27 Июля 2024 Суббота

«Наш кейс про то, как все может быть нелинейно». Стратегия завоевания отечественного рынка вакцин
Дмитрий Кряжев Фарминдустрия
9 ноября 2022, 14:37
Азамат Метов, генеральный директор компании «Фарм Эйд»
Фото: «Фарм Эйд»
3736

В октябре российские эпидемиологи вновь подняли вопрос о необходимости расширения Нацкалендаря профилактических прививок (НКПП). Сейчас в него входит 12 нозологий, а не охваченными календарем остается целый ряд опасных заболеваний, в частности менингококковая инфекция, ветряная оспа, вирус папилломы человека, ротавирус. Больших событий в НКПП, если не брать в расчет появление в его номенклатуре антиковидных продуктов, не было уже несколько лет, хотя Минздрав РФ охотно вступает в дискуссии по развитию рынка госзакупок вакцин. В расчете на активное участие в Нацкалендаре строит свою стратегию компания «Фарм Эйд». В прошлом году производитель выкупил у индийского Serum Institute и зарегистрировал в России ротавирусную вакцину, а следом заявил о масштабных инвестициях в строительство собственного завода под Калугой, куда будет перенесен выпуск иностранных разработок. О том, как в новых рыночных реалиях развивается международный бизнес-проект, издателю Vademecum Дмитрию Кряжеву рассказал генеральный директор компании «Фарм Эйд» Азамат Метов.

– «Фарм Эйд» существует пять лет. Но говорить о компании на рынке стали только в этом году, после того как вы забрали под свой проект площадку «НоваМедики» в Калужской области. Что вообще предшествовало этому событию?

– Все началось после того, как ГК «Ростех» занялась производством иммунобиологических препаратов.

– Ну это было еще в 2013 году, когда создавалась «Нацимбио».

– Верно. Было одновременно несколько приоритетных векторов развития. И в частности, было решено найти технологических партнеров, способных осуществить трансфер технологии производства сложных препаратов по полному циклу. На поиск компетентных союзников потребовалось время. В переговорах ГК помогал дубайско­сингапурский фонд Ishvan Pharmaceutical, который имел опыт в сфере биотеха. Вместе с «Нацимбио» фонд учредил в 2017 году компанию «Фарм Эйд Лтд», и мы вплотную приступили к поиску доноров технологий. Переговоры велись как с западными, так и с азиатскими компаниями.

– И что, европейские компании были готовы делиться ноу-хау? Обычно у всех на этом этапе возникают проблемы и дальше стадии упаковки делегирование производственных полномочий не идет.

– Да, мы тоже столкнулись с тем, что западные компании не были готовы передавать в Россию технологии по полному циклу, а если вдруг кто-­то заявлял о готовности, то цена и сроки оказывались просто неприемлемыми. В итоге мы остановили выбор на сотрудничестве с индийским Serum Institute. И время показало, что это был удачный выбор. Это крупнейший в мире производитель вакцин с годовым объемом выпуска более 2 млрд доз. Впрочем, даже наличие такой поддержки не было гарантией того, что проект простроен до конца. Год мы разбирались с документацией, приводили в соответствие с российскими требованиями, готовили дизайн КИ, подбирали центры, где они будут проводиться. В 2018 году «Фарм Эйд» приступил к клиническим исследованиям и регистрации ротавирусной вакцины. Регудостоверение нам выдали в 2021 году.

– Параллельно, я знаю, «Фарм Эйд» занималась подбором производственной площадки. И много чего посмотрели.

– Ты не представляешь! Пару лет мы потратили на изучение всего, что было построено с 1960 года.

– А география, критерии отбора?

– Десятки потенциальных площадок, на которых можно было бы производить живые вирусные вакцины, – от Калининграда до Сахалина.

– И ничего не подошло?

– Давай спишем на нашу придирчивость и специфику продукта. Однако в России не оказалось готовой площадки, которая могла бы принять технологии наших зарубежных партнеров в соответствии со всеми мировыми и российскими требованиями GMP. Если результат нашего отбора потребуется кому-­то из коллег, готов поделиться наблюдениями. В общем, решили строить свой завод с нуля. Оставался только вопрос локации. Сначала выбор пал на подмосковную ОЭЗ «Дубна», оперативно были проведены переговоры, получены необходимые разрешения. Нам выделили участок площадью 2,5 га, мы приступили к проектированию завода.

– Подожди, вы же под Калугой строитесь в итоге.

– Наш кейс вообще, строго говоря, про то, как все может быть нелинейно. Даже при ясных, четких целях. Если сильно не вдаваться в историю, вариант с площадкой в Калужской области возник спонтанно. Да, мы работали по Дубне, но все же соблазнились посмотреть площадку «НоваМедики» под Калугой. И в итоге оказалось, что, покупая участок «НоваМедики», мы сможем сэкономить полтора года на получении технических условий, разрешениях, инфраструктуре. Нам проще было в нашу документацию внести изменения ради ускорения всего процесса. С площадкой в Калуге был другой вызов. Если в Дубне мы планировали компактный завод с одной линией, который занимал бы в общей сложности порядка 10 тысяч кв. м полезных площадей, то Калуга – это в 2,5 раза больше.

– Так это уже другая экономика. Как вы окупать затраты будете?

– Ускорение стало главной целью. И под нее мы скорректировали весь бизнес­-план. Мы провели переговоры с партнерами и договорились расширить продуктовый портфель – добавили в него пятивалентную менингококковую вакцину, четырехвалентную вакцину для профилактики вируса папилломы человека на тех же принципах передачи технологий по полному циклу, как это было ранее. И это еще не все шаги. В дальнейшем портфель компании планируется расширить иммунобиологическими препаратами, в основном иммуноглобулинами, против различных инфекционных заболеваний.

– Сильно пришлось переделывать проект под свои нужды?

– В сентябре 2021 года мы закрыли сделку и с тех пор заняты перепроектированием завода. Работаем с российско-­австрийской компанией «Цета». Проектировщики адаптируют технологические решения партнеров к нашей площадке. Общестроительные работы завершены более чем на 40%.

Завод будет выпускать 3,5 млн доз ротавирусной вакцины ежегодно, что закроет потребность России в этом продукте. В целом площадка сможет производить до 13 млн доз вакцин в год, если работать в две смены.

– Сколько вы инвестируете в завод?

– Рассчитываем, что строительство обойдется в 9 млрд рублей. Общий бюджет, с учетом запуска, регистрации и вывода на рынок новых продуктов, других операционных расходов, будет существенно больше.

– В этом году «Ростех» из «Фарм Эйд» вышел. Ваш теперь уже единственный акционер не пересматривал стратегию?

– Речь идет о достаточно больших капитальных вложениях в строительство завода. И, конечно, у Ishvan Pharmaceutical есть здравые опасения инвестора: объективные риски должны быть митигированы гарантиями реализации продукции. Расширение Нацкалендаря профилактических прививок даст необходимую уверенность в завтрашнем дне. Мы, кстати, активно доносим нашу позицию до представителей регулирующих органов, и они нас слышат. При условии включения ротавирусной инфекции в 2023 году в Нацкалендарь, мы сможем оперативно завершить строительство площадки и через три-­четыре года локализовать производство в России. Мы, кстати, активно доносим нашу позицию до представителей регулирующих органов, и они нас слышат. Наши соглашения подразумевают получение полных прав на трансфер технологий производства необходимых стране продуктов, которые до момента сдачи в эксплуатацию завода будут производиться по контракту в Индии.

– Кстати, почему начали с вакцины против ротавируса?

– Ротавирусная инфекция наносит большие убытки экономике – это ощущает система здравоохранения, система ОМС, это прямые расходы. Если ребенок заболел ротавирусом, это выводит из строя всю семью, то есть активных субъектов хозяйственных отношений, работодателям приходится нести убытки, а это – косвенные расходы. Ежегодная вакцинация новорожденных позволила бы снизить эти затраты на 45 млрд рублей в год. Чтобы эта цифра превратилась в условный «ноль», государству ежегодно надо тратить на вакцинацию по 4 млрд рублей. Да и не стоит забывать, что есть и случаи смерти детей от этой инфекции, а это можно контролировать превентивно – вакцинацией. К тому же наш продукт вдвое дешевле аналогов «биг фармы». Мы увидели, что многие региональные потребители ранее отказывались от вакцинации из-­за цены. С появлением нашей вакцины на рынке спрос на этот вид прививок проявился. Мы обеспечили 90% российского рынка в этом году. В этом году были пробные поставки в Беларусь. Через год планируем продавать нашу вакцину во всех странах ЕАЭС.

– С логистикой были проблемы? Весной не было нормального сообщения, в том числе и с Индией.

– Проблемы были, но не критичные. Мы просто сменили авиаперевозчика. Но геополитика, конечно, влияет сейчас на все международные проекты. Наш – не исключение. Например, сейчас решаем вопрос с заменой технологического оборудования, благо мы находимся на стадии проектирования. Для примера: Serum Institute работает на немецком оборудовании, которое нам сейчас недоступно. Изначально мы собирались устанавливать оборудование европейского производства, но сейчас переориентируемся на азиатских производителей, в первую очередь из дружественных Индии и Китая. Причем смогли найти аналогичные позиции дешевле. Мы также предусматриваем при проектировании завода отдельную мастерскую с 3D-­принтерами и токарными станками, чтобы можно было на месте самостоятельно производить мелкий ремонт, без длительного ожидания запчастей.

– Ты говоришь, до запуска завода – три года. Это сравнительно небольшой срок. Вы вопросом кадров уже озаботились?

– Штатное расписание в целом готово. На заводе будут работать 250 человек. Чтобы их точно набрать, у нас есть соглашение с вузами Москвы, Питера и Обнинска. Ребята с третьего курса смогут стажироваться на производственной площадке «Фарм Эйд». Ну и, конечно, ищем по рынку лучшие кадры. С обучением, повышением квалификации специалистов нам приедут помогать сотрудники Serum Institute. Это условие тоже предусмотрено пакетом международных договоренностей.

фарм эйд, азамат метов
Источник: Vademecum №5-6, 2022

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении