27 Июля 2024 Суббота

Бедная линза
Ольга Гончарова
30 июня 2014, 19:35
10779

Импортозамещение в оптике ограничивается производством рецептурных продуктов

На высококонкурентном оптическом рынке сформировалась перспективная ниша – изготовление индивидуальных очковых линз для людей, страдающих астигматизмом и другими сложными дефектами зрения. Основную долю даже в этом узком сегменте пока занимает зарубежная продукция, однако отечественные производители штучных линз наращивают объемы выпуска на 10–15% в год и уже начинают замещать импорт. Профильные лаборатории в России постепенно открывают все участники «оптической цепочки» – от грандов мирового рынка до локальных дистрибьюторов и ритейлеров.

Рецептурные линзы можно назвать самым эксклюзивным товаром на оптическом рынке. Они подбираются пациентам по рецепту офтальмолога, поэтому у каждой единицы такого продукта свой диаметр, толщина, оптическая сила, показатели преломления, покрытие и другие параметры. «Если этими линзами выложить все российские футбольные поля, то даже тогда среди них не найдется двух одинаковых», – фантазирует заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании «Очкарик» Андрей Спиридонов.

По оценкам участников рынка, ежегодно в Россию ввозится около 4 млн единиц продукции – примерно 20% всего импорта очковых линз. Остальная доля ввозимых товаров этой категории приходится на складской товар для пациентов с распространенными зрительными дефектами. Крупнейшие поставщики – Rodenstock, Essilor, Seiko и другие – наряду с серийным товаром, как правило, поставляют в оптические салоны и индивидуальные линзы, изготовленные в их лабораториях за рубежом.

Однако в этой нише у зарубежных мейджоров уже формируется серьезный конкурент – российские изготовители рецептурных линз. У локальных игроков есть свои преимущества – постоянный контакт с клиентами, оперативность изготовления, более низкие цены. Сейчас в России действуют уже более 10 таких лабораторий, которые, по разным оценкам, совокупно производят от 400 до 600 тысяч линз ежегодно.

ДИРЕКТИВНЫЕ ДИОПТРИИ

Рецептурное производство было узкой нишей даже в СССР, где изготавливалось около 250 марок оптического стекла, а годовые объемы производства линз превышали 40–50 млн единиц. Основной акцент в то время делался на выпуске серийных линз. В стране работали несколько заводов по производству такого продукта, самыми крупными из них считались «Оптимап» в Москве, «Призма» в Рыбинске, Суксунский оптико-механический завод и Изюмский оптико-механический завод, которые снабжали все оптические магазины страны очковыми линзами из стекла.

Механизм получения рецептурной линзы был очень сложным. «В СССР очки пациентам, например, при возрастном ослаблении зрения, выписывались практически директивно и только три раза в течение жизни: первые очки с диоптриями +1, вторые +2, третьи +3, и уже с ними человек оставался до самой смерти. Если пациенту требовалось исправление астигматизма, то зачастую ему приходилось получить разрешение на производство такой линзы у главного офтальмолога региона. Потом заказ отправлялся на один из заводов страны, их было тогда один-два и обчелся, и пациент месяцами ожидал получения своих очков», – рассказывает генеральный директор компании «Арт Оптика» Рашид Ибатулин, занимавший когда-то должность главного детского офтальмолога Челябинской области.

Заказы на изготовление рецептурной продукции стекались в семь лабораторий в Москве, Ленинграде, Киеве, Ереване, Новосибирске, крупнейшей из которых было московское объединение «Оптика». Частично такие линзы производились и на базе серийных заводов, в том числе на предприятии «Призма» и Суксунском оптико-механическом заводе.

При этом продукция, которая сейчас относится к серийной, в то время выписывалась только по рецепту. «Линзы с параметрами -4,75 диоптрий, а также -0,5 диоптрий производились только на нашем предприятии», – не без гордости вспоминает представитель Суксунского оптико-механического завода. В 90-е годы отечественное производство очковых линз практически обнулилось, серийные продукты полностью заместил импорт, а рецептурное изготовление только начало развиваться.

ПОЛИМЕРНЫЙ НАЛЕТ

Первыми предпринимателями на рынке рецептурных линз стали специалисты оборонной промышленности. «В советское время я занимался военной техникой и почти 20 лет отработал в приборной оптике, а в 90-е годы на собственные средства создал собственное небольшое производство рецептурных линз на улице Казакова», – рассказывает генеральный директор компании «Лорнет-М» Павел Голиков. – В моей лаборатории работали люди с опытом работы в приборной оптике. А линзы в то время мы изготавливали из оптического бесцветного стекла и даже из старых кинескопов, которые были серого цвета. Это женщинам давало эффект легкого макияжа, а мужчинам позволяло в понедельник скрыть свои глаза после удачно проведенных выходных».

Приблизительно в те же годы собственную лабораторию по изготовлению рецептурных линз «Интероптик» организовал Валерий Иванидзе, до этого занимавший должность заместителя генерального директора по науке государственного предприятия МПО «Оптика», которое до начала 90-х объединяло все оборонные оптические предприятия СССР. «В то время в лаборатории изготавливались только стеклянные очковые линзы и спектральные покрытия на них», – вспоминает заместитель генерального директора и сын основателя компании «Интероптик» Николай Иванидзе.

Спрос на оптику рос стремительно, как и на продукцию первых лабораторий рецептурных линз. «Однажды ко мне в лабораторию пришел главный оптометрист России Юрий Захарович Розенблюм и спросил: «Почему в ваших очках мои пациенты видят лучше, чем в других?» Я сказал: «Очень просто, они сделаны с высокой точностью по стандартам приборостроения». Мы познакомились и подружились, а потом стали сотрудничать и с Московским НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, в котором тогда работал профессор», – рассказывает Павел Голиков. В середине 90-х годов в Россию начали завозить полимерные материалы, предприятия покупали в Европе заготовки, которые адаптировали к персональным потребностям пациентов. У чистых производственников стали появляться конкуренты среди поставщиков формирующегося оптического рынка.

В 2001 году новые владельцы московского объединения «Оптика» принялись строить на его базе сеть салонов «Очкарик», попутно возрождая лабораторию по изготовлению рецептурных линз. «Если в советское время это был полноценный завод, то мощности новой лаборатории были значительно скромнее. Мы полностью обновили оборудование и увеличили объем производства на единицу площади и ассортимент продукции», – рассказывает Андрей Спиридонов. Лаборатория работала только на салоны сети «Очкарик» и давала компании независимость от сторонних производителей рецептурных линз.

Семь лет назад открыла собственную лабораторию и дистрибьюторская компания «АВЕА». «Рынок изменился, произошла экспансия китайского дешевого продукта. Резко увеличилось количество поставщиков. Клиента стало сложно чем-то удивить, – объясняет учредитель «АВЕА» Елена Самарина. – Конкурентным преимуществом становился уже не товар, а услуга. Поэтому мы стали предлагать салонам оптики как складские, так и сложные рецептурные линзы, которые изготавливали в своей лаборатории в короткие сроки, а также оправы и оборудование».

К середине 2000-х годов в России работали уже около 10 лабораторий рецептурных продуктов, производимых с учетом западных ноу-хау: бифокальные линзы с двумя фокусами, прогрессивные линзы, у которых переход диоптрий заложен внутри линзы, и фотохромные продукты, меняющие окраску стекла при ультрафиолетовом излучении. Предприятия стали наращивать мощности производства. Например, по словам Андрея Спиридонова, лаборатория «Очкарика» последние несколько лет держит ежемесячный объем производства на уровне 2,5 тысячи линз.

ЛОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНО

Перспективы рецептурных продуктов заметили выходящие на прямые продажи зарубежные поставщики оптики и местные производители неоптических медизделий. Пять лет назад в сегменте появилось, например, НПП «Росоптика» из подмосковного Фрязино. «Мы поняли, что ниша производства рецептурных линз в России еще не занята и решили организовать такое производство. До этого у нас уже был опыт работы с другой медицинской техникой», – говорит основатель и генеральный директор компании Людмила Кузьмина.

В 2010 году оптический мейджор Rodenstock заключил с екатеринбургской фирмой «Очки для вас» контракт, сделавший ее сертифицированной лабораторией немецкого концерна. «Они закупили оборудование и расходные материалы для производства немецких линз, – рассказывает Елена Денисова, сотрудник компании Avvita, представляющей интересы Rodenstock в России. – Как дистрибьютор, мы осуществляем контроль производства. Линзы, изготовленные в Екатеринбурге, примерно на 30% дешевле немецких и поступают к заказчику от четырех до шести суток быстрее».

Вместе с покупкой контрольного пакета российского дистрибьютора «ЛУЙС-Оптика» в этот сегмент вышла и французская Essilor. «Часть продукции производится по европейским заготовкам, а часть мы полностью делаем сами. Некоторые заказы рецептурных линз мы по-прежнему отправляем в Париж, но основную долю производим локально», – объясняет Елена Коровина из «ЛУЙС-Оптики».

По оценкам участников рынка, в среднем производство рецептурных линз и спрос на эту продукцию растет на 10–15% в год. «Постепенно спрос перераспределяется в сторону более высокотехнологичных линз, в том числе прогрессивных и фотохромных», – свидетельствует Андрей Спиридонов.

оптический рынок, импортозамещение

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении