19 Мая 2024

Что следователи и депутат Рашкин ищут в ростовском бизнесе Натальи Мантуровой
Ирина Кравцова, Вадим Новиков Мединдустрия
27 марта 2017, 13:02
Наталья Мантурова
Фото: Оксана Добровольская
8818

Ростовский производитель медизделий – ООО «Корвита» – привлек внимание депутатов Госдумы и правоохранительных органов. По информации Vademecum, Управление СК по Ростовской области начало проверку обоснованности приобретения школами региона выпускаемых компанией диагностических аппаратов «Армис» на сумму не менее 150 млн рублей. Масштабные закупки медицинских приборов с личного благословения губернатора Ростовской области Василия Голубева ведутся уже пятый год – с тех пор, как контролирующими собственниками «Корвиты» стали структуры уроженки Ростова‑на‑Дону, главного пластического хирурга Минздрава и супруги руководителя Минпромторга Натальи Мантуровой.

По словам «Собеседника» 

Поводом для проверки Следственного комитета стало обращение депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина. Парламентарий обратил внимание на деятельность компании «Корвита» после того, как в декабре прошлого года прочитал в газете «Собеседник» материал под заголовком «Как семья главы Минпромторга зарабатывает на здоровье детей». В заметке рассказывалось, что в 2012–2016 годах школами для комплексного обследования учеников были закуплены большие партии произведенных компанией Мантуровой аппаратов «Армис» стоимостью более 400 тысяч рублей каждый. 

«Меня очень смутило, что на бюджетные средства в образовательные учреждения закупают приборы стоимостью почти по полмиллиона рублей. На фоне сокращения медицинских работников, больниц, с учетом того, что у россиян нет доступа даже к банальным процедурам и лекарственным препаратам, решение выделить такие космические средства на диагностику кажется мне подозрительным, – поделился своей тревогой с Vademecum Валерий Рашкин. – Кроме того, меня настораживает участие в этой цепочке Натальи Мантуровой. Я буду настаивать на том, чтобы Генпрокуратура и Следственный комитет разобрались в обстоятельствах этого дела».В конце февраля Рашкин в ответ на свое обращение получил письмо от заместителя председателя СК РФ Бориса Карнаухова (копия есть в распоряжении Vademecum), который сообщал, что Управление СК по Ростовской области начало процессуальную проверку обоснованности закупок диагностических аппаратов «Армис». Кроме того, обращение депутата было переправлено СК в Генеральную прокуратуру «для рассмотрения по существу». СК России и его территориальное управление не ответили на запросы Vademecum. 

Помимо правоохранительных органов Рашкин попросил Минздрав России и губернатора Ростовской области Василия Голубева изучить контракты на поставку прибора «Армис» «на коррупционную составляющую». В администрации региона на депутатский запрос не отреагировали. Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева в ответе Рашкину (есть в распоряжении Vademecum) отмечает, что заказчики не согласовывают с ведомством осуществление закупок, но прибор «Армис», как и еще 13 аналогичных аппаратов, входит в утвержденный Минздравом РФ стандарт оснащения медицинского блока в школах в качестве рекомендуемого, но не обязательного оборудования. На первый взгляд, «Корвиту» и ее контрагентов в Ростовской области упрекнуть абсолютно не в чем. По данным сайта zakupki.gov.ru, в период с 2012 по 2017 год ростовские школы, в том числе лицей №28, средняя школа №12 и другие, действительно приобретали у самого производителя и дилеров аппараты «Армис» – как по договорам с единственным поставщиком, так и в ходе традиционных тендеров. Что же еще могут выявить следственные проверки?

ЛЯГУШАЧЬЯ ЛАВКА

Прибор «Армис» еще в 90-е придумали и разработали ростовские инженеры Владимир Золотухин, Владимир Гребенников и Сергей Кульба. До развала СССР они трудились на заводе «Квант», специализировавшемся на выпуске комплектующих для ракет ближней и средней дальности и космических спутников, а когда предприятие обанкротилось, открыли собственное конструкторское бюро «Мультис». Разрабатывать «Армис» инженеры начали для Южного федерального университета, где когда-то учился один из основателей компании Владимир Золотухин. 

«Я обнаружил, что у наших студентов тотально отсутствует оборудование для проведения каких-либо исследований, – рассказывает инженер. – Поэтому мы с коллегами за несколько лет создали прибор, на котором студенты-медики и физиологи смогли бы проводить исследования на лягушках. Наш прибор производил диагностику всего организма». В середине 2000-х годов разработкой заинтересовался ростовский предприниматель Сергей Панченко, возглавлявший в то время местный филиал мебельной фабрики Mr. Doors и развивавший собственный бизнес по реализации мебели и строительных материалов. Как-то Панченко встретил своего бывшего одноклассника Олега Гребенникова, сына одного из основателей «Мультиса», тот рассказал ему про конструкторское бюро отца и предложил сотрудничество. 

Панченко идея понравилась: «Я рассчитал, что в 86 регионах России работает как минимум один медицинский вуз, в каждом из них есть кафедра микробиологии, и решил, что с прибором можно выйти на рынок оборудования для университетов». Для реализации замысла Панченко разработчики «Армиса» и создали в 2009 году отдельную компанию «Корвита» (по данным СПАРК-Интерфакс, ее учредителями изначально были члены семьи Гребенниковых). Купить прибор у новой структуры согласились 30 вузов, но эта волна заказов прибылей бизнесу не принесла. Спустя два года после запуска проекта чистый убыток компании составлял 3,8 млн рублей. 

Панченко понял, что возможности вузовского лабораторного сегмента не дадут «Корвите» заработать, и начал искать для «Армиса» широкий рынок сбыта. Спасительную идею коммерсанту подсказала запущенная в 2010 году по инициативе Дмитрия Медведева национальная образовательная программа «Наша новая школа», предусматривающая, в частности, и мероприятия по медицинскому обслуживанию учащихся. «Когда я услышал об этой программе, то сразу понял: это наша история, – рассказывает Панченко. – Тогда я стал возить «Армис» на выставки, обратился в Администрацию Президента РФ с просьбой обратить внимание на наш прибор». Естественно, специалисты «Корвиты» усовершенствовали аппарат, чтобы с его помощью можно было не только исследовать лягушек, но и обследовать людей. «Доработать прибор оказалось совсем несложно», – замечает Золотухин. После апгрейда аппарат уже мог проводить диагностику состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, зрительной и слуховой систем, фиксировать антропометрические показатели. Данные обследования сразу могли быть конвертированы в электронный формат и распечатаны – к прибору разработчики добавили ноутбук и принтер. 

А еще Панченко удалось привлечь в компанию влиятельного партнера. По данным СПАРК-Интерфакс, в 2011 году 60% долей в ООО «Корвита» получил полностью принадлежащий Мантуровой Фонд развития новых медицинских технологий, спустя год новый совладелец получил еще 10% компании. Семья Гребенниковых и Панченко вышли из числа собственников, последний стал гендиректором компании. А мажоритарий выступил инвестором развития проекта: если в 2011 году только управленческие расходы компании едва превышали 4 млн рублей, то в 2012-м выросли до 17 млн рублей. В то время Наталья Мантурова еще не курировала всю пластическую хирургию в стране, а лишь руководила кафедрой пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова, да и ее супруг был не главой, а лишь замминистра промышленности и торговли России. Панченко рассказал Vademecum, что был знаком с Мантуровой еще до того, как предложил ей партнерство, но детализировать обстоятельства первого знакомства и переговоров о кооперации не стал. Представители Мантуровой подтверждают, что она родилась и какое-то время жила в Ростове-на-Дону (ни в одной из официальных биографий главного пластического хирурга Минздрава это не указано), но ее связь с компанией «Корвита» не комментируют.

школа.jpg
 Фото: ug.ru 

НА КОСОЙ ПРИБОР

После заключения партнерства с Мантуровой бизнес «Корвиты» сразу пошел в гору. В 2012 году компания получила на свой прибор бессрочное удостоверение медицинского изделия, «Армис» был включен в перечень оборудования, рекомендованного Минздравом для использования в медицинских блоках школ. В том же году «Корвите» удалось войти в две крупные региональные программы по закупке оборудования для образовательных учреждений. Губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал распоряжение о том, что до 1 сентября 2017 года в 550 школах области должны начать работать аппаратно-диагностические комплексы «Армис» для раннего выявления заболеваемости учащихся. Предполагалось за два года охватить аппаратной диагностикой более 80% школьников области. 

Как заявляли местным СМИ представители администрации области, первая волна оснащения школ приборами «Армис» предусматривала выделение из областного бюджета 37 млн рублей. Как говорят представители ООО «Корвита», аппаратом оборудовано уже 370 местных школ, еще 200 планируется оснастить до конца текущего года. Значит, реальный объем продаж в родном регионе с 2012 по 2017 год мог достигать около 150 млн рублей. Если ориентироваться на эти подсчеты, то заказ Ростовской области мог принести компании больше 50% выручки. Но аппарат производства «Корвиты» уже давно вышел за пределы региона происхождения. В 2012 году «Армис» закупило Минобрнауки Татарстана – приборы были поставлены в более чем 60 школ республики, а в прошлом году, по данным администрации региона, для нужд местных школ и клиник были закуплены еще 200 диагностических аппаратов. 

По словам Панченко, в общей сложности за все время работы его компания реализовала более 600 приборов «Армис» в Республике Татарстан, Ростовской, Свердловской, Волгоградской областях, при этом 550 из них поставлялись в 2012–2017 годах. Если опираться на эти свидетельства гендиректора «Корвиты», при средней цене прибора в 400 тысяч рублей суммарная выручка компании за эти годы должна была составить не менее 240 млн рублей. Это не сильно расходится с данными СПАРК-Интерфакс, согласно которым с 2011 по 2015 год «Корвита» выручила около 200 млн рублей. Несмотря на взрывной рост продаж, бизнес компании прибыльным пока не стал. 

«Экспансия в новые регионы идет медленно, новых заказов немного, – признается Панченко. – Мы сейчас в долгах». По данным СПАРК-Интерфакс, убыток «Корвиты» в 2015 году составил около 6 млн рублей. Пытаясь повысить привлекательность продукта, инженеры компании добавляют ему новый функционал. «Скоро прибор позволит определять психологическое состояние ученика перед ЕГЭ, его склонность к суициду», – рассказал представитель «Корвиты» корреспонденту Vademecum, представившемуся потенциальным клиентом. 

Опрошенные Vademecum эксперты и пользователи «Армиса» не спешат восхищаться эффективностью аппарата. Представитель ростовской средней школы №40 рассказал Vademecum, что у них диагностику здоровья учеников поручили психологу, поскольку медсестра сильно загружена. «У психолога нет медицинского образования [в инструкции к «Армису» обозначено, что обслуживаться прибор должен специалистом со средним медицинским образованием. – Vademecum], но прибор довольно прост в обращении. Чтобы научиться на нем работать, нужно пройти двухдневный курс», – сообщает собеседник Vademecum. 

Представитель лицея №2 города Мамадыша утверждает, что аппарат совсем не бесполезен: «Он выявляет разные заболевания у наших ребят, мы даже сами с коллегами проходим обследование на нем время от времени. В прошлом году «Армис» выявил, что почти у 80% наших лицеистов есть нарушения дыхательной системы, – что ж, видимо, так и есть. Единственный значительный минус – низкая скорость работы. За время урока можно провести диагностику максимум трех ребят». Представители «Корвиты» заверяют, что показатели прибора достоверны: «К разработке аппарата привлечены доктора наук и академики, мы регулярно получаем благодарности от директоров школ и родителей». «Задумка изобретателей неплохая – они попытались сделать нечто более-менее простое и при этом функциональное. Если исходить из того, что прибор, способный производить диагностику почти всего организма, сделан добросовестно, то цена, по которой его продают, приемлемая. Раздельная закупка диагностического оборудования такого спектра обошлась бы более чем в миллион рублей. Я не знаком с прибором, но, даже на первый взгляд, его еще нужно серьезно дорабатывать и делать более точным», – считает гендиректор аналитической компании MDpro Алексей Ванин. 

Сергей Панченко в полемику по поводу эффективности производимого компанией прибора не вступает, но факт проверок СК подтверждает. «Все обвинения в коррупции в мой адрес – беспрецедентная ложь, – заявляет Панченко. – И больше всего меня удивляет то, что претензии к моей компании предъявляет депутат, который, вообще говоря, возглавляет Комитет ГД по делам национальностей и к медицине не имеет никакого отношения».

мантурова, медоборудование, диагностика, панченко, школьники, школы
Источник: Vademecum №5, 2017

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС