27 Июля 2024 Суббота

Астана там вправит бал
Кира Сергеева Фарминдустрия
1 октября 2013, 14:09
5629

Казахские роботы поборются с европейскими за российский аптечный рынок

Казахская фирма Aster Lab Solutions намерена выйти на российский аптечный рынок с роботом-фармацевтом собственной разработки. Роботизация российских аптек пока только начинается, за семь лет в стране было установлено всего 13 так называемых роботов-фармацевтов, однако за эти годы все же успело сложиться какое-то подобие рынка автоматизированных решений для розничных торговых точек. Как минимум четыре компании конкурируют между собой, продвигая различные бренды, все европейские. Теперь с ними намерен потягаться игрок из Казахстана.

Заменить фармацевта на многофункционального робота – удовольствие не из дешевых. Ценовой диапазон – 120–200 тысяч евро за аппарат. Однако в новостях то и дело появляются сообщения об аптеках, установивших на своих площадях электронного помощника. Первой в России в 2006 году стала «Самсон-Фарма». Самая свежая информация пришла этим летом из Красноярска.

Как сообщила VM специалист по рекламе ГПКК «Губернские аптеки» Алла Анипкина, государственная компания надеется, что установка робота ценой в 8 млн рублей поможет избавиться от очередей в одной из самых популярных аптек сети. Новенький, только с конвейера, робот-диспенсер немецкой фирмы Consis уже два месяца помогает обслуживать клиентов. Как уверяют производители, подобный агрегат способен заменить четырех сотрудников: робот хранит до 16 тысяч упаковок и больше тысячи наименований ЛС, любое из которых по запросу аптекаря выдается на кассу в течение семи секунд.

Следом за «Губернскими аптеками» автоматизировалась еще одна красноярская фармация. Правда, афишировать свое ноу-хау владельцы аптеки пока не спешат. Известно только, что робот также произведен Consis. Аналогичные агрегаты установлены в Абакане, Владивостоке и Москве. Все эти аптеки автоматизировала подмосковная компания «Дизайн-Вектор».

За восемь лет компании удалось продать шесть аппаратов. С ней конкурируют московская компания ООО «Фарма Решение», продвигающая еще один немецкий бренд, Rowa, а также RePharma, основным партнером которой стал испанский производитель PYSSA (дочерняя компания группы Aernnova). Пока лидером по количеству продаж остается «Дизайн-Вектор», хотя для них реализация роботов – не основное направление бизнеса. Фирма больше 20 лет занимается переоборудованием и производством мебели для аптек.

RePharma, основанная в 2010 году, пошла по другому пути и сделала ставку на робосклады, несколько более сложные аппараты, чем компактные роботы-диспенсеры. Специалисты фирмы отказались назвать количество проданных ими роботов, однако конкуренты считают, что таковых только два: в Екатеринбурге и Благовещенске. Оба проданы в 2012 году.

«Фарма Решение» за два года удалось реализовать пять машин, и все в Москве. «Рост продаж обусловлен исключительно нашей активной коммерческой работой, интерес на рынке низок», – констатирует коммерческий директор ООО «Фарма Решение» Игорь Ерофеев.

Другой представитель компании-поставщика уверяет, что 95% машин куплено ради престижа. Владельцы аптек, за редким исключением, даже не пытаются посчитать экономическую выгоду от автоматизации. Александр Шавыкин, генеральный директор ООО «Теледроид» из Санкт-Петербурга, который пытается продавать машины итальянского и финского производителей (и ни одной пока не продал), считает возможным окупить автомат за год. Более реалистичные прогнозы дает руководитель отдела маркетинга «Дизайн-Вектора» Леонид Казьмин. По его словам, в Европе покупка робота – это вложения, которые окупятся в срок от трех до пяти лет. В России деньги «короткие», поэтому и инвестиции должны окупаться хотя бы за два года. Но это возможно только для аптек с высоким трафиком. По опыту Ерофеева, например, рассчитывать на серьезное подспорье бизнесу в виде роботов могут только те аптеки, которые пробивают не меньше 600 чеков в день.

Почти во всех европейских государствах автоматизированы от 2 до 15% аптек. Если исходить из аналогичного соотношения, российский рынок в теории может потребовать от 700 до нескольких тысяч машин. С другой стороны, у рынка до сих пор нет объективных результатов того, как «отработали» с экономической точки зрения роботы в тех аптеках, которые автоматизировались больше двух лет назад. А до этого срока итоги подводить бессмысленно. По словам экспертов, первые полгода идет только адаптационный период.

Некоторые аптечные сети, опробовав один бренд, продолжили сотрудничество уже с другим производителем. Например, «Ригла» осенью 2012 года выступила с громкими заявлениями, что начинает переход на новый уровень автоматизации. Тогда «Ригла» потратила порядка 200 тысяч евро на аптеку в Екатеринбурге, а в СМИ эти инвестиции позиционировались как «первый опыт работы полностью автоматизированной аптеки». Ходили разговоры, что скоро сеть массово заменит фармацевтов на роботов. Поставку робота осуществила компания RePharma. «Ригла» действительно с тех пор приобрела еще двух роботов – на этот раз Rowa. Пояснений, чем объясняется «опала» испанского бренда, не удалось получить ни у одной из сторон.

Пионер роботизации «Самсон-Фарма» также при повторной установке автомата сменила производителя. «Мы поменяли не бренд, а технологию – на более современную», – поясняет управляющая аптечной сетью Марина Юнисова. Одной из причин также стали более выгодные предложения по техническому обслуживанию агрегата.

Как правило, роботы ориентированы на оборот лекарственных средств, но каждая аптека решает сама, что помещать на места для автоматизированного складирования. Кто-то комбинирует ЛС и парафармацевтику, кто-то (например, «Эвалар») торгует через робота собственными брендовыми товарами. Специалисты рекомендуют размещать в «агрегате» те медикаменты, которые дают не менее 80% дневного оборота.

«Экономия площадей, которой мы добились, установив робота, позволила увеличить площадь торгового зала и сделать открытую выкладку, – уверяет исполнительный директор сети аптек «Ваше здоровье» Ирина Тарарыкова. – Как результат, увеличился средний чек». Из других плюсов аптекари называют сокращение времени, которое первостольник тратит на поиск товара, что способствует сокращению очередей.

Но самое главное – экономия на зарплатах. В Европе роботизация настолько популярна, потому что она позволяет сократить количество сотрудников аптеки. Зарплата первостольника достигает 80–100 тысяч евро в год и соизмерима со стоимостью робота. В России же, где зарплаты не так высоки (в Москве – от 30 до 50 тысяч рублей в месяц, а в провинции и того меньше), робот кажется непомерно дорогим.

Проблему стоимости взялись решить производители из Казахстана. Аппарат «Аптечный робот ALS1» впервые был запущен в одной из аптек Астаны осенью прошлого года. Машина разработана на средства инвестфонда «Астана Innovations». «Мы устранили выявленные погрешности и теперь готовы к активной реализации на рынке Казахстана и стран СНГ», – сообщила VM Асель Нурумбетова, президент компании Aster Lab Solutions. Первая коммерческая продажа ALS1 уже состоялась – сегодня робот успешно функционирует в одной из аптек ТОО «Мурат- Фарм» в Шымкенте (Южно-Казахстанская область). На изготовление заказа ушло 45 дней.

Производители уверяют, что их вариант робосклада не хуже европейских брендов. Стоимость казахского робота пока не названа, но разработчики обещают, что она будет минимум в два раза ниже, чем у европейских конкурентов. «Не потому что мы хуже по конструктиву и механике. Себестоимость снижает упрощенная программа, к тому же все детали производятся в Казахстане», – поясняет Асель Нурумбетова. Более простое программное обеспечение позволяет также распространять аптечных роботов и в других сферах торговли: они способны складировать и выдавать любой товар правильной формы со штрихкодом. Например, сигареты – такой клиент у Aster Lab Solutions уже имеется. 

робот-фармацевт, аптечный робот, дизайн‑вектор, фарма решение, repharma

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении