27 Июля 2024 Суббота

«Банк «Россия» в наших сердцах занимает особое место»
Ольга Гончарова
30 июня 2014, 19:32
8124

Основатель сети «Линзмастер» – о том, как создавал и почему продал оптический бизнес

«Линзмастер» стал в прошлом году первым в России оптическим ритейлером с полностью иностранным капиталом. Международная сеть Grand Vision S.A., принадлежащая голландской HAL Investments, консолидировала 100% оператора, а основатель «Линзмастера» Ариан Аликхани продал свою долю в компании и вышел из проекта. В течение 15 лет, пока Аликхани развивал здесь свой бизнес, предприниматель почти не делал публичных заявлений. В интервью VM он впервые рассказал о том, чем его привлек российский оптический рынок, какую роль в создании «Линзмастера» сыграли банк «Россия» и основатель международной сети LensCrafters и почему сделка по продаже его компании зарубежным инвесторам длилась восемь лет.

«РОССИЙСКИЙ РЫНОК БЫЛ СЛОЖНЫМ – ТУТ БЫЛО МНОГО КРИМИНАЛА И МАФИИ»

– Почему, приехав в Россию в 90-х, вы решили заняться именно оптикой?

– Мне было 25 лет, я только окончил университет в Париже и искал приключений. Я был заворожен тем, что происходило в мире: Берлинская стена упала, и Россия становилась все более открытой. Я приехал сюда, и первое, на что обратил внимание, – это темные улицы и отсутствие какого-либо ритейла, торговых центров. Тогда я решил, что постараюсь здесь построить бизнес.

В то время российский рынок был сложным – тут было много криминала и мафии. А я хотел быть вдалеке от всего этого и понял, что бизнес должен быть как-то связан с медициной. У меня был друг – оптометрист Элиот Моско, который управлял несколькими оптическими магазинами в Лос-Анжелесе, и я пригласил его в Россию, чтобы исследовать здесь сегмент оптики. Мы увидели, что в то время это был практически пустой рынок – я был в шоке от того, что в Москве с населением более 10 млн человек работало только 35 государственных оптических магазинов, крупнейшим из которых была «Оптика №1» на Никольской. При этом в каждом магазине было не более 10 единиц продукции, на очках были толстые стекла, контактные линзы почти не присутствовали в ассортименте. Было очевидно, что стоит заняться продажей оптики, но из-за всей этой криминальной ситуации мы побоялись начинать с ритейла, и я стал дистрибьютором крупных производителей оптической продукции в России.

– Кого вы, как дистрибьютор, привезли в Россию первым?

– Я начал с продажи контактных линз. В то время в России практически не было контактных линз известных зарубежных производителей, а российские аналоги были очень низкого качества. Я пришел в три компании – Bausch&Lomb, Ciba Vision и Johnson&Johnson – и предложил продавать в России их линзы. Ciba Vision и J&J не были в этом заинтересованы, они понимали, что их продукция в то время была очень дорогой для российского потребителя. Они бы могли снизить цену, чтобы сразу получить здесь большую долю рынка, но опасались контрабанды и того, что дешевые линзы из России попадут впоследствии в США и другие страны по той же невысокой цене. А вот у Bausch&Lomb уже был опыт работы на развивающихся рынках, они были заинтересованы в том, чтобы закрепиться на местном рынке, не боялись и сказали мне: «О’кей, можете продавать наши линзы в России». Тогда я создал дистрибьюторскую компанию Optic Plus для продажи их продуктов.

«УЖЕ В ПЕРВЫЙ ГОД МЫ ЗАРАБОТАЛИ ОКОЛО $1 МЛН»

– Сложно было начинать без опыта работы в России? Вы привлекали местных партнеров?

– Да, у меня были российские партнеры. Первыми, к кому я пришел, были профессор Анатолий Киваев, который потом стал моим хорошим другом, и его партнер Мераб Кешелава [совладельцы ЗАО «Колинз». – VM, подробнее об Анатолии Киваеве – в материале «Съесть контакт»]. В тот момент у Всероссийского центра была сеть из лабораторий по производству контактных линз по всей территории страны, а сам Киваев и его коллеги обучили около 3 тысяч офтальмологов работе с ними. Тогда я подумал: «Вот готовая сеть дистрибуции, осталось просто дать им хороший продукт». Я предложил Киваеву начать продажи Bausch&Lomb. Когда он выслушал мою идею, то показал свою записную книжку с двадцатью визитными карточками представителей этой компании, которые работали здесь в 70-х и 80-х годах, и сказал: «Ты будешь двадцать вторым, кто хочет продавать Bausch&Lomb в России. Не надо тратить мое время, пойдем лучше съедим шашлык и выпьем водки». Я ответил: «Нет-нет, я серьезно, давайте сделаем бизнес вместе». В результате я закупил партию американских линз на общую сумму около $35 тысяч, мы вместе с Киваевым провели конференцию среди офтальмологов, отдали им продукт и сказали: продавайте его пациентам. Продажи пошли очень быстро, врачи рассказывали друг другу о новом продукте. Скоро за линзами к нам стали приезжать, например, офтальмологи из Хабаровска и других отдаленных регионов. Мы давали рекламу в глянцевых журналах, которые тогда начинали появляться, обучали врачей в том числе общению с пациентами. Например, советовали им: «Предложите пациенту установить в одном глазу отечественную линзу, а в другом – Bausch&Lomb и попросите сравнить результат». Уже в первый год мы заработали около $1 млн на продаже контактных линз, и Bausch&Lomb заключила с Optic Plus эксклюзивный контракт на продажу своей продукции в России.

– В то время Bausch&Lomb была производителем и знаменитых очков Ray Ban. Вы занимались дистрибуцией и этого бренда?

– Конечно, мы продавали и очки, в том числе Ray Ban, но с ними все было гораздо сложнее с точки зрения дистрибуции. В России не было специализированных магазинов, где можно было бы успешно продавать этот продукт. Первым нашим клиентом среди ритейлеров стал Араз Агаларов [основатель Crocus Group. – VM]. Я пришел к Аразу и сказал: «Почему бы тебе не начать продавать и очки?», он сразу согласился и поставил Ray Ban на продажу в своих обувных магазинах. Мы продавали очки в супермаркетах Western Style и Irish House [один из крупнейших валютных магазинов в Москве. – VM]. Но такие очки, как Ray Ban, в то время были достаточно дорогим продуктом – из-за таможенных пошлин на оптическую продукцию в России они стоили дороже, чем на международном рынке. Поэтому очки и оправы не были главным продуктом нашей линейки, в то время мы сосредоточились на продажах контактных и очковых линз.

– Когда вы начали развивать ритейл?

– Все то время, что я занимался дистрибуцией, держал в голове мысль о создании сетевого формата оптических магазинов. Реализовать эту идею удалось, когда познакомился с Дином Батлером, основателем сети LensCrafters [международный ритейлер, управляющий крупнейшей сетью специализированных магазинов в США. – VM]. Дин хотел открыть сеть оптических магазинов в России, у него уже было налажено партнерство с компанией «Невская оптика», с которой, однако, были некоторые разногласия, и он начал вести переговоры со мной. В тот момент у Дина была оптическая сеть Vision Express, которая присутствовала в 19 странах мира, и мы говорили о том, чтобы открыть магазины под этим же брендом и в России. Правда, параллельно его компанию покупала международная группа Grand Optical. Новые владельцы Vision Express хотели сосредоточиться на уже существующих направлениях бизнеса, стартап в России им был в этот момент не очень интересен. Поэтому мы с Дином решили создать сеть магазинов самостоятельно. Задумали назвать ее «Линзмастер»: с одной стороны, на это название нас вдохновил первый проект Дина LensCrafters, с другой – слово «мастер» в России традиционно означало «профессионализм». А мы хотели сделать основной отличительной особенностью наших магазинов именно профессионализм в оптическом бизнесе.

– Где вы открыли первый магазин?

– Первый «Линзмастер» появился на месте «Оптики №1» на Никольской улице. В то время здание, в котором располагалась оптика, приватизировала «Корпорация Альт», и, насколько я помню, по условиям приватизации он должен был оставить направление оптики в этом здании. А нам было интересно здание, о котором уже знали как об оптическом магазине. Так мы заключили договор аренды, и такое партнерство было выгодно обеим сторонам. Мы начали развивать магазин, применяя формулу Дина, которая уже была протестирована на LensСrafters и других его проектах: медицинский кабинет, лаборатория по сборке очков в магазине и массированная рекламная кампания, в том числе на телевидении. Это Дин придумал и уже опробовал на других своих проектах наши популярные концепции «Очки за час» и «Все включено». Мы сделали в «Линзмастере» то, во что действительно никто не верил, – начали изготавливать очки за один час. Загрузка была колоссальной. Уже в первый год оборот составил $1,5 млн, а через два года открыли уже второй магазин, на Маросейке, и затем начали строить сеть.

– На развитие сети вы направляли собственные средства?

– Мы привлекали кредиты. Первый кредит, например, нам предоставил банк «Россия». Сейчас он попал под санкции, но в наших сердцах этот банк занимает особое место. Первое время нам было довольно сложно привлечь средства: мы были новой компанией, у нас не было никакой собственности, здания мы арендовали. Однако банк «Россия» поверил в нас, и это позволило на первом этапе развивать формат.

«ПАРТНЕРСТВО С HAL С САМОГО НАЧАЛА БЫЛО ПОХОЖЕ НА УДАЧНЫЙ БРАК»

– Тогда, в конце 90-х, в России уже начали появляться оптические магазины. Примерно в то же время на рынок выходил, например, «Очкарик». Конкуренция ощущалась?

– «Очкарик» появился немного позже. Когда мы открывали первый магазин, в Москве работала «Интероптика», но владельцы не развивали этот магазин в сетевом формате. Было еще несколько оптических магазинов, в том числе российская сеть «Маргарита» и небольшая сеть, которую развивал Сурджан Сингх Куцваха, переводчик Леонида Брежнева. Но ни у одной из этих сетей не было того уровня сервиса, который предлагали мы. Оптика – очень сложный продукт, который сочетает в себе элементы ритейла, медицины и моды, и немногие решались этим заниматься.

– Как получилось, что вы начали искать инвестора? Как велись переговоры с HAL?

– Примерно в 2004 году мне позвонил представитель этой компании Мел Грут и сказал, что HAL интересуется российским рынком. Я пригласил его в Москву, и мы провели для него экскурсию по основным оптическим магазинам. Представители HAL увидели, что у наших магазинов хорошее месторасположение и неплохие показатели, мы работаем по западным стандартам, наша философия им близка, и мы начали вести переговоры о сделке.

– Почему по итогам первой сделки HAL купила только блок-пакет «Линзмастера», а не сразу 100%?

– HAL не хотела спешить с выходом в Россию, она намеревалась изучить рынок, и для этого им, скорее, нужен был здесь партнер, чем собственное подразделение. Я и мои партнеры, в свою очередь, не стремились в тот момент продать бизнес. Нам была интересна сделка с HAL, поскольку это давало возможность привлечь средства на дальнейшее развитие бизнеса, не прибегая к кредитам, давало нам экспертизу международного игрока. Кроме того, мы хотели избежать возможной конкуренции с HAL в случае, если бы компания вышла на российский рынок в партнерстве с кем-то другим. В целом сделку с HAL изначально можно было назвать «удачным браком» для обеих сторон.

– Когда шла первая сделка по продаже компании, Дин Батлер еще был совладельцем «Линзмастера»?

– Нет, Дин продал долю в компании еще в 1998 году. Вскоре после того, как мы начали вместе развивать бизнес, он заболел, в России начался кризис, и он уехал в США. После того как Дин покинул компанию, я пригласил в «Лизмастер» Крейга Риска, с которым познакомился еще в компании Дина Vision Express. Крейг помог выстроить бизнес-процессы и всю организацию бизнеса на первом этапе развития проекта.

– После первой сделки с HAL темпы роста бизнеса «Линзмастера» значительно ускорились. Если в 2005 году выручка сети оценивалась в 12 млн евро, то всего через два года была уже в четыре раза больше. За счет чего произошел такой рост?

– В соответствии с инвестиционным планом HAL мы начали открывать по 10–15 магазинов в год, преимущественно в торговых центрах с большой проходимостью, где наши концепции «Очки за час» и «Все включено» были особенно востребованы. Это было очень удобно: пока человек делал покупки, мастер успевал изготовить ему очки. Как следствие, в середине 2000-х годов мы достигли резкого роста в общих продажах.

– Что изменилось в компании после прихода новых владельцев?

– Компания превратилась из динамично развивающегося стартапа в устойчивую структуру с отлаженными бизнес-процессами, аудитом и зарубежными стандартами. Если раньше мы многое делали, руководствуясь интуицией, то сейчас у нас есть стратегия, подкрепленная аналитикой и четкими обоснованиями.

– Какова стратегия «Линзмастера» на ближайшие годы?

– «Линзмастер» продолжит выходить в регионы. Но если раньше мы открывали в регионах один-два магазина, то теперь наша стратегия состоит в том, чтобы работать более концентрированно, открывая сразу сеть из 5–10 магазинов в каждом из городов. Это дает возможность более рационально организовать управленческий процесс и эффективно распределять расходы на рекламу. Сейчас мы продумываем, какое количество магазинов необходимо открывать в каждом городе для эффективной работы в рамках этой стратегии.

– Планируется развитие интернет-торговли?

– Интернет-магазин «Линзмастер» всегда развивался в дополнение к основному бизнесу, и сейчас основой остаются наши магазины, хотя мы не исключаем развития и в направлении интернет-продаж.

– После продажи своей доли в «Линзмастере» вы остаетесь в компании?

– Я уже около года не занимаю пост генерального директора компании и не осуществляю оперативное управление ею, но я остался в совете директоров «Линзмастера» и участвую в стратегическом планировании бизнеса.

– Средства, вырученные от сделки, направите в новый оптический проект?

– По соглашению с партнерами я не имею права заниматься этим бизнесом в течение определенного времени. Но у меня есть другие проекты в области ритейла: например, я вместе с рядом инвесторов вложил средства в развитие сети из 11 ювелирных магазинов Tous, а также в несколько магазинов косметики Bobby Brown в России. «Линзмастер» был очень важным проектом для меня лично. Было важно видеть, как люди, которые со мной начинали, превращаются в настоящих профессионалов. Но для меня наступил новый этап, и сейчас мне интересно попробовать себя в новых сферах.

оптический рынок, линзмастер

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении