07 Ноября 2024 Четверг

Бицепс об заклад: какие деньги и смыслы вкладывают в фитнес американцы
Ахмед Малороев Мединдустрия
19 января 2019, 12:42
Дженнифер Хоппер, председателя Совета директоров Ассоциации медицинского фитнеса США, вручает награду директору одного из сертифицированных оздоровительных центров
Фото: starexponent.com
4152

Понятие «фитнес» впервые в мире оформилось именно в США более 100 лет назад. И этого факта, в принципе, достаточно для объяснения того, почему американский рынок профильных услуг, генерирующий порядка $30 млрд в год, оставляет далеко позади другие страны и держит в мировой фитнес‑индустрии долю около 40%. Помимо навыка коммерциализировать все, что движется и не движется, сохранять глобальное физкультурное лидерство американцам помогают пропаганда ЗОЖ, внятная система регулирования и жесткий контроль качества спортивно‑оздоровительных услуг.

 

УМНОЖЕНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

По прогнозам International Health, Racquet & Sportsclub Association (IHRSA), ежегодно замеряющей основные параметры глобальной фитнес-индустрии, до конца 2018 года объем этого рынка преодолеет отметку в $87,5 млрд. По крайней мере, с 2015 года отрасль стабильно растет в среднем на 2,7% в год.

Абсолютный чемпион мира по физкультуре – США: по данным той же IHRSA, в 2018 году фитнес-клубы посещали порядка 20% жителей страны, или 70 млн американцев, из них 61 млн человек – в статусе постоянного клиента. Такая популярность фитнеса в стране неудивительна – явление, обретшее клубный, а затем и массовый формат, появилось на рубеже XIX–XX веков именно здесь.

Прародителем фитнес-движения считается завоевавший в свое время мировую славу американский культурист Бернар МакФадден, добившийся выдающихся успехов не только как спортсмен, но и как популяризатор культуризма, и как предприниматель. В конце XIX века МакФадден начал издавать журнал «Физическая культура». А в самом начале XX века стал регулярно проводить конкурс на звание «мужчины с самым совершенным телосложением в Америке», а затем – всеамериканские соревнования по бодибилдингу. Заниматься фитнесом (от англ. to fit – соответствовать, быть в форме), стремиться выглядеть не просто подтянуто, но и фактурно – стало модой, подтолкнувшей зарождение индустрии.

Примечательно, что стимулировали развитие системы фитнес-клубов в современном понимании этого слова женщины – дамы не стремились к созданию бодибилдерских рельефов, но хотели радовать свой и мужской глаз осанкой, упругим и гармонично развитым телом. Ответом на растущий день ото дня спрос и стали первые фитнес-клубы, которые к середине прошлого века оформились в полноценный рынок спортивно-оздоровительных услуг.

Все тематические предприятия, действующие сейчас в США, условно можно разделить на четыре категории. К первой относятся так называемые «медицинские фитнес-центры» (medical fitness center), как правило, курируемые конкретным учреждением здравоохранения или, как минимум, обладающие соответствующими сертификатами. В таких фитнес-центрах работают не просто специалисты с медобразованием, но и имеющие опыт клинической практики.

Клиенты медицинских фитнес-центров получают целый спектр реабилитационных процедур и специализированных упражнений спортивной медицины. Особой популярностью у широкой аудитории пользуются оздоровительные клубы (health club) и фитнес-клубы (fitness club), обе категории физкультурных учреждений не используют каких-либо специализированных медицинских практик и фокусируются исключительно на тренировках.

Наконец, четвертая категория профильных предприятий – спортивные залы (gym) или секции, обычно предлагающие тренировки внутри одной спортивной дисциплины, например, бокса или каратэ. Каждая категория заведений имеет свои особенности регулирования.

ШТАТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Несмотря на столетнюю историю, подходы к регулированию этой отрасли сформировались только к 80-м годам XX века. Из четырех категорий предприятий под обязательное нормативное описание и жесткий контроль не попадают только спортивные залы (gym). Правда, регулирование отрасли происходит не на федеральном уровне, и потому регламенты, в том числе и нормативные определения профильных учреждений, от штата к штату разнятся.

Например, в законодательной базе штата Нью-Йорк можно найти такую формулировку: оздоровительный клуб – это «лицо, фирма, корпорация, партнерство компаний, некоммерческая ассоциация или любое другое деловое предприятие, предлагающее услуги в сфере инструктажа, обучения или оказания помощи и предоставления средств для сохранения, поддержания, стимуляции и развития физической подготовки и состояния». А в соседнем Нью-Джерси оздоровительный клуб квалифицируется как «учреждение, деятельность которого минимум на 40% направлена на предоставление услуг базового развития, подготовки и поддержания физического состояния клиента (покупателя услуги)».

Естественно, в многомиллиардной индустрии большинство регламентов, написанных для двух, самых востребованных фитнес-заведений, определяют коммерческие взаимоотношения между клиентом и предприятием. То есть категории health club и fitness club легко обходятся без детального описания собственно услуг и связанной с их оказанием деятельности.

Впрочем, есть один федеральный закон, касающийся в том числе и предприятий фитнес-индустрии: это принятый в 1990 году The Americans with Disabilities Act (ADA), защищающий права людей с ограниченными возможностями. В соответствии с документом во всех местах общественного пользования, к которым относятся и фитнес-клубы, должны быть созданы условия, максимально приемлемые для этой группы людей.

Ряд других, базирующихся на ADA нормативов конкретизирует специфические требования к фитнес-клубам – определены стандарты для конфигурации тренажеров, оговорены условия передвижения по всей территории клуба.

Помимо этого, некоторыми штатами сформулированы требования по наличию в спортивно-оздоровительных центрах средств для оказания первой медицинской помощи. В штате Иллинойс, например, с 1 января 2005 года действует закон «Коллин О’Cалливан», в соответствии с которым любые профильные предприятия (в том числе фитнес-клубы, гольф-клубы и даже муниципальные спортивные площадки) должны быть оборудованы автоматизированными дефибрилляторами, а сотрудники этих учреждений должны уметь оказывать первую помощь, а значит, пройти соответствующее обучение.

Закон был назван именем 30-летней местной жительницы, погибшей в августе 2002 года во время фитнес-тренировки: в клубе, где она занималась, был дефибриллятор, но никто из персонала не умел им пользоваться. Иллинойс – не единственный штат, законодательно закрепивший превентивную практику.

Например, в одном из нью-йоркских законов, затрагивающих деятельность фитнес-центров, говорится, что если ежедневная проходимость спортивного клуба превышает 500 человек, то учреждение непременно должно быть обеспечено дефибриллятором и персоналом, способным оказать первую помощь, в том числе с использованием этой установки.

АССОЦИАТИВНЫЙ РАЗРЯД

Вполне объяснимо, что наиболее подробно и строго регламентируется деятельность медицинских фитнес-центров. Функции единого регулятора для всех таких заведений выполняет Medical Fitness Association (MFA) – действующая с 1991 года некоммерческая организация, декларирующая своей целью оказание всесторонней помощи специализированным медицинским фитнес-центрам и оздоровительным клубам, имеющим в арсенале определенный набор медуслуг.

В индустрии MFA пользуется непререкаемым авторитетом, в том числе и потому, что имеет прозрачную структуру и независимое финансирование, складывающееся из пожертвований потребителей и членских взносов операторов – участников ассоциации.

«Очень важно видеть границу между медицинским фитнес-центром и обычным коммерческим фитнес-клубом – они заметно различаются, прежде всего, по степени возлагаемых на них полномочий и ответственности», – рассказал Vademecum президент MFA Роберт ди Боун.

Тренеры в medical fitness center должны иметь медицинское образование и получать аккредитацию – в специализированных медучреждениях, университетах, колледжах или в других, имеющих подобные полномочия организациях, непременно сотрудничающих на регулярной основе с MFA. Ассоциация в свою очередь выдает после специальных проверок сертификаты самим клубам.

MFA, объясняет Роберт ди Боун, использует трехуровневую систему сертификации. Заведения, имеющие сертификат первого уровня, позволяют практикующим там тренерам оказывать клиентам помощь в первичной профилактике возможных заболеваний посредством специализированных тренировочных программ. Получить такой документ также может оздоровительный или фитнес-центр. «Любой коммерческий клуб может таким образом перейти в новый статус, переквалифицироваться и предоставлять услуги углубленного медицинского обслуживания», – говорит ди Боун.

Второй и третий уровень сертификации предполагает оказание наиболее обширного спектра медицинских услуг, направленных на борьбу с развивающимися и хроническими заболеваниями, в том числе такими, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, ожирение, диабет и другие. Сотрудники продвинутых медицинских фитнес-центров, конечно же, должны иметь профильное медобразование.

«Таким образом, – объясняет ди Боун, – формировались стандарты в квалификации персонала, организации программ, контроле качества предоставляемых услуг». И хотя государство не регулирует медицинскую составляющую фитнес-индустрии, подчеркивает президент MFA, профассоциации тесно взаимодействуют с Минздравом США и другими территориальными и федеральными администрациями, с представителями бизнес-сообщества ради соблюдения единых для всех участников индустрии регламентов.


зож, фитнес, сша, здравоохранение, спорт
Источник: Vademecum №20-21, 2018

ТОП200 частных многопрофильных клиник по выручке за 2023 год

Евгений Шляхто: «Все устроено так, что особенно далеко ты от проблем не спрячешься»

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»