17 Сентября 2024 Вторник

Аванс сценой
Татьяна Равинская
31 августа 2015, 11:58
5075

Роль единого поставщика антиретровирусных препаратов НИК предпочитает репетировать на публике

Пациентские организации обеспокоены. На конец августа было запланировано заседание правительственной комиссии, которой предстояло разобраться с одной из главных интриг прошедшего лета – сроками и порядком передачи полномочий по закупке антиретровирусных препаратов от регионов федеральному центру, а следовательно, единому поставщику – «дочке» госкорпорации «Ростех» ОАО «Национальная иммунобиологическая компания» (НИК). Совещание в официальную повестку не попало, а партнеры лекарственных госпрограмм и вовсе считают новости о безоговорочной капитуляции свободного рынка перед монополией НИК преждевременными.

На сайте government.ru нет и не было анонса заседания правительственной комиссии под председательством премьера Дмитрия Медведева по вопросам поставок в регионы АРВ препаратов и лекарственных средств для лечения вирусных гепатитов. Тем не менее в пациентских организациях говорят, что планы проведения подобной встречи в Минздраве и Аппарате Правительства РФ им подтверждали еще месяц назад, как только широкой огласке было предано обращение главы «Ростеха» к Президенту РФ с инициативой наделить НИК статусом единого поставщика различных групп препаратов, включая антиретровирусные (подробнее – в материале «Большая заразница», VM #25 26 (92 93) от 27 июля 2015 года). К скану письма Сергея Чемезова в отрасли тогда отнеслись со всей серьезностью благодаря рукописной визе президента. Так же поначалу восприняли эту историю и в чиновных кругах: в Минздраве даже называли конкретную дату заседания правительственной комиссии – 5 августа. Однако позже выяснилось, что из за отпуска министра здравоохранения судьбоносную для лекарственной госпрограммы встречу решено перенести на 28 августа. Но и в минувшую пятницу совещание не состоялось.

Пока взбудораженное недосказанностью отраслевое сообщество ловило эманации высших чиновников страны, НИК изучала конъюнктуру вроде бы уже доставшегося ей рынка. Руководитель компании Николай Семенов обратился в Минпромторг с письмом (имеется в распоряжении VM), в котором попросил: «В связи с указанием Президента Российской Федерации от 7 июля 2015 года №Пр 1336 с целью проработки вопроса о централизации закупок лекарственных препаратов для лечения туберкулеза, ВИЧ инфекции и вирусных гепатитов предоставить информацию о глубине локализации производства в РФ лекарственных препаратов в соответствии с указанным перечнем». В случае же осуществления всех стадий производства на территории РФ в НИК просили «указать производителя, осуществляющего синтез фармацевтической субстанции, и страну происхождения фармацевтической субстанции». Сам формат этого обращения косвенно свидетельствует, что у НИК нет пока ни компетенций, ни легитимного статуса «единого поставщика» дорогостоящей лекарственной номенклатуры.

Общественники растеряны не меньше топ-менеджера НИК. «Ситуация неоднозначная, – говорит директор Фонда развития межсекторного социального партнерства Михаил Рукавишников. – Люди, живущие с ВИЧ, – одна из самых уязвимых категорий пациентов с точки зрения последствий возможных перебоев лекарственного обеспечения. Логистическая цепочка поставки препаратов должна быть выстроена безукоризненно, и регулятор, вновь перекраивая систему, должен отдавать себе в этом отчет: если предполагается один поставщик препаратов для нужд всей страны, то логично сделать и одного заказчика – Минздрав». В то же время один поставщик вполне мог бы вести переговоры с компаниями – производителями иностранных лекарств, аналогов которых в России нет, о снижении стоимости в обмен на долгосрочные пяти-, семилетние контракты с фиксированной стоимостью, рассуждает Рукавишников. И добавляет: «В идеальной картине мира регионы должны сами иметь возможность закупать препараты по мере необходимости несколько раз в год. Однако сейчас мы можем говорить о том, что регионы не совсем справляются с этой задачей, а возврат к централизации, по нашему мнению, неизбежен».

В свою очередь дистрибьюторы полагают, что форсировать тему централизации не спешат и в самом Минздраве. По мнению партнеров лекарственных госпрограмм, рынок АРВ препаратов устроен гораздо сложнее, чем ведомственный заказ от Федеральной службы исполнения наказаний, которую НИК на правах единого поставщика обслуживает второй год подряд. И мудренее рынка Национального календаря профилактических прививок, право на строительство госмонополии в котором «дочка» «Ростеха» получила в мае 2015 года.

Полномочия по снабжению пациентов АРВ препаратами Минздрав делегировал регионам в 2013 году. Тогда целесообразность маневра объяснялась тем, что региональные администрации лучше понимают внутренние потребности в препаратах, а следовательно, смогут более умело управлять закупками. То есть ответственность за качество снабжения с федерального министерства была снята практически полностью.

Наблюдатели отмечают, что за два года в регионах только только научились справляться с возложенными на них полномочиями, но добиться бесперебойных поставок повсеместно пока не удается. По словам специалиста Коалиции по готовности к лечению Алексея Михайлова, на сегодняшний день в России объявлено около 3 тысяч государственных аукционов на закупку препаратов для лечения ВИЧ инфекции. На 76% из них уже подписаны контракты, однако 15% не состоялись из за того, что дистрибьюторы не вышли на торги. «В ряде субъектов РФ процент несостоявшихся аукционов значительно выше, чем в среднем по стране. В 82% на торги выходил только один поставщик, то есть конкуренция, как и в предыдущие периоды, практически отсутствовала, – говорит Михайлов. – В такой ситуации дистрибьюторы зачастую выходят на аукционы по максимальной цене, которая в процессе торгов не снижается, и никакой экономии средств не происходит». Общественники утверждают, что при нынешнем порядке проведения тендеров АРВ препараты получают менее половины россиян, живущих с ВИЧ. По результатам проведенного коалицией мониторинга государственных закупок, в 2014 году фармакотерапию за счет государства получили 125 тысяч человек, тогда как даже официальная статистика оценивает целевую пациентскую аудиторию как минимум в 300 тысяч человек. Но поможет ли возвращение к централизованным закупкам бездефицитному лекарственному обеспечению ВИЧ инфицированных льготников, Михайлов с партнерами прогнозировать не берутся.

«Как бы то ни было, безболезненно вновь реформировать эту систему, особенно одним росчерком, уже не получится. Нужно много движений со стороны регуляторов, включая соответствующее постановление правительства, соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. А все это, исходя из практики, ни за один месяц, ни даже за полгода не делается. Это не ведомственные поставки, не моноканал, где можно действовать просто по договоренности. Тем более что, судя по настроениям в регионах, никто там просто так расставаться с возможностью самостоятельно определять поставщика не собирается», – рассуждает регулярный участник тендеров на поставку АРВ препаратов. Собеседники VM, близкие к НИК, говорят, что в госкомпании крайне серьезно относятся к получению роли единственного поставщика АРВ препаратов и ЛС для лечения вирусных гепатитов, а основным препятствием на пути к цели видят главного игрока сегмента – группу «Р-Фарм» Алексея Репика.

Как уже не раз замечал VM, «Р-Фарм», в случае закрепления за НИК монополии в перечисленных секторах рынка госзакупок, действительно рискует многим. По итогам 2014 года доля компании на рынке антиретровирусных препаратов составила 48,6% (7,46 млрд рублей), по итогам первого полугодия 2015 года – 44,13% (3,66 млрд рублей). В роли поставщика препаратов для лечения вирусных гепатитов компания выиграла 48,9% совокупной стоимости профильных контрактов в 2014 году (1,02 млрд рублей) и 36,5% (201 млн рублей) – в первом полугодии текущего года.

ник, ростех, р-фарм

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»