нью-йоркских законов, затрагивающих деятельность фитнес-центров, говорится, что если ежедневная проходимость спортивного клуба превышает 500 человек, то учреждение непременно должно быть обеспечено дефибриллятором и персоналом, способным оказать первую помощь, в том числе с использованием этой установки.

АССОЦИАТИВНЫЙ РАЗРЯД

Вполне объяснимо, что наиболее подробно и строго регламентируется деятельность медицинских фитнес-центров. Функции единого регулятора для всех таких заведений выполняет Medical Fitness Association (MFA) – действующая с 1991 года некоммерческая организация, декларирующая своей целью оказание всесторонней помощи специализированным медицинским фитнес-центрам и оздоровительным клубам, имеющим в арсенале определенный набор медуслуг.

В индустрии MFA пользуется непререкаемым авторитетом, в том числе и потому, что имеет прозрачную структуру и независимое финансирование, складывающееся из пожертвований потребителей и членских взносов операторов – участников ассоциации.

«Очень важно видеть границу между медицинским фитнес-центром и обычным коммерческим фитнес-клубом – они заметно различаются, прежде всего, по степени возлагаемых на них полномочий и ответственности», – рассказал Vademecum президент MFA Роберт ди Боун.

Тренеры в medical fitness center должны иметь медицинское образование и получать аккредитацию – в специализированных медучреждениях, университетах, колледжах или в других, имеющих подобные полномочия организациях, непременно сотрудничающих на регулярной основе с MFA. Ассоциация в свою очередь выдает после специальных проверок сертификаты самим клубам.

MFA, объясняет Роберт ди Боун, использует трехуровневую систему сертификации. Заведения, имеющие сертификат первого уровня, позволяют практикующим там тренерам оказывать клиентам помощь в первичной профилактике возможных заболеваний посредством специализированных тренировочных программ. Получить такой документ также может оздоровительный или фитнес-центр. «Любой коммерческий клуб может таким образом перейти в новый статус, переквалифицироваться и предоставлять услуги углубленного медицинского обслуживания», – говорит ди Боун.

Второй и третий уровень сертификации предполагает оказание наиболее обширного спектра медицинских услуг, направленных на борьбу с развивающимися и хроническими заболеваниями, в том числе такими, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, ожирение, диабет и другие. Сотрудники продвинутых медицинских фитнес-центров, конечно же, должны иметь профильное медобразование.

«Таким образом, – объясняет ди Боун, – формировались стандарты в квалификации персонала, организации программ, контроле качества предоставляемых услуг». И хотя государство не регулирует медицинскую составляющую фитнес-индустрии, подчеркивает президент MFA, профассоциации тесно взаимодействуют с Минздравом США и другими территориальными и федеральными администрациями, с представителями бизнес-сообщества ради соблюдения единых для всех участников индустрии регламентов.


зож, фитнес, сша, здравоохранение, спорт
Источник: Vademecum №20-21, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении